На правах рекламы

Новые медиа – искусство без рамок и правил

5397

Что такое «новые медиа» и почему это направление важно развивать в Казахстане

Фото: © Saida Sova

Новые медиа – это жанр современного искусства, фактически не имеющий никаких ограничений. К нему причисляют компьютерную графику, нет-арт, видеоигры, роботостроение, био-арт и многое другое. У алматинцев появилась уникальная возможность познакомиться с ним на выставке, организованной Центром современной культуры «Целинный».

Выставка стала финальной частью более глобального проекта: в мае-июне 2023 года «Целинный» при поддержке мирового лидера индустрии цифровых платежей компании Visa организовал проведение образовательной программы «Re-Practice: Лаборатория воображения».

«AI bot chat GPT&Midjourney отвечает, что искусство новых медиа часто исследует взаимодействие между человеком и технологиями, а также их влияние на нашу культуру и общество. Я бы добавила, что сами медиа часто рассматриваются художниками не только в качестве инструмента для индивидуального высказывания, но и как художественное высказывание само по себе», – рассказала о сути нового направления в искусстве одна из преподавателей Re-Practice Анастасия Толчнева.

Другой преподаватель проекта – Алмагуль Менлибаева отметила, что новые медиа – это одна из платформ, где общество может критически осмыслить происходящее: «Я бы рассматривала технологии как философию. Они имеют огромное влияние на нашу жизнь. Внедрение индустриализации в 1930-х годах спровоцировало Казахский голод. Это всё привело к тектоническим изменениям общества, которые мы всё еще переоцениваем. А какие этические и моральные изменения принесет внедрение искусственного интеллекта и биотехнологии? Художник через себя очеловечивает технологии для общества».

Айгерим Туменбай считает, что именно этот вид искусства может поспособствовать интеграции казахстанских художников на мировой арт-рынок: «New Media Art расширяет возможности – у большего количества людей появляются новые инструменты, пути и способы взаимодействия с социумом, в котором они живут. В результате у нас будет больше художников, которые рассказывают о себе и своих мыслях. Соответственно, появится больше объектов, которые можно интегрировать в мировой арт-рынок. Надеюсь, что развитие новых медиа приведет к большим возможностям выставок и сотрудничества».

Художники, которые приняли участие в программе Re-Practice, уже не новички. Тем не менее Re-Practice для каждого из них стал своего рода новой ступенью. После лаборатории многие из них приняли участие в таких известных и значимых проектах, как Yemaaa, Batyr lab, ARTBAT FEST, Zvuk x Draaimolen.

Фото: © Saida Sova

«Я научилась лучше понимать себя. Этот опыт открыл для меня новые инструменты и помог разглядеть свой собственный творческий язык», – поделилась Айна Жекебатырова.

Дамир Мухаметов признался, что когда ему предложили разработать курс для участия в Re-Practice в качестве преподавателя, он решил отказаться и посмотреть на образовательный процесс изнутри: «Я не получил профильного образования, поэтому старался посещать каждый курс программы. Но иной раз чувствовал себя бабушкой, неспособной к настройке телефона для пользования интернетом. В софтовых направлениях мне было интересно слушать теоретическую, вводную часть лекций, в ознакомительном порядке узнавая об основах подхода таких авторов, как Дмитрий Морозов, Анастасия Толчнёва, Ильдар Якубов, Анвар Мусрепов и Айгерим Туменбай.  Так как в моей работе и самообразовании уже есть определенные ориентиры, мне важно было найти преподавателей. Ими для меня стали Алмагуль Менлибаева и Мария Пескова, также было интересно послушать Костю Петрука, за что выражаю всей команде и организаторам большую благодарность».

Фото: © Saida Sova

Для Ирины Дмитровской лаборатория Re-Рractice стала интересным опытом погружения в практики медиаискусства и опытом взаимодействия с другими художниками.

«Самое ценное, что случилось в лаборатории для меня, – это опыт соединения аналоговых практик печати и медиаинструментов. Я работаю с фотографией. Во время Лаборатории мы познакомились с альтернативными способами печати. В частности, с цианотипией. Это хрупкий и чувственный способ работы с созданием изображения. Это также важно для меня – я часто работаю с личными историями и памятью. Этот метод можно использовать в сочетании с медиаискусством. Создавать изображения с помощью цианотипии, а потом работать с ними в диджитал-пространстве, создавая новые миры и смыслы», – рассказала она. 

Фото: © Saida Sova

«Лаборатория воображения Re-Practice оказалась для меня прекрасным пространством исследования медиумов современного искусства. Широкий диапазон технологий и возможностей, легкость в выборе и вариативность позволяют сконцентрироваться на самом главном – на диалоге с собой и мире», – поделилась впечатлениями Дарья Спивакова.

Артём Слёта принял участие в лаборатории как независимый исследователь:

«Работа с художниками и преподавателями позволила мне не только ближе познакомиться с разными формами new media art, но и расширить свои исследовательские подходы за счет постоянных дискуссий и кооперации с практиками».

Фото: © Saida Sova

Для Найры Каражидек очень важным моментом стала практика в разных компьютерных программах: «Я научилась работать в программе Max MSP и программировать звук. Очень понравилось работать с альтернативными способами печати – монотипией, цианотипией и шелкографией.  Появилось понимание, как создается видеоинсталляция и что нужно учесть при проектировании выставки. У меня получилось переключиться с традиционных техник на более современные».

Никиту Савостьянова лаборатория Re-Practice привлекла в первую очередь своим комьюнити: «Я долгое время отсутствовал в Казахстане, и для меня это была классная возможность интегрироваться в отечественную художественную среду. Лаборатория собрала очень много классных людей, что помогло мне углубиться в контекст современного искусства».

Успешного казахстанского диджея Назиру Касенову особенно заинтересовало направление Sound Art: «Я научилась очень многому, но особенно интересным было направление Sound Art. У нас проходили лекции по перформативности звука и техникам звуковых практик. И я очень благодарна этой программе именно потому, что она не только дала мне пространство, где я могла изучить интересное для меня направление, но и помогла осознать себя как художника. В этой сфере я работала впервые».

В целом образовательную программу «Re-Practice: Лаборатория воображения» прошли 17 казахстанских художников: Ануар Абдрахманов (@feellanthrope), Фарид Бутембаев (@o1jeen), Ирина Дмитровская (@irina_dmitrovskaya), Айдана Досаева (@oomiir.ai), Айна Жекебатырова (@ainazhekebatyrova), Назира Касенова (@nazira_in_zvuk), Жора Кердик (@jordojor), Найра Қаражидек (@nairaqarajidek), Дамир Мухаметов (@damirvtow), Бахыт Нуржан (@nasvainekidaem), Антон Попов (@ramadrone), Руна Рэнард (@runa_renard), Никита Савостьянов (@nikita.savostyanov), Артём Слёта (trcman group), Дарья Спивакова (@d_spivakova), Саша Черезова (@jesuissha), Олег Эхо (@echo.st.art).

Максимально раскрыть свой потенциал и научиться работать с новыми инструментами им помогли Ильдар Якубов (художник, куратор, преподаватель в области новых медиа), курс TouchDesigner — искусство проектировать; Константин Петрук (технический специалист в команде Фонда V–A–C). Краткий курс продакшен-менеджмента; Дмитрий Морозов (художник, исследователь), курс «Техники и технологии звуковых художественных практик»; Анастасия Толчнева / Lovozero (художница, музыкант), курс «Перформативность звука»;  Айгерим Туменбай (мультидисциплинарный иллюстратор, графический дизайнер и аниматор), курс «Анимационные воркшопы»;  Алмагуль Менлибаева  (современная художница, которая работает с мультиканальным видео, фотографией и инсталляцией), курс «Как создать мультиканальную предметно-ориентированную видеоинсталляцию»; Мария Пескова (художница, исследовательница), курс «Аналоговые техники печати»; Анвар Мусрепов (художник, куратор), курс «Time based media: экран, дисплеи и материальные формы цифрового».

Объединить талантливых художников и сделать «Лабораторию воображения» возможной получилось благодаря кураторау Анвару Мусрепову (@anvarmusrepov), техническим директорам Константину Петруку (@kostyapetruk) и Игорю Гончарову (@goncharov69).

Выставочный проект в жанре новейшего искусства продлится с 12 октября по 9 ноября по адресу город Алматы, ул. Желтоксан, 137.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить