Как решить проблему госдолга бедных стран
Без смелых структурных реформ нынешняя финансовая система будет и дальше обслуживать интересы немногих, лишая перспектив миллиарды людей, особенно на Глобальном Юге

ПОРТ-ЛУИ/МАДРИД/КАРАЧИ — На фоне увеличения бедности, вялых темпов роста экономики, эскалации климатических катастроф и геополитической нестабильности становится очевидным главное препятствие на пути достижения глобальных целей развития — госдолг. Без смелых структурных реформ нынешняя финансовая система будет и дальше обслуживать интересы немногих, лишая перспектив миллиарды людей, особенно на Глобальном Юге.
30 июня мировые лидеры собрались в испанской Севилье на Четвёртую международную конференцию по финансированию развития (сокращённо FfD4). Хотя геополитический ландшафт сейчас непростой, страны мира достигли консенсуса по проекту итогового документа. Это обнадёживающий сигнал: многосторонние подходы (мультилатерализм) сохраняются, прокладывая путь вперёд. В середине июня в Нью-Йорке было согласовано так называемое «Севильское обязательство», которое должно быть одобрено в последний день работы конференции.
Это позитивное развитие событий, причём особо выделяются два важных обещания. Во-первых, начать новый межправительственный процесс для выработки рекомендаций по вопросам госдолга, предоставив развивающимся странам место за столом переговоров об определении глобальных долговых правил. Во-вторых, создать долговой механизм, призванный снижать стоимость заимствований и масштабировать финансовые инструменты, подобные долговым свопам, с целью помочь странам мира высвободить столь необходимое бюджетное пространство.
Это важный прогресс, но этих шагов совершенно недостаточно. По-прежнему не хватает надёжного, всеобъемлющего механизма облегчения бремени госдолга. Без него многие страны останутся в порочном круге — долги, недостаток инвестиций, климатическая уязвимость. Эта проблема подчеркивалась в недавнем докладе ватиканской Юбилейной комиссии: «Международное сообщество морально обязано поддержать вторую «Инициативу для бедных стран с высоким уровнем задолженности» (HIPC)».
Будучи лидерами из стран Африки, Латинской Америки и Азии, мы из первых рук знаем о долговом кризисе в развивающихся странах. Нашим странам приходится делать невыносимый выбор: между выплатами кредиторам и инвестициями в своё будущее. Нам нужна сейчас не благотворительность, а надёжная, основанная на правилах система облегчения бремени госдолга, которая сделает приоритетом экономическое развитие и значимые климатические действия, а не краткосрочные финансовые выгоды.
Цифры говорят сами за себя. В более чем половине стран мира с низкими доходами долговой кризис либо уже начался, либо там высок риск его начала. С 2010 года у стран Глобального Юга госдолг растёт в два раза быстрее, чем у стран Глобального Севера. В результате более 3,3 млрд человек сегодня живут в странах, которые тратят на выплату процентов по долгам больше, чем на здравоохранение или образование. В 2022–2023 годах в развивающихся странах был зафиксирован чистый отток средств в пользу внешних государственных и частных кредиторов (без учёта многосторонних банков развития).
Тем временем стоимость заимствований для стран с низкими доходами возросла до максимального за сорок лет уровня, что объясняется повышением процентных ставок и замедлением темпов роста мировой экономики. Эта тенденция вряд ли изменится в обозримом будущем, поэтому главный экономист Всемирного банка Индермит Гилл предупреждает, что мир быстро движется к долговой катастрофе: «слишком многие развивающиеся страны» попали в «порочный круг».
Последствия крайне негативны. В более чем 90% стран Африки доля расходов на выплату процентов из полученных экспортных доходов сейчас выше, чем в послевоенной Германии в соответствии с Лондонским долговым соглашением 1953 года. Малые островные развивающиеся государства, например Доминика, вынуждены набирать новые долги, чтобы восстановиться после регулярных климатических катастроф. А Пакистан, пострадавший от разрушительных наводнений в последние годы, остаётся на плаву лишь благодаря нескольким пакетам финансовой помощи Международного валютного фонда.
Несмотря на важность этой проблемы, международное сообщество сосредоточило внимание на постепенных, частичных мерах, которые лечат симптомы, а не болезнь. Хотя инициативы, подобные одобренным «Большой двадцаткой» «Общим рамкам по урегулированию долга», принесли некоторое облегчение, действующая система остаётся узконаправленной, медлительной, фрагментированной. Она не обеспечивает своевременное, справедливое урегулирование.
В этом году есть шанс сменить курс. Проект итогового документа конференции FfD4 уже отражает определённую динамику, но пора воплощать слово в дело. Мы должны воспользоваться моментом и договориться о последовательных, предсказуемых и инклюзивных подходах к облегчению долгового бремени.
С этой целью мы призываем к немедленному старту инициативы по облегчению долгового бремени стран, которые не могут инвестировать в своё развитие из-за непосильного долгового бремени или высокой стоимости его обслуживания. Такая инициатива должна объединить за столом переговоров всех кредиторов (частных, двусторонних и многосторонних), обеспечив предсказуемость и инклюзивность процесса.
Урегулирование не должно ограничиваться лишь узкофинансовыми вопросами. Облегчение долгового бремени следует увязать со стратегическими инвестициями в здравоохранение, образование и климатическую устойчивость, помогая странам высвободить бюджетное пространство, которое требуется для достижения «Целей устойчивого развития» ООН (ЦУР) и содействия зелёному росту экономики.
Кроме того, нужны фундаментальные изменения в методах оценки долговой устойчивости. Нынешние подходы не учитывают инвестиционные потребности развивающихся стран и повышение рисков из-за изменения климата и деградации природы. Нам надо не наказывать страны за инвестиции в своё будущее, а шире оценивать устойчивость долга — с учётом целей, связанных с развитием и климатом.
Многосторонняя система отношений создавалась для решения глобальных проблем. Но сегодня она с трудом поспевает за быстрыми геополитическими изменениями. Мир движется к многополярности, и призывы к более справедливому мировому порядку звучат всё громче. В частности, у Европы есть шанс восстановить свой авторитет в глазах Глобального Юга, возглавив работу над долговой реформой — в принципе и на практике.
Наша решимость будет измеряться не в декларациях, а в достигнутых результатах. Миру не нужны новые обещания. Ему нужна реальная, структурная долговая реформа, которая позволит развивающимся странам инвестировать в будущее, достойное их народов.