Нетипичный айтишник: как Мадат Каримов создал стартап нового поколения c оценкой в $3 млн

52827

В стартап проинвестировали в Казахстане, хотя хотели американцы

Мадат Каримов
Мадат Каримов
Фото: © Андрей Лунин

Основатель стартапа Qtap 29-летний Мадат Каримов – нетипичный айтишник. Рассудительный, даже задумчивый, не забрасывает собеседника профессиональными терминами и честно признается: в мире высоких технологий он недавно. Однако это не помешало его детищу – мультиплатформе персонализированных страниц Qtap, запущенной в апреле этого года, – привлечь уже более 20 тыс. пользователей и порядка $500 тыс. в предпосевных инвестициях при оценке в $3 млн. Более того, Qtap впечатлил не только казахстанских, но и американских инвесторов: Мадата настойчиво приглашали в известный акселератор Starta. Он долго думал, но в итоге решил остаться в Алматы, выбрав акселерационную программу венчурного фонда MOST Ventures – Investment Ready Accelerator (IRA). Этот фонд, а также венчурный инвестор, сооснователь MOST Ventures и UMAY Angels Club Бахт Ниязов и бизнесмен Маргулан Сейсембай профинансировали Qtap на стадии pre-seed.

Идея Qtap так проста, что невольно задумываешься, почему он не был создан раньше. При этом в разработке платформы использованы ультрасовременные технологии: Qtap совмещает в себе функции социальной сети, конструктора сайта и инструмента онлайн-платежей. Одним словом, это целая экосистема, рассчитанная на самую широкую аудиторию: рядовых пользователей, малых и средних предпринимателей, крупные бренды. В смысле потенциальной массовости, а также многофункциональности и децентрализованности Qtap вполне можно назвать сервисом, построенным на принципах Web 3.0.

«В конце 2021 года я задумался над тем, чтобы сделать что-то клас­сное в интернете, – рассказывает Мадат. – Долго крутил идею с чем-то вроде социальной сети. Для меня важно количество пользователей и то, насколько мы можем быть интегрированы в жизнь каждого. В начале 2022-го родилась идея сделать соцсеть для сайтов, где помимо создания этих сайтов можно было бы общаться, коммуницировать. Сразу было понятно, что платформа должна крутиться вокруг e-commerce».

Qtap дает пользователям доступ к широкому набору инструментов электронной коммерции. Создав профиль на платформе, пользователь (как физлицо или малый предприниматель, так и крупная компания) могут рассказывать о предоставляемых услугах и продуктах, размещать прайс-листы или анонсы ивентов, продавать товары, монетизировать контент, делиться ссылками и т. д.

В чем необходимость Qtap, когда можно зарегистрироваться в одной из популярных сетей и продвигать свой бизнес или контент там? По словам Мадата, Qtap решает ряд важных пользовательских задач. «Поначалу не всем это было понятно, – смеется он. – Какую ценность те же инфлюенсеры или блогеры получают, пользуясь Qtap? Очень просто: вместо того чтобы указывать на своих страничках ссылки на профили в других соцсетях или, скажем, на видеоролики в YouTube, они указывают ссылку на Qtap, где вся информация о них собрана на одной странице. В один тап (или касание, от английского tap, использованного в названии платформы. – Прим. авт.) пользователи Qtap могут не только узнать обо всех активностях того или иного инфлюенсера на разных платформах, но и связаться с ним или купить определенную продукцию или услугу, используя Google Pay, Apple Pay или банковскую карту».

Вся власть – пользователю

По словам Мадата, инфлюенсеры первыми оценили преимущества Qtap. Один из них – известный блогер и актер Артур Аскарулы – даже присоединился к команде стартапа в качестве кофаундера и директора по маркетингу еще до запуска продукта, в ноябре 2022 года. За инфлюенсерами на Qtap потянулись и обычные пользователи, за счет чего платформа продемонстрировала неплохой органический рост: в день запуска, 13 апреля, на ней зарегистрировались 1,2 тыс. пользователей; сегодня их число приблизилось к 25 тыс. Для Мадата эти цифры важны: он хочет создать платформу, которая вовлекла бы как можно больше людей. При этом разработчики Qtap стремятся дать пользователям контроль над созданием и редактированием своих страниц, наделить их возможностью распоряжаться собственными данными. «История, когда все принадлежит пользователю, – это важно», – считает Мадат.

На Qtap можно монетизировать все, утверждают создатели: от онлайн-контента (включая, например, кнопки воспроизведения или переход в закрытые telegram-чаты) до небольших магазинчиков. Причем сервис не задерживает деньги, положенные за продажу контента, услуг или товаров, – они моментально выводятся на банковскую карту пользователя. «По сути, наша платформа – это конструктор сайтов и финтехсервис в одном флаконе. Мы даем возможность пользователям не только продавать, но и красиво упаковать свою продукцию или контент», – объясняет Мадат. За эту возможность пользователи Qtap платят 3990 тенге в месяц. Кроме того, сервис удерживает 11% с каждой транзакции. По словам Мадата, это позволяет Qtap создавать органический трекшн (или, простыми словами, демонстрировать положительную динамику по ключевым бизнес-показателям). «У нас есть рабочая бизнес-модель, мы уже самоокупаемы и знаем, куда мы можем влить больше, чтобы расти», – говорит он.

Почти треть привлеченных на предпосевной стадии $510 тыс. коман­да Qtap инвестирует в проверку гипотез; Мадат и его коллеги также вкладываются в маркетинг, разработку новой десктоп-версии (притом, что 98% пользователей используют Qtap с мобильных устройств) и аналитику (чтобы доступная разработчикам и пользователям статистика была более полной). «Аналитику мы вводим постепенно, почти каждый день добавляя какие-то инструменты. Она очень полезна для тех, кто торгует: может показать, откуда приходит аудитория, кто покупает, сколько переходов (по ссылке на Qtap с других сайтов. – Прим. авт.) совершается в день. Для брендов аналитика еще важнее. Для них это возможность выстроить вокруг себя децентрализованную сеть, обеспечить вовлеченность пользователей», – поясняет собеседник.

Крупные компании тоже постепенно наращивают свое присутствие на Qtap. Платформа активно сотрудничает с банками, магазинами и производителями техники из Казахстана и зарубежных стран; недавно стали открываться аккаунты казахстанских СМИ. Бренды привлекают показатели вовлеченности аудитории на Qtap. Как утверждает Мадат, если ссылка на Qtap указана в секции Bio в популярных соцсетях, то по ней переходит в четыре раза больше пользователей, чем по аналогичной ссылке, ведущей на Instagram.

Разговор о деньгах

Потребность в платформе, подобной Qtap, Мадат, по его словам, ощутил, еще работая в офлайн-бизнесе. Создать красивый и функциональный веб-сайт, наладить онлайн-платежи – вот две основные задачи, стоящие перед малыми предпринимателями. На их решение у Мадата порой уходили недели. «На Qtap все это можно сделать за несколько минут», – улыбается он.

Фото: © Андрей Лунин

Первый опыт работы в IT Мадат и его многолетний бизнес-партнер, СТО Qtap Альжан Сабралиев, получили еще в начале 2010-х: создавали сайты, оптимизировали бизнес-процессы. Затем ребята попробовали себя в индустрии общепита: запустили сеть кафе, работали в формате dark kitchen. Последним офлайн-бизнесом для Мадата стала студия крафтовой мебели Ivyloft, которая работает и сегодня. Правда, уже без его активного участия. «Я люблю работать руками, для меня это способ отдохнуть, – говорит он. – Сегодня планирую поехать в цех, может, сделаю столик. Айсулу (жена Мадата, инфлюенсер Айсулу Касымбекова. – Прим. авт.) давно просит».

Офлайн-бизнес, таким образом, превратился для Мадата в хобби. Основное время занято развитием Qtap (иногда на работе приходится ночевать, признается он). О необходимости навсегда распрощаться с миром традиционного предпринимательства он впервые задумался еще в 2019-м. Два года вынашивал идею, долго думал над названием платформы. Qtap выбрал за простоту и изящество. К тому же в названии двойной смысл: оно отсылает не только к слову tap, но и к казахскому языку. «На казахстанском рынке наше название читается как «кiтап» – книга», – говорит Мадат.

Поначалу, признается собеседник, он плохо понимал, что такое венчурные инвестиции. Стартап развивал на собственные деньги – пришлось продать квартиру и добавить к этой сумме все свои сбережения. Запустив MVP (версию с минимальным функционалом), Мадат стал думать о привлечении дополнительного финансирования. Осенью прошлого года на форуме Digital Bridge в Астане он познакомился с представителями MOST Ventures, которые заинтересовались его продуктом. Окрыленный интересом фонда к Qtap, стартапер пришел на назначенную встречу, плохо представляя себе, что от него требуется. «У нас с собой ничего не было, только телефоны. Нам говорят: ребята, где ваша финмодель, где презентация? А я-то думал, сразу начнем говорить о деньгах. Расстроенный, ушел домой. Решил, что мы не сработаемся. В итоге получилось иначе», – смеется Мадат.

Спустя несколько месяцев, уже в Алматы, он познакомился с Бахтом Ниязовым, который сегодня вплотную консультирует команду Qtap. «Я пришел на мероприятие, вижу, стоит какой-то мужчина в пиджаке Gucci. Не знал, кто он такой, но решил, что с ним обязательно надо познакомиться», – вспоминает Мадат. Как и в случае с MOST, знакомство поначалу не задалось: пока Мадат пытался рассказать о своей платформе, Ниязова постоянно отвлекали. Тем не менее спустя всего несколько недель именно он в телефонном разговоре отговорил Мадата принимать приглашение американского акселератора. «За 15 минут ему удалось меня переубедить, – вспоминает собеседник. – Хотя все бумаги у меня уже были подписаны и загружены на портал Starta, оставалось лишь нажать на кнопку «Отправить».

Что заставило известного бизнесмена взять на себя такую ответственность? По словам Ниязова, это уверенность как в самом Qtap, так и в человеческих качествах Мадата. «Он смог быстро меня убедить и показать, что продукт крутой, имеет потенциал быстрого роста и экзита. И я увидел, что такому проекту, чтобы сделать глобальную историю, не нужно идти в Америку или в ЮВА, достаточно Центральной Азии, – вспоминает Ниязов. – Что касается Мадата, то его особой человеческой чертой является глубокая эмпатия. Он хорошо понимает бизнес, энергичен, он оптимист и в то же время общительный, активно коммуницирует с людьми, готов очень много отдавать, а не только получать. Это очень редкое сочетание качеств».

Мадат действительно настроен серьезно. «Мы делаем бизнес, который, даст бог, будет связан с костяком нашей команды и многими другими людьми еще много лет», – говорит он. Похоже, у него есть план действий, который должен приблизить Qtap к заветной оценке в $15 млн. Всех карт стартапер пока не раскрывает, однако убежден: к следующему, посевному раунду Qtap должен подойти во всеоружии. «История с seed-ом должна быть связана с большими деньгами», – загадочно улыбается он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить