Зачем Эдуард Ким запустил сервис по доставке продуктов

87121

На запуск фудтеха Airba Fresh у владельца компании Technodom уже ушло 4 млрд тенге, но инвестиции на этом не закончены

Эдуард Ким
Эдуард Ким
ФОТО: © Андрей Лунин

В ноябре 2022 года на рынке Казахстана (а если конкретнее - то в Алматы) появился новый онлайн-сервис по доставке продуктов Airba Fresh. Инициатор этого проекта - бизнесмен, владелец АО «Technodom Оperator» Эдуард Ким (№31 в списке 50 богатейших бизнесменов Казахстана - 2022). В интервью Forbes.kz он рассказал о том, почему для развития бизнеса выбрал «съедобное» направление и какие перспективы у этого фудтеха, а его коллеги – о том, что скрывается за интерфейсом мобильного приложения. 

Идея на миллиард

Отвечая на вопрос о том, что подвигло успешного в области продажи техники бизнесмена заняться доставкой продуктов, Эдуард Ким первым делом поспешил напомнить, что «Технодом» - не единственное «детище». В копилке его бизнесов также числится фитнес-клуб, коворкинг, а теперь еще и сервис по доставке продуктов. И объединяет эти все, казалось бы, совершенное разные проекты одно – упор на развитие в «цифре». Бизнесмен считает, что в современном мире любой офлайн-проект может быть успешен, если его грамотно преподнести в «онлайне».

- Бренд Technodom появился в Казахстане в 2002 году, и мы до сих пор работаем над его развитием. Но когда в нашу жизнь пришел интернет, а вместе с ним новые технологии, и мы начали их активно осваивать, то увидели, что есть возможность развивать свою экосистему. Мы одни из первых в Казахстане разработали новые форматы магазинов и создали продвинутые платформы по продаже электроники и других товаров, - рассказывает собеседник.

И хотя мощный импульс развития цифровых сервисов пришелся на пандемию, и особенно времена карантина, идея о создании проекта Airba Fresh появилась еще в 2019 году, рассказывает Эдуард Ким. Основательное решение о запуске было принято уже в пандемийный 2020 год. На подготовку сервиса к запуску ушло два года. За это время инвестиции в мировой фудтех подскочили в три раза, говорит Эдуард Ким, что еще раз дало понять, что это направление весьма актуально.

ФОТО: архив пресс-службы

Борьба за клиента, как правило, - самый сложный этап в становлении любого стартапа. Поэтому здесь решили не останавливаться на создании обычного маркетплейса по принципу «купи – продай - доставь», а создать настоящий фудтех-проект со своим производством продуктов. Тем более что за пандемию на рынке Казахстана появилось немало проектов по доставке продуктов и готовой еды.

«Закулисье» приложения

Для пользователя смартфона Airba Fresh – это мобильное приложение по заказу продуктов, готовой еды и полуфабрикатов. Тут все просто и понятно, но «за кулисами» красочного интерфейса стоит невидимая глазу клиента целая производственная машина в виде оборудованного склада, парка автомобилей с холодильниками и собственного цеха по производству полуфабрикатов.

Руслан Рыжонков
Руслан Рыжонков
ФОТО: личный архив

- Мясные полуфабрикаты, представленные в онлайн-магазине, - это полностью свое производство. Мы заключаем с фермерами Алматинской области контракты на поставку мяса. В своем цеху мы его обрабатываем и готовим колбасы, сосиски, котлеты, шницели, пельмени. Сейчас это небольшой цех, можно сказать, пилотная его версия. Но к осени 2023 года мы уже запустим полноценную производственную фабрику, где будут производить не только мясные полуфабрикаты, но также продукцию из рыбы, салаты, блюда первичной обработки и прочее, - говорит управляющий директор проекта Руслан Рыжонков.

Помимо собственного производства, говорит Руслан, компания заключила контракты и с другими предприятиями - партнерами, которые выпускают продукцию под торговой маркой Airba Fresh. Это продукты национальной казахской кухни, полезные сладости, готовые замороженные блюда, мука, чай, кофе и т.д. В ассортименте также представлены продукты из разных стран мира, которые, как уверяет собеседник, непросто найти на полках в казахстанских масс-маркетах.

- Мы заказываем продукты напрямую у производителей из России, Беларуси, Кыргызстана. Сейчас прорабатываем поставки из Восточной и Западной Европы, например из Венгрии. В ближайшее время будут поставки турецких продуктов, - приводит примеры Руслан.

Доля казахстанского содержания в ассортименте – выше 50%, утверждает Руслан. Но если рассмотреть категорию fresh – фрукты, овощи, мясную продукцию – то в этом сегменте доля казахстанских продуктов достигает 90%.

- Мы много внимания уделяем поддержке казахстанских фермеров и сельхозпроизводителей. В планах – создание экспериментальных центров хранения фруктов и овощей. Так мы предоставим фермерам канал сбыта продукции и минимизируем цепочки поставок. Это будет гарантировать как свежесть продуктов, так и их низкую цену, так как не будет дополнительных посредников, - считает Руслан Рыжонков.

ФОТО: архив пресс-службы

Новым продуктам и торговым маркам потребители доверяют не сразу, и в этом нет ничего удивительного. Поэтому, чтобы познакомить своих потенциальных клиентов с ассортиментом, в компании приняли решение открыть еще и офлайн-магазин. Его сложно назвать обычным магазином у дома или супермаркетом – он больше похож на фермерскую лавку, в которой предусмотрены дегустационные точки.

«Технодом» спешит на помощь

Мобильное приложение, если верить собеседникам, достаточно мудреное и создавалось не «на коленке». Как говорит Даниэль Ким, директор компании Airba Fresh, в его разработке были задействованы 30 человек. 

Даниэль Ким
Даниэль Ким
ФОТО: личный архив

- Когда мы только взялись за его разработку, то не до конца себе представляли, насколько в нем много нюансов со стороны выстраивания процессов работы с продуктами питания. Например, мы не планировали запускать экспресс-доставку. Но провели опрос и выяснили, что подавляющее большинство покупателей заинтересованы в доставке продуктов «здесь и сейчас». Казалось бы, что здесь сложного? -  спрашивает Даниэль и сам отвечает: – Это только кажется, что осуществить доставку в течение часа просто. На самом деле надо было полностью перестроить операционный процесс, систему управления складами и логистикой.

Само приложение разрабатывали с нуля, не используя какие-то шаблоны, и после год дорабатывали.

- Для разработки приложения мы собирали новую команду разработчиков. К проекту присоединились специалисты «Технодома», чтобы быстрее подключить различные сервисы, платежи, помочь с экспертизой и другими тонкостями вроде обмена данными или генерацией акций, - дополняет Даниэля  Эдуард Ким.

Об инвестициях в «цифру»

За 5 месяцев работы компании удалось собрать базу из 20 тыс. клиентов. Средний чек на каждого сейчас составляет 16 тыс. тенге. Но о выходе сервиса на прибыль говорить еще не приходится и в ближайшие пять лет вряд ли придется, говорит Руслан. В проект уже вложено 4 млрд тенге, и на этом инвестиции еще не закончены.

- Эти деньги были потрачены на разработку операционных процессов, закуп оборудования на склад - холодильников, стеллажей, терминалов оплаты, закуп автомобилей для доставки, оборудование для производственного цеха, на само помещение, - перечисляет Рыжонков. – При этом мы планируем расширение производственного корпуса нашей кухни в Алматы, открываем офлайн-магазин и в третьем квартале 2023 года – ресторан. Поэтому инвестиции еще будут, и не маленькие, но итоговую цифру назвать трудно.

Как объяснил Руслан, по их подсчетам, в операционную безубыточность компания выйдет только через полтора года, а окупить проект целиком рассчитывают не менее чем через пять лет.

- Мы четко понимали: для того чтобы запустить такой фудтех, нужны большие инвестиции. Но благодаря таким вложениям сейчас мы ни от кого не зависим. В этом бизнесе быстро не заработаешь, некоторые фудтехи с десятилетним опытом до сих пор не вышли в прибыль, хотя имеют большую клиентскую базу. И этот проект тоже долгосрочный и инвестиционно емкий, поэтому в ближайшие пять лет о прибыли речь не идет, - подтверждает слова коллеги главный инвестор Эдуард Ким.

На вопрос о том, не боязно ли вкладывать такие суммы в стартапы, Эдуард Ким с улыбкой отвечает: вкладывали и больше.

В следующем году компанию Airba Fresh планируют вывести на рынок Астаны и, если все пойдет по плану, то еще и в Узбекистан.

- Мы здесь все опробуем, протестируем основательно эту бизнес-модель, может быть, ее придется немного менять. Но мы уже точно знаем, какая площадь нам нужна для масштабирования, какое количество персонала, размер инвестиций. И когда мы уже четко стандартизируем для себя модель бизнеса, то в дальнейшем запуск проекта в Астане и других городах Казахстана будет значительно быстрее. В планах также зайти с проектом на рынок Узбекистана в 2024 году, - резюмировал бизнесмен.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить