Для инвестиций в Казахстан не нужен новый госорган

14518

В Казахстане будет создано новое ведомство для привлечения зарубежных инвестиций. Между тем, различных структур для этого и без того в избытке, тогда как внятных обоснований для потенциальных инвесторов до сих пор нет

 

Не умением, а числом

Первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев сообщил, что в скором времени в республике появится специализированное ведомство по вопросам улучшения инвестклимата и привлечения зарубежного капитала.  «Премьер-министром были даны поручения, чтобы заинтересованные госорганы к понедельнику внесли предложение по возможному созданию нового госоргана, или в другой форме – в форме агентства или акционерного общества, какой-то структуры», - отметил он, выступая в парламенте.

Такая постановка вопроса не может не изумлять. Ведь чего-чего, а структур у нас хватает – хоть на экспорт поставляй. Начнём с того, что есть даже целое Министерство по инвестициям и развитию. В его составе имеется специальный комитет по инвестициям. Существует инвестиционный омбудсмен – им является министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев. Работает национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, которое занимается поиском и сопровождением иностранных инвесторов. Есть ещё центры обслуживания инвесторов (ЦОИ) во всех регионах, на базе социально-предпринимательских корпораций. В конце концов, даже в законе «Об инвестициях» предусмотрено наличие уполномоченного органа по поддержке инвестиций.

Куда уж больше? Как видим, впору говорить не о дефиците структур по привлечению инвесторов, а об их переизбытке и дублировании функций.

В госорганах дефицита не было

Причем специальный орган по привлечению иностранных инвесторов в Казахстан существовал практически все годы со времени обретения независимости. 

Еще в июне 1992 было создано Национальное агентство по инвестициям. Затем его преобразовали в Комитет по использованию иностранного капитала при кабмине. Через год он стал Государственным комитетом по инвестициям. Потом этот комитет кочевал из одного ведомства в другое – был в составе МИДа, Министерства индустрии и торговли, Министерства индустрии и новых технологий. Одно время функции по привлечению иностранных инвесторов находились в ведении Министерства экономики и бюджетного планирования. Но факт, что уполномоченный госорган всегда был – так же, как и сопутствующая квазигосударственная  структура.

Так, ещё в 1998 было создано РГП «Казахстанский центр содействия инвестициям» при Госкоминвесте, которое затем постоянно трансформировалось, пока не превратилось в нынешний Kaznex Invest.

Бахытжан Сагинтаев сообщил, что в дополнение к госоргану появится еще и «инвестиционный штаб во главе с премьер-министром». Однако и это мы уже проходили. В 2011 была создана (и до сих пор не упразднена) рабочая группа по вопросам иностранных инвестиций.

Весь капитал ушел в сырьё

Очевидно, Казахстан намерен в очередной раз скопировать зарубежный опыт и обзавестись своим инвестиционным агентством (Investment Authority), подобным тому, что существуют в большинстве стран (только в богатых государствах они заняты размещением капитала, а в бедных - их привлечением). Но создание дополнительных структур – это последнее, что сейчас нужно для привлечения иностранных инвестиций.

Напомним, что правительственная инициатива по созданию нового органа возникла после расширенного заседания кабмина, на котором глава государства подверг критике работу по  привлечению зарубежного капитала: «У меня каждый раз возникает мысль: у нас кто-нибудь один человек координирует вот эти инвестиции? Чтобы инвестор пришел, обратился конкретно к кому-то в правительстве, не бегал по кабинетам и этот человек его ознакомил, открывал двери кому надо?».

Однако на самом деле президент говорил об отсутствии не госоргана, а координации и чётко выстроенного алгоритма взаимодействия с потенциальными инвесторами. Иными словами, речь идёт о неэффективной работе существующей ныне системы. И прежде чем предлагать создание новых структур, нужно разобраться, почему не работают уже имеющиеся.

А причины нельзя сводить к одному лишь изменению условий на внешнем рынке. Так,  по словам первого вице-премьера, Казахстан за последние 10 лет смог привлечь $200 млрд иностранных инвестиций, заняв лидирующие позиции на постсоветском пространстве, но теперь ситуация поменялась.

«Объёмы инвестиций, которые предлагают инвесторы, очень малы. И борьба идет между странами за те деньги, которые есть сегодня на рынке», - сказал он. То есть получается, что мы успешно привлекали инвесторов, но теперь их просто стало меньше. Но с этой позицией трудно согласиться. Ведь из упомянутых $200 млрд (кстати, происхождение этой цифры не совсем понятно) львиная доля приходится на такие крупные нефтегазовые проекты, как Тенгиз, Карачаганак, Кашаган.

Как следует из статданных Нацбанка, прямые инвестиции в Казахстан составляют не $200 млрд, а $128 млрд. Из них $72 млрд вложено в геологоразведку, $21 млрд – в добычу нефти, газа и металлических руд. В обрабатывающую промышленность инвестировано $11,6 млрд, однако из них $9,4 млрд  - в металлургию, $200 млн – в производство кокса. Таким образом, в реально несырьевые секторы индустрии вложено менее $2 млрд, и это просто мизерный показатель. Он говорит о том, что привлечением зарубежного капитала в обрабатывающую промышленность мы не занимались и делать это не научились. Исходя из этого диагноза, и следует действовать.

 

Иногда лучше не менять

Нужно понимать, что сейчас в Казахстане коренным образом поменялась инвестиционная парадигма. Раньше она заключалась в раскрутке инвестиционного бума вокруг казахстанских недр. Сделать это удалось, иностранный капитал пошёл сюда. В итоге госорганы занялись не привлечением инвесторов, а их распределением - кого из них в какую отрасль пускать.

Но сейчас это время ушло. Нам нужен капитал прежде всего для несырьевых отраслей. Но заниматься его привлечением мы не научились. Вот почему все необходимые институты есть, а результата нет. Поэтому не поможет ни новый институт, ни штаб, ни выкручивание рук акимам и посольствам. Штабами инвестиции не привлекаются, штабы и кампанейщина инвесторов только отпугивают. Какое мнение может быть у иностранцев о нашем инвестклимате, если у нас уполномоченный орган по инвестициям поменялся уже около десяти раз, а в законодательстве больше поправок, чем изначально принятых норм? Для благоприятного инвестклимата нужно хотя бы на несколько лет воздержаться от перманентных реорганизаций и переписывания соответствующего законодательства.

Кроме того, нужно вспомнить, что зарубежному капиталу недостаточно одних формальных условий – налоговых льгот, визовых послаблений, правового режима. Всё это важно, но на первом месте стоит экономическая обоснованность финансовых вложений. На мировом рынке прямых иностранных инвестиций (FDI) побеждает тот, кто сможет предложить лучшее сочетание надёжности с рентабельностью. В свое время нам удалось сделать это в сырьевой сфере, предложив свой ресурсный потенциал на основе индивидуальных контрактов. Сейчас в несырьевых отраслях нужно не менее сильное предложение, стандартный набор инструментов не сработает. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить