Эксперт: Настало время отключать российские телеканалы в Казахстане?
На эту тему рассуждает генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин

Войну в Украине казахстанские госорганы в политической плоскости не обсуждают, только делаются заявления по экономическим последствиям дальнейшего ужесточения санкций. И это понятно: тема достаточно чувствительная для двусторонних отношений с северным соседом, с которым нашу страну связывает не только советское прошлое, общая граница в 7,6 тыс. км и ЕАЭС, но и та особенность, которая отличает нашу страну от всех бывших республик СССР. Речь идет о русском языке.
К сожалению, пока ещё недоступны данные последней переписи, но, по данным переписи населения 2009 года, в Казахстане вторым официальным языком владели почти 94,4% всего населения и 92% казахского. На 1 августа 2021 года население Казахстана насчитывало чуть более 19 миллионов человек, из которых наибольший процент составляли казахи (69,01%), затем русские (18,42%), а доля остальных этносов составила почти 12,6%.
Несомненно, билингвизм предоставлял и продолжает предоставлять казахстанскому народу огромные преимущества для адаптации к современным условиям глобализации. Благодаря знанию русского языка развивается бизнес в рамках ЕАЭС, казахстанские студенты получают образование в российских вузах, а часть учёных получают знания о научно-технических достижениях в развитых странах мира посредством изучения переведенной на русский язык западной научно-технической литературы.
Перечислять преимущества билингвизма можно очень долго, однако я бы хотел поговорить о недостатках, хотя, если быть более точным, о политике государства, которое культивирует эти недостатки из-за неэффективной информационной политики.
Информационная политика
Согласно данным компании Kantar (TOO «TNS Central Asia» - бывшее Gallup) за март 2022 года, по среднесуточной доле телеканалов Казахстана первое место занимает канал - ретранслятор «Первого канала» из России «Первый канал Евразия» с долей 18,53%. В то же время Qazakhstan оказался на 4 месте с долей 9,8%. «Хабар» и «Хабар-24» на 10 и 11 местах с 4,95% в совокупности. По радиовещанию ситуация еще больше впечатляет: из топ-10 по среднесуточной доле радио за март текущего года 59% приходится на радиостанции, которые ретранслируются из России.

Почему европейцы спокойно принимают беженцев из Украины и с неохотой - с Ближнего Востока?
Страны ЕС выделяют многомиллиардную помощь украинским беженцам, хотя еще не... →
Вся приведенная информация наталкивает на вопрос: объясняет ли доминирующая роль России в информационном пространстве Казахстана наблюдаемое разделение нашего общества на два лагеря после начала войны в Украине? По крайней мере, данный вопрос напрашивается по дебатам, которые ведутся в социальных сетях: те, кто против войны в Украине, открыто выражают свою позицию, в отличие от тех, кто поддерживает войну. Последние молча выражают свою позицию репостом картинок с двойным подтекстом либо беспрекословно поддерживающими войну лайками, по всей видимости, из-за соображений безопасности.
Будет неправильно идентифицировать сторонников политики Путина этнической принадлежностью, ибо среди автохтонного этноса очень многие поддерживают агрессию. В отсутствие каких-либо социологических опросов по этой теме оценить численное соотношение противоборствующих сторон в нашей стране достаточно сложно. Однако учитывая тот факт, что, по данным TNS, среди 100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет пропагандирующая войну программа «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» уже на протяжении многих лет занимает ведущие позиции как по охвату, так и по рейтингу (данные Mediascope), несложно предположить что аналогичные тенденции формируются и в нашем обществе среди населения, смотрящего российское телевидение.
В частности, смею предположить, что пропагандистская машина России захватила умы некоторой доли казахстанского общества, что проявляется в оправдании ими войны в Украине и оказываемом доверии российским СМИ (по данным ВЦИОМ, по состоянию на 5 марта 2022 года так называемую «специальную военную операцию в Украине», поддерживали 71% опрошенных жителей России, не поддерживали - 21% и затруднились с ответом 8%). Налицо результат антиукраинской пропаганды, в которую Россия вкачивала с 2014 года огромные средства, с одной стороны, и провала нашей информационной политики – с другой.
Идеология
В свете наблюдаемых противоречий возникает вопрос: как поменять настрой категории наших граждан, мягко выражаясь, не осуждающих политику Путина? Эта задача не только архисложная, но и бесполезная, ибо изменить убеждения многочисленной группы людей в одночасье и особенно в условиях информационной войны практически невозможно.
Другое дело - дать каждому время и возможность сделать собственные выводы и, если понадобится, осознанный выбор на базе собственных сопоставлений «сдержек и противовесов». А тем временем заниматься кардинальным решением накопившихся проблем в области свободы волеизъявления, инклюзивности институтов, справедливости судов, качественного образования и здравоохранения, плюрализма мнений, отсутствия цензуры и коррупции.
Совершенно очевидно, что после январских событий и тем более в свете событий в Украине полумерами уже не обойтись, и только в условиях осуществления всех вышеперечисленных мер можно ожидать положительных изменений в жизни населения страны. Это аксиома! Равно как и утверждение: никто не покидает благополучные страны (доказательством существования пудинга есть возможность его съесть - the proof of the pudding is in the eating). Те, кто сейчас винит во всех бедах России политику США и воспринимает войну в Украине как борьбу против американской гегемонии, не будут озабочены идеями восстановления СССР, если Казахстан сделает мощнейший рывок вперед в социально-экономическом развитии и в установлении реальной демократии.
Также вполне очевидно, что, на фоне совковой инерции к закрытости политических решений без всеобщего обсуждения, для перенастраивания формальных и неформальных институтов потребуется немало усилий. Ведь за 30 лет на действия властей у населения выработался нигилистический иммунитет – отсутствие веры в то, что верхи управляют ради всеобщего блага, а не ради собственного кармана. Здесь, правда, следует отдать должное властям: после январских событий наблюдаются определенные позитивные изменения, но нужно закрепить этот тренд.
Дискутировать по данным вопросам открыто – это обязательное условие для преодоления совковой инерции и обретения веры в справедливость властей. Пусть будет национальный диалог, где стороны должны аргументировать свои позиции. Главное - не закручивать гайки, не третировать свободную прессу, не принимать драконовские законы, маскирующиеся под защиту детей. Диалог необходимо оградить от вмешательства третьих сил.

Когда деньги пахнут
Можно ли сохранить независимость и объективность, когда финансирование прои... →
Национальный диалог должен начать процесс выработки идеологии, может, даже национальной идеи, даже несмотря на то, что политологи найдут тысячи различий между терминами. И хотя в мире существует множество государств без идеологии, Казахстану она необходима, так как 30 лет без четких ориентиров и с невиданной вседозволенностью и коррумпированностью верхов привели к обнищанию и, как следствие, деморализации большой доли населения, что проявилось в виде мародерства в январских погромах: свои били своих, свои забирали у своих. Перед нами стоит задача нашей экзистенциальности. Надо задуматься: кто мы и куда мы идём? Безусловно, работа должна вестись наряду с укреплением обороноспособности страны (вряд ли сегодня кто-то будет возражать).
На основе вырабатываемой национальной идеологии необходимо иметь проактивную информационную политику, которая сейчас, к сожалению, входит в орбиту северного соседа. Наше население смотрит и слушает российский телерадиоконтент, сдобренный их пропагандой.
Работа по выработке национальной идеологии – долгосрочная, но сейчас можно выбрать одну из трех опций:
1) производство собственного контента, причем качественного, и полный запрет российских каналов;
2) оставить так, как есть: ретрансляция российских каналов и дальнейшее Zомбирование населения. Учитывая общий снижающийся уровень образованности населения, будем видеть рост сторонников военной агрессии;
3) производство собственного контента, причем качественного, и ретрансляция только научно-познавательного и развлекательного контента из России с запретом политических ток-шоу.
Понятно, что первый вариант – невозможен, второй – диверсионный, а третий – реалистичен. В госоргане, ответственным за информационную политику (МИОР), должны работать высокооплачиваемые кадры, в высшей степени креативные, гибкие, тонко чувствующие конъюнктуру, имеющие современные IT-навыки и, что самое главное, ориентированные на формирование хорошего вкуса и борьбу с безвкусицей, бескультурьем и пережитками прошлого.
В Казахстане будет нарастать конфликтность – социолог
На смену гражданским активистам прежней волны приходит новая →
По существу, нам нужна такая информационная политика, которая в условиях невозможности отключить пропагандистский молох севера позволит продвигать свою повестку дня.
Понятно, что конкурировать с бюджетами «России-1» и «Первого канала» наши государственные телекомпании не могут, так как совокупный бюджет наших государственных СМИ в 10-15 раз меньше российских. Телевизионный контент смотрят в основном в сельской местности, а городские жители дискутируют в соцсетях и мессенджерах, что может указать в том числе на сторонников России и Украины.
В свете приведенной выше информации о доминировании российских каналов на отечественном ТВ, неэффективно увеличивать бюджеты наших государственных каналов и тем более содержать две крупные государственные корпорации с суммарным ежегодным госзаказом в размере 38 млрд тенге. Можно оставить одну корпорацию у государства, а вторую упразднить, так как приватизировать ее никто не будет. Высвобожденный госзаказ на тендере отдать наиболее эффективному частному игроку.
В принципе, наши СМИ достаточно адаптивные к текущей политической повестке дня, особенно частные СМИ. Тот же «Хабар» становится интересен для большинства, а не только для одного зрителя, как было раньше.

Как история превращается в пропаганду
В декабре преподавателя журналистики в Шанхае Сун Гэнги уволили за то, что ... →
Необходимо понимать, что одними новостями аудиторию не завоюешь. Свежесть новостей определяется только одним днем. Нужна работа в рамках национальной идеологии с понятными целями и задачами, иначе плохое старое будет заменено более плохим новым. К сожалению, сейчас люди требуют только развлекательный контент. Понять можно, так как добывание средств на пропитание становится тяжелее из года в год. Причем это общемировой тренд. Поэтому люди хотят банально отдыхать, и нет времени на анализ происходящего с поиском ответа на вопрос, где правда и где ложь. За них это делает телевидение, которое в умелых руках становится настоящим оружием.
Нужна глубокая аналитика политико-экономических процессов СМИ, особенно на телевидении, так как его основными потребителями являются сельские жители (почти 40% населения Казахстана). Необходимо повысить спрос на отечественные программы за счёт улучшения качества аналитического контента и вовлечения всех категорий населения к участию в социальном диалоге. Здесь уже всё зависит от того, кто будет формировать данный контент: креативные, компетентные профессионалы, идущие в ногу со временем, или те, кто способствовал тому, что мы практически проиграли информационную войну России.