Казахстан — лидер в ЦА по объёму инвестиций в Евразийский транспортный каркас
В республике реализуются или запланированы проекты развития транспортных коридоров на сумму более $23 млрд

Евразийский банк развития (ЕАБР) представил новый цифровой инструмент — «Обсерваторию транспортных проектов Евразийского транспортного каркаса (ЕТК)». Она охватывает 13 стран региона и содержит данные о 325 инфраструктурных проектах на сумму более $234 млрд. На Казахстан приходится более 44% от суммарного объема инвестиций в развитие транспортных коридоров в Центральной Азии, что составляет $23 млрд на 1 июля 2025 года.
В соответствии с концепцией Евразийского транспортного каркаса, изложенной в докладе ЕАБР в 2024 году, максимальные эффекты его развития будут достигаться за счет синергии транспортных коридоров на направлениях Запад — Восток и Север — Юг. Развитие инфраструктуры евразийских транспортных коридоров выступает основным компонентом формирования ЕТК.
Для оценки прогресса в развитии инфраструктуры банк разработал Обсерваторию ЕТК. Обсерватория включает базу данных проектов и геоинформационную систему их позиционирования вдоль евразийских транспортных коридоров.
Заместитель председателя правления, главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров отметил: «Странам Евразии нужны более эффективные и дешевые транспортные связи, особенно по оси Север — Юг, которые позволят стимулировать торговлю со странами Южной Азии и Персидского залива. Обсерватория Евразийского транспортного каркаса — это удобный аналитический инструмент по оценке инвестиционных потребностей и планов повышения транспортной связанности в Евразии. Она позволяет не только осуществлять мониторинг того, что происходит на транспортном пространстве, но и способствует координации усилий стран региона и международных финансовых институтов по реализации проектов, приоритетных для всего региона».
Обсерватория охватывает 13 стран, включая Азербайджан, Армению, Афганистан, Беларусь, Грузию, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Данные о проектах получены на основе открытых источников информации, в число которых входят национальные и международные программы развития транспорта, пресс-релизы, экспертные оценки и иная доступная информация.
Обсерватория включает информацию о названии проектов с их описанием, о стране реализации, транспортном коридоре, виде транспорта, а также объеме инвестиций с распределением по источникам финансирования, сроках, текущему статусу реализации, наличию признаков ГЧП и др.
Из 325 проектов наибольшее число — свыше 51% — реализуется или запланировано в автодорожном секторе. Доля России достигает 58,6% благодаря таким масштабным проектам, как развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, модернизация железнодорожных подходов к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов и др.
Распределение инвестиций на развитие ЕТК по странам Евразийского региона, $млрд

Более 60% от общего числа проектов по размеру инвестиций находятся в стадии реализации. По 13% проектов готовится проектная документация, 27% — в стадии обсуждения или планирования.
На страны Центральной Азии приходится более 22% от инвестиций, направляемых на развитие ЕТК. Осуществляются или планируются к реализации 90 проектов на общую сумму около $53 млрд. Порядка 44% от этой суммы — проекты, реализуемые в Казахстане.
В 2022 году Казахстан обозначил курс на многовекторную внешнеэкономическую политику с учетом своего геополитического положения. Этот подход в полной мере применим к развитию транспортных коридоров, проходящих по территории страны и соединяющих Китай с Европой, Ближним Востоком и государствами Евразийского экономического союза. По данным обсерватории, Казахстан входит в число лидеров по количеству и масштабам транспортных инициатив, среди которых:
- скоростная автомагистраль «Центр — Запад» — один из крупнейших дорожных проектов региона;
- комплексная модернизация железнодорожного участка Достык — Мойынты протяженностью 836 км, который повысит пропускную способность ключевого евразийского коридора Китай — Европа — Китай в пять раз;
- строительство новой железнодорожной линии Мойынты — Кызылжар;
- развитие инфраструктуры морских торговых портов Актау и Курык в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута;
- развитие международного транспортного коридора Север — Юг, в частности модернизация автодороги Атырау — Доссор протяженностью 187 км, которая в координации с Туркменистаном позволит нарастить перевозки в направлении Афганистана, Ирана, стран Персидского залива и Южной Азии;
- развитие транспортно-логистической, терминальной и складской инфраструктуры в условиях повышения контейнеризации и стремительно роста e-commerce.
Из 10 крупнейших проектов развития транспортных коридоров в Центральной Азии три осуществляются в Казахстане.
Топ-10 проектов развития ЕТК в Центральной Азии, $млрд

В общей сложности 113 из 325 проектов развития ЕТК предполагают участие частного бизнеса в их реализации (почти половина — в сфере логистики и складов). Порядка 17 проектов в Евразии реализуются или могут быть реализованы на принципах ГЧП, в том числе не менее двух проектов — на принципах трансграничного ГЧП (железнодорожный коридор Китай — Кыргызстан — Узбекистан и Трансафганский железнодорожный коридор).
Многие проекты в Казахстане также привлекательны для частных инвесторов и могут осуществляться на принципах ГЧП. В первую очередь это реконструкция аэропорта Алматы, трансграничный проект строительства платной скоростной автомагистрали Алматы — Иссык-Куль, строительство крупных транспортно-логистических центров и др.
Увеличение числа проектов, привлекательных для международных банков развития и частных инвесторов, в том числе на принципах ГЧП, становится всё более важным направлением транспортного планирования и сотрудничества стран Центральной Азии по вопросам координации развития международных транспортных коридоров на направлениях Восток — Запад и Север — Юг.