Зачем Kusto Group инвестировала в казахстанский агротехнологический стартап

40849

Стартаперы предлагают цифровые решения, которые могут повысить урожайность и снизить расходы

Команда Egistic
Команда Egistic
Фото: ©

Казахстан гордится прогрессом в цифровизации и использовании высоких технологий, особенно в финансовой сфере (fintech). Десятками открываются компании, которые занимаются инновациями в медицине (medtech) и образовании (edtech). Но что касается аграрной отрасли — ситуация иная. Слово «цифровизация», по свидетельству agritech-стартапера Жандоса Керимкулова, у отечественных фермеров вызывает скорее «отторжение», чем интерес.

- За последние два года мы сделали два шага назад, - с сожалением отмечает Жандос. - Министерство сельского хозяйства отменило несколько условий для субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, из-за чего эта система сегодня не выполняет свое предназначения.

Жандос Керимкулов
Жандос Керимкулов
Фото: личный архив

Если раньше, чтобы получить субсидии на удобрения, нужен был агрохимический анализ, для субсидий на средства защиты растений — электронные карты полей, паспорт севооборота за последние пять лет, то сейчас всего этого не требуется. И предоставление данных, и их интерпретация не подтверждается объективными исследованиями, считает Керимкулов.

- Фермеры, услышав слово «цифровизация», сворачивают разговор. Можно сказать, идет отторжение, - рисует нерадостную картину стартапер, однако тут же добавляя светлых красок: - Но есть фермеры, которые видят в сельском хозяйстве настоящий бизнес, рискуют своими деньгами, стараются внедрять новые технологии.

В ответ на нужды таких растениеводов-новаторов Жандос в 2019 году собрал команду и запустил стартап Egistic – изначально платформу анализа аэрокосмических снимков сельскохозяйственных угодий. С помощью мобильного приложения фермеры могут следить за состоянием своих полей: как всходят посевы, с какой скоростью растут, много ли сорняков и вредителей, достаточно ли влаги в почве и листьях растений т. д. Целью было создать доступный цифровой сервис, чтобы фермер мог получить объективную информацию о том, что происходит на его полях, не объезжая их, не тратя на это время и деньги. Именно поэтому толчок стартапу дала пандемия. В карантин растениеводы не могли выезжать на поля и начали активно пользоваться технологиями.

Иллюстрация: личный архив

- Тогда мы получали много фидбека от пользователей. Их требования и предложения и заложили основу для развития нашей компании. Сельхозпроизводители просили оцифровать и сделать видимым в сервисе перемещение техники на полях, планы для механизаторов, складской учет и т. д. Можно сказать, что Egistic создан самими фермерами, - заверяет собеседник.

Для наглядности Жандос Керимкулов приводит пример с использованием химобработки полей. Если в привычных системах учета можно просто единовременно списать объем использованных веществ, то в Egistic будет видна реальная картина. По датчикам определяется, сколько химикатов внесено на поля, и это количество автоматически списывается со склада именно в ту дату, когда была проведена обработка. Так же и с техникой: видно, сколько топлива расходует каждый комбайн, какие ремонтные работы с ним проводились. Можно оптимизировать маршруты, сравнивать планы с фактическим выполнением.

Как говорит Жандос, у них получилась полноценная ERP-система (англ. enterprise resource planning - планирование ресурсов предприятия), позволяющая управлять всем бизнесом: в режиме live наблюдать за состоянием посевов, агромероприятиями, расходом топлива, соблюдением технологических карт (планов агромероприятий) и т. д.

- После Нового года мы хотим ввести еще учет электронных весов — поступил соответствующий запрос, - добавляет собеседник. - Когда машина с урожаем заезжает на взвешивание перед разгрузкой, эти цифры будут сразу появляться в системе. И вы видите, сколько вы собрали с того или иного поля, какой у вас урожай, чтобы планировать свои доходы.

Как любой стартап, Egistic занимался поиском инвестиций и акселераторов и уже получал грантов на $120 тысяч. Однако когда команда в 2020 году обратилась к Kusto Group — холдингу с большим агробизнесом в составе — их предложение отклонили как «сыроватое».

- Но ровно год назад, в декабре 2022-го, на ознакомительной встрече, где я рассказывал о стратегии развития нашей компании, оказалось, что стратегия процентов на 80% совпадает с видением одного из подразделений Kusto Group, - рассказал собеседник. - Так как Kusto Group рассматривала создание экосистемы в поддержку повышения технологичности игроков аграрной индустрии, группа выделила ангельские инвестиции для нашего более интенсивного развития.

Об условиях и суммах инвестиций партнеры договорились не рассказывать, Жандос только отметил, что партнерство будет стратегическим и долгосрочным.

- У Kusto Group экосистемный агробизнес: и растениеводство, и животноводство, и репродуктор, и мясной комбинат. А мы, как IT-компания, которая делает платформу для сельского хозяйства, хорошо встраиваемся в эту экосистему, - радуется Жандос Керимкулов.

Kusto не только дает Egistic деньги. Стартап был усилен в кадровом плане — специалистами по внедрению датчиков и сенсоров в сельхозпроизводстве.

- С помощью их компетенций мы добавили себе несколько модулей и подготовили новую версию нашей платформы. Можно сказать, сделали апгрейд до уровня 2.0. Теперь наша система максимально оптимизированная, максимально быстродейственная, полностью подготовленная к началу нового сезона, - обещает Керимкулов и добавляет: - Получился хороший симбиоз производственников, которые работают в поле, и IT-компании.

Как говорит Жандос, конкурентов на рынке у них пять-шесть, по большей части — российские, украинские, американские. Тягаться с ними трудно: компании намного крупнее, и инвестиции у них — десятки миллионов долларов.

- Зато мы как локальная компания находимся близко к нашему пользователю, так сказать, в шаговой доступности. После инвестиционного раунда мы открыли второй офис в Кокшетау — центре казахстанского зерносеющего региона. Фермеры всегда могут прийти к нам в офис, или мы можем приехать к ним. Мы делаем пользователей сопричастными к развитию нашего продукта, - говорит стартапер. - Плюс стоимость обслуживания у нас — практически в два раза ниже, чем у иностранных конкурентов.

Фото: личный архив

У Egistic несколько моделей работы: бесплатная, бизнес- и премиум-подписка. Более 400 хозяйств пользуются бесплатным сервисом, это 1 млн 200 тыс. гектаров. Вместе «бизнес» и «премиум» дают еще около 1 млн гектаров у 230 хозяйств. Бесплатно фермеры видят космические снимки своих полей, по бизнес-подписке — движение техники (телематику) и технологическую карту, а в «премиум» входят также аналитические дашборды и учет склада.

На вопрос, как повышается урожайность у тех, кто пользуется сервером, Жандос отвечает так:

- Смотрите, если фермер пользуется данными с нашего сервиса, но при этом ничего не предпринимает, конечно, никакого эффекта не будет. Но если у него хорошо организованы бизнес-процессы, то однозначно это приводит к оптимизации и в какой-то мере к увеличению урожая. Мы никогда не говорим, что наш сервис увеличивает урожайность. Мы даем инструменты, которые помогают это делать: сохранить урожай, уменьшить потери, увеличить всхожесть.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить