Отсекая лишнее: как казахстанский стартап трансформируется из небольшой студии в IT-компанию

21694

И выполняет заказы для разных секторов и стран

Фото: © Андрей Лунин

Компания Nidge работает на казахстанском IT-рынке уже восемь лет, в ее портфолио более 100 проектов для самых разных заказчиков – от интернет-магазинов, сервисов доставки и такси до компаний, работающих на страховом рынке, рынке кредитования и в производственном секторе. «В переводе с английского nidge означает «обтесывать камни», но мы заложили в название компании еще одно значение – это своего рода сокращение от слов new ideal generation. Мы – представители нового поколения, которые пришли в IT, чтобы делать новые перспективные продукты», – заявляет один из основателей компании и ее руководитель, 28-летний Мейржан Рыскельды.

Уроженец села Тургень Алматинской области вырос в южной столице и, по его словам, в школьные годы не помышлял о карьере программиста, а планировал связать свое будущее с атомной физикой. Но, пойдя на курсы программирования за компанию с другом, увлекся настолько, что поступил в Международный университет информационных технологий (МУИТ). Там же окончил магистратуру по специальности «математическое и компьютерное моделирование».

IT-импортозамещение

Как и многие студенты-айтишники, Мейржан подрабатывал разработчиком в небольших компаниях. Тогда, примерно 10 лет назад, начинающему программисту бросилось в глаза, что в Казахстане практически нет крупных компаний, которые занимались бы разработкой на заказ. Такие компании были в России, Украине, и никого не удивляло, что казахстанские заказчики обращались к разработчикам из этих стран. «Мне кажется, причина была в том, что у нас на тот момент не сформировалось традиций в подготовке кадров. Советская школа была сильной, но большинство университетов, которые готовили программистов, были сосредоточены в России, Украине, Беларуси. Наши ребята, поступавшие в вузы этих стран, оставались там же или уезжали работать в западные компании. Потребовалось время, чтобы изменить ситуацию», – рассуждает Мейржан.

После нескольких месяцев работы в найме он решил открыть собственное дело, и вместе с однокурсником Ернаром Жумашевым они основали студию веб-разработки Nidge. Начинающие предприниматели сильно рисковали: первую технику брали в кредит, а первые клиенты, с улыбкой вспоминает Мейр­жан, в период популярности купонаторов, в 2014–2015 годах, приходили по купонам Chocolife.

После того как в портфеле команды появились первые успешные проекты, клиенты стали обращаться повторно и рекомендовать компанию знакомым. В 2016 году Мейржан открыл курсы робототехники, вложив в проект примерно 3 млн тенге. Но спустя пару лет он решил закрыть это направление и сосредоточиться на Nidge, перенаправив туда все заработанные на курсах деньги. «За все время существования Nidge в него вложено около 100 млн тенге, и до сих пор мы реинвестируем в компанию все, что зарабатываем. Мы не только выполняем заказы, но и пробуем воплотить собственные идеи, которые сможем потом представить рынку, а на это тоже нужны деньги», – поясняет собеседник.

Что касается инструментов привлечения клиентов, то с 2018 года в компании начали более серьезно работать с маркетингом, вкладываться в контекстную и таргетированную рекламу, seo-продвижение. Сегодня, отмечает специалист компании в области бизнес-девелоп­мента Никита Теремец, Nidge больше ориентируется на тактику продаж: «Мы понимаем, кого из потенциальных клиентов могут заинтересовать наши продукты, и нацеливаемся на то, чтобы именно они знали о нас».

Фото: © Андрей Лунин

Изначально Nidge специализировалась на разработке несложных сайтов-визиток, сайтов для интернет-магазинов. Со временем появились более крупные заказы – CRM- и ERP-системы, мобильные приложения, относительно недавно специалисты компании открыли для себя возможности искусственного интеллекта. На первых порах не обходилось без проколов, потребовалось время для работы над ошибками. Бытует мнение, что сегодня пользователи предпочитают получать информацию о компании не на сайте, а из соцсетей, но в Nidge пришли к выводу, что аккаунт в Instagram все же не сможет заменить грамотно разработанный сайт. «На сайте легче структурировать материал, сделать так, чтобы пользователю было проще найти нужную информацию, чтобы поисковые роботы успешно продвигали сайт. Другое дело, что браться за разработку несложных ресурсов с нуля сегодня нет смысла, с этим хорошо и с меньшими затратами справляются готовые инструменты, например Tilda. Зато очень востребованы мобильные приложения. Один из наших проектов связан с внедрением технологии ИИ в секторе ГМК. Мы рассчитываем, что ее применение позволит заказчику обеспечить добычу руды более высокого качества», – рассказывают собеседники.

Технологии и тренды

Что касается тематики, то ее во многом диктует своеобразная мода, эмоциональный посыл: в первые годы существования Nidge на пике популярности были бизнес-тренинги и 90% запросов касались разработки landing page. Со временем появился спрос на более сложные продукты, цель которых – обеспечить коммуникацию между бизнесом и клиен­том, например, это сервисы такси. На следующий день после того, как на YouTube вышел фильм Юрия Дудя про Кремниевую долину, в компанию поступило несколько десятков заявок на разработку стартапов. Актуальный тренд сегодняшнего дня – грузоперевозки и продукты, помогающие обеспечить коммуникации между дальнобойщиками и компаниями-заказчиками.

«В настоящее время мы нацелены в основном на работу с клиентами из крупного бизнеса, хотя, конечно, сотрудничаем и с МСБ. Впрочем, небольшие и средние компании выросли, поняли, что им нужно оптимизировать бизнес-процессы и расходы, что лучше один раз вложиться в разработку мобильного приложения, чем общаться в WhatsApp, терять время и деньги. Так что МСБ как сегмент для IT уже созрел, а для нас сотрудничество с каждым клиентом – это возможность усилить экспертизу в новых для себя отраслях», – комментирует Никита.

Крупные компании, собственные IT-отделы которых, как правило, заняты обслуживанием внутренних потребностей, чаще всего обращаются с заказами на разработку новых продуктов. В последние годы среди клиентов Nidge появляются государственные структуры. Собеседники не вдаются в детали, ссылаясь на соглашение о неразглашении, но отмечают, что среди заказчиков Nidge были и акимат Алматы, и Министерство обороны РК.

Отдельная интересная категория заказчиков – начинающие предприниматели-стартаперы. Проблема основателей многих проектов, по словам собеседников, заключается в непонимании, как развивать продукт с точки зрения IT, а также в дефиците средств, которые позволили бы отдать разработку в руки профессионалов. «По нашим оценкам, примерно 70% стартапов пытаются делать IT-составляющую самостоятельно, но сами не имеют экспертизы в этой теме, а квалифицированные разработчики зачастую не хотят оставлять хорошо оплачиваемую стабильную работу ради стартапа с туманными перспективами. В итоге команды вынуждены либо закрывать проект, либо нанимать студии, подобные нашей, но в этом случае стартапы платят дважды – и за собственную неудачную попытку, и за наем компании, которая возьмет работу на себя», – говорит Мейржан.

Nidge рассматривает проекты стоимостью от $100 тыс. – по словам руководителя, это хорошая цена, за которую можно сделать хороший продукт и заработать на этом. За время существования штат компании, органически развивавшейся без привлечения инвесторских денег, вырос до 40 человек. Цель на перспективу – делать качественный продукт усилиями относительно небольшого количества сотрудников. В 2022 году в компанию приняли специалиста, переехавшего из России, но стратегическую ставку планируют делать на местные кадры. Вкладывая время и деньги в развитие сотрудников, в Nidge все же хотели бы знать, что физически и морально они будут присутствовать в Казахстане, в то время как многие российские айтишники вернулись на родину или осели в других странах. За несколько последних лет уровень подготовки отечественных IT-специалистов вырос, делится наблюдениями Мейржан, по совместительству выступающий с лекциями в своей альма-матер. «Сегодня даже 20-летние ребята, приходящие к нам в компанию, имеют профессиональные навыки, с которыми можно работать и расти, – говорит он. – Я оцениваю это как хороший результат, несколько лет назад все было по-другому».

Фото: © Андрей Лунин

За последние годы изменился и расклад на рынке IT-компаний. Некоторым отечественным игрокам пришлось свернуть деятельность, но высококлассные специалисты пользуются спросом, в том числе со стороны глобальных игроков, пришедших на местный рынок, таких как DataArt, red_mad_robot, InDrive. Начинающие веб-студии, отмечают собеседники, не могут конкурировать с международными компаниями в размере зарплат сотрудников. «Глобальные игроки подняли уровень зарплат в отрасли, это очевидно. В то же время в последние годы стала обычной практикой дистанционная работа, так что многие казахстанские специалисты работают на зарубежные компании и едва ли сочтут привлекательным предложения местных веб-студий», – констатирует Мейржан.

В условиях обострившейся конкуренции, считает он, у казахстанских IT-компаний все же есть возможность найти свое место под солнцем. Одним из путей к успеху основатель Nidge считает разработку собственных IT-продуктов с прицелом на создание успешного стартапа. Многие стартапы, напоминает собеседник, вышли из студий разработки, выполнявших заказы на аутсорс. Стартаперский подход научил такие команды оперативно работать над ошибками, вовре­мя отказываться от неудачных идей и пробовать новые.

Многое решает исход борьбы за умы, так что у казахстанских компаний, подобных Nidge, есть возможность успешно работать на домашнем рынке, искать заказчиков на рынках других стран. В активе Nidge есть опыт работы с несколькими проектами в ОАЭ, Катаре, Таджикистане. По словам Никиты, заказы зарубежных клиентов были ориентированы главным образом на создание систем хранения данных, а в Таджикистане их компания участвовала в разработке геоинформационной системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. «Мир открыт, и географические границы уже давно не препятствуют деятельности IT-компаний, так что в наших планах сотрудничать с заказчиками как в Казахстане, так и на динамично развивающихся рынках, где будет спрос на наши услуги, экспертизу и масштаб для работы», – резюмирует Мейржан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ Смотреть на Youtube