Складской бум в Центральной Азии

Создание новых торговых путей требует складских и логистических мощностей, будь то китайская программа «Один пояс, один путь» или американская инициатива по созданию нового Шелкового пути

Фото: © pixabay.com/icondigital

Растущие цены на складские помещения в более развитых экономиках заставляют бизнес искать альтернативные географические точки для хранения товаров, что делает Центрально-Азиатский регион привлекательным инвестиционным направлением благодаря конкурентным ценам и благоприятным торговым политикам.

По мере того как международные инвесторы всё больше внимания обращают на развивающиеся рынки, Транскас­пийский международный транспортный маршрут, также известный как Срединный коридор, получает признание в качестве критически важного звена в мировой логистической инфраструктуре и цепочках поставок. Этот стратегический путь, соединяющий Китай с Европой через Центральную Азию и Каспийское море, становится ключевой точкой развития, в которую планируется инвестировать $10 млрд в рамках программы, возглавляемой Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), и к которой выражают интерес и желание присоединиться еще 20 стран.

Казахстан, будучи самой крупной экономикой Центральной Азии, позиционирует себя центром этой трансформации. Президент страны Касым-Жомарт Токаев ясно дал понять, что транспорт и логистика будут играть важнейшую роль в росте национальной экономики. Он поставил перед правительством задачу превратить Казахстан в полномасштабный логистический и транзитный хаб в Евразии и нарастить вклад этой отрасли в ВВП страны на 50 %, увеличив ее долю в ближайшие три года до 9 %.

Нераскрытый потенциал Центральной Азии

Центрально-Азиатский регион, включающий Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан и ставший домом для почти 70 млн человек, во многом остался на ранних стадиях развития логистической инфраструктуры. Множество объектов — это наследие Советского Союза, и до недавних пор существовал совсем небольшой спрос на современные логистические и складские решения. Тем не менее несколько ключевых событий разожгли интерес к этому исторически неприметному региону.

Китайская программа «Один пояс, один путь»: с 2013 года амбициозные инфраструктурные планы Китая заложили основы для улучшения путей сообщения по всей Средней Азии, и Срединный коридор — ключевой элемент этих планов.

Развитие онлайн-торговли: пандемия коронавируса вкупе с быстрым демографическим и экономическим ростом подстегнула резкий рост электронной коммерции, чем повысила спрос на качественные складские помещения в регионе.

Экономический рост и антироссийские санкции: молодое, технологически подкованное население Центральной Азии стало драйвером быстрого экономического роста, а международные санкции, наложенные на Россию, крупнейшего торгового партнера в регионе, стали стимулом для развития альтернативных маршрутов перевозок, чем еще больше увеличили стратегическую важность и трафик Срединного коридора.

Все эти факторы создали уникальное окно возможностей для Центральной Азии: определить себя в качестве современного Шелкового пути, возродив древний, критически важный маршрут между Востоком и Западом.

Срединный коридор: короткий путь в Европу

Срединный коридор предлагает всем желающим кратчайший путь по суше и морю из Китая в Европу общей протяженностью 4250 км железных дорог и 500 км морских путей. Товары путешествуют через Казахстан, Азербайджан и Грузию, пересекают Каспийское море и продолжают свой путь в ЕС через Турцию или черноморские порты в Болгарии и Румынии. Этот маршрут огибает Россию, обеспечивая жизненно необходимую на фоне геополитической напряженности альтернативу.

По мнению международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», к 2027 году при условии достаточных инвестиций Срединный коридор и коридор Север — Юг (соединяющий Среднюю Азию с Персидским заливом) должны быть способны пропускать до 10 млн тонн грузов ежегодно. Однако реализация этого потенциала может потребовать существенных вливаний капитала, в частности, в инфраструктуру, необходимую для цепочек поставок. По оценкам ЕБРР, для обеспечения полноценного функционирования Срединного коридора потребуется в общей сложности $18,5 млрд инвестиций.

Рост спроса на складские площади

Стремительное развитие центрально­азиатского логистического сектора повлекло за собой беспрецедентный рост спроса на складские помещения. Драйверами этого роста стали четыре основных потребительских сегмента.

Международные бренды: крупные компании ищут новые точки сбыта в Центральной Азии.

Онлайн-маркетплейсы: рост электронной коммерции в регионе создал потребность в современных логистических хабах.

Местные ретейлеры: развитие локальных бизнесов требует соответствующей времени складской инфраструктуры.

Иностранные логистические компании: родом в основном из России, эти компании всё больше видят в Центральной Азии стратегически важное местоположение для своего бизнеса.

Сегодня в Казахстане насчитывается около 1,4 млн кв. м площадей складских помещений, что означает 0,07 кв. м складов на душу населения.

В других странах Центрально-Азиатского региона эти цифры еще меньше, и, как утверждает консалтинговая компания IBC Global, все они несравнимы с американскими и европейскими показателями (4,5 кв. м и 3,5 кв. м соответственно) и даже с Китаем (0,5 кв. м).

Таким образом, существующий на данный момент дефицит складских площадей в регионе составляет около 20 млн кв. м. Как следствие, стоимость аренды складов в регионе входит в число самых высоких в мире: сравните среднюю ставку: $154 за кв. м в год в Узбекистане и $135 за кв. м в год в ОАЭ.

Расширяя возможности: путь вперёд

В ближайшие три-четыре года Казахстан намерен увеличить свои складские мощности: согласно прогнозам, к 2027 году в республике будет 0,16 кв. м складских помещений на душу населения. Конечно, это существенный прогресс, но даже в этом случае возможности отрасли останутся во многом нереализованными, что открывает интересные инвестиционные возможности.

Несмотря на все существующие вызовы, растущая роль Центральной Азии в глобальных цепочках поставок не может быть недооценена. С учетом всех тех инвестиций, которые регион направляет на модернизацию инфрастуктуры и логистических систем, он имеет все шансы стать важнейшим игроком на мировой торговой арене, предлагая инвесторам и предпринимателям новые возможности. Возрождение древнего Шелкового пути — это уже не просто идея, а стоящая на пороге новая реальность.