Складской бум в Центральной Азии
Создание новых торговых путей требует складских и логистических мощностей, будь то китайская программа «Один пояс, один путь» или американская инициатива по созданию нового Шелкового пути
Растущие цены на складские помещения в более развитых экономиках заставляют бизнес искать альтернативные географические точки для хранения товаров, что делает Центрально-Азиатский регион привлекательным инвестиционным направлением благодаря конкурентным ценам и благоприятным торговым политикам.
По мере того как международные инвесторы всё больше внимания обращают на развивающиеся рынки, Транскаспийский международный транспортный маршрут, также известный как Срединный коридор, получает признание в качестве критически важного звена в мировой логистической инфраструктуре и цепочках поставок. Этот стратегический путь, соединяющий Китай с Европой через Центральную Азию и Каспийское море, становится ключевой точкой развития, в которую планируется инвестировать $10 млрд в рамках программы, возглавляемой Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), и к которой выражают интерес и желание присоединиться еще 20 стран.
Казахстан, будучи самой крупной экономикой Центральной Азии, позиционирует себя центром этой трансформации. Президент страны Касым-Жомарт Токаев ясно дал понять, что транспорт и логистика будут играть важнейшую роль в росте национальной экономики. Он поставил перед правительством задачу превратить Казахстан в полномасштабный логистический и транзитный хаб в Евразии и нарастить вклад этой отрасли в ВВП страны на 50 %, увеличив ее долю в ближайшие три года до 9 %.
Нераскрытый потенциал Центральной Азии
Центрально-Азиатский регион, включающий Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан и ставший домом для почти 70 млн человек, во многом остался на ранних стадиях развития логистической инфраструктуры. Множество объектов — это наследие Советского Союза, и до недавних пор существовал совсем небольшой спрос на современные логистические и складские решения. Тем не менее несколько ключевых событий разожгли интерес к этому исторически неприметному региону.
Китайская программа «Один пояс, один путь»: с 2013 года амбициозные инфраструктурные планы Китая заложили основы для улучшения путей сообщения по всей Средней Азии, и Срединный коридор — ключевой элемент этих планов.
Развитие онлайн-торговли: пандемия коронавируса вкупе с быстрым демографическим и экономическим ростом подстегнула резкий рост электронной коммерции, чем повысила спрос на качественные складские помещения в регионе.
Экономический рост и антироссийские санкции: молодое, технологически подкованное население Центральной Азии стало драйвером быстрого экономического роста, а международные санкции, наложенные на Россию, крупнейшего торгового партнера в регионе, стали стимулом для развития альтернативных маршрутов перевозок, чем еще больше увеличили стратегическую важность и трафик Срединного коридора.
Все эти факторы создали уникальное окно возможностей для Центральной Азии: определить себя в качестве современного Шелкового пути, возродив древний, критически важный маршрут между Востоком и Западом.
Срединный коридор: короткий путь в Европу
Срединный коридор предлагает всем желающим кратчайший путь по суше и морю из Китая в Европу общей протяженностью 4250 км железных дорог и 500 км морских путей. Товары путешествуют через Казахстан, Азербайджан и Грузию, пересекают Каспийское море и продолжают свой путь в ЕС через Турцию или черноморские порты в Болгарии и Румынии. Этот маршрут огибает Россию, обеспечивая жизненно необходимую на фоне геополитической напряженности альтернативу.
По мнению международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», к 2027 году при условии достаточных инвестиций Срединный коридор и коридор Север — Юг (соединяющий Среднюю Азию с Персидским заливом) должны быть способны пропускать до 10 млн тонн грузов ежегодно. Однако реализация этого потенциала может потребовать существенных вливаний капитала, в частности, в инфраструктуру, необходимую для цепочек поставок. По оценкам ЕБРР, для обеспечения полноценного функционирования Срединного коридора потребуется в общей сложности $18,5 млрд инвестиций.
Рост спроса на складские площади
Стремительное развитие центральноазиатского логистического сектора повлекло за собой беспрецедентный рост спроса на складские помещения. Драйверами этого роста стали четыре основных потребительских сегмента.
Международные бренды: крупные компании ищут новые точки сбыта в Центральной Азии.
Онлайн-маркетплейсы: рост электронной коммерции в регионе создал потребность в современных логистических хабах.
Местные ретейлеры: развитие локальных бизнесов требует соответствующей времени складской инфраструктуры.
Иностранные логистические компании: родом в основном из России, эти компании всё больше видят в Центральной Азии стратегически важное местоположение для своего бизнеса.
Сегодня в Казахстане насчитывается около 1,4 млн кв. м площадей складских помещений, что означает 0,07 кв. м складов на душу населения.
В других странах Центрально-Азиатского региона эти цифры еще меньше, и, как утверждает консалтинговая компания IBC Global, все они несравнимы с американскими и европейскими показателями (4,5 кв. м и 3,5 кв. м соответственно) и даже с Китаем (0,5 кв. м).
Таким образом, существующий на данный момент дефицит складских площадей в регионе составляет около 20 млн кв. м. Как следствие, стоимость аренды складов в регионе входит в число самых высоких в мире: сравните среднюю ставку: $154 за кв. м в год в Узбекистане и $135 за кв. м в год в ОАЭ.
Расширяя возможности: путь вперёд
В ближайшие три-четыре года Казахстан намерен увеличить свои складские мощности: согласно прогнозам, к 2027 году в республике будет 0,16 кв. м складских помещений на душу населения. Конечно, это существенный прогресс, но даже в этом случае возможности отрасли останутся во многом нереализованными, что открывает интересные инвестиционные возможности.
Несмотря на все существующие вызовы, растущая роль Центральной Азии в глобальных цепочках поставок не может быть недооценена. С учетом всех тех инвестиций, которые регион направляет на модернизацию инфрастуктуры и логистических систем, он имеет все шансы стать важнейшим игроком на мировой торговой арене, предлагая инвесторам и предпринимателям новые возможности. Возрождение древнего Шелкового пути — это уже не просто идея, а стоящая на пороге новая реальность.