Может ли искусственный интеллект улучшить семейную жизнь?

Разрабатывая ИИ-технологии для оказания помощи в выполнении сложных человеческих задач, таких как воспитание детей или уход за пожилыми, нужно строго определить их роль

робот
Энн-Мэри Слотер
робот
Авни Патель Томпсон
робот
Иллюстрация: © Depositphotos/studiostoks

Общественные дискуссии по поводу будущего искусственного интеллекта (сокращённо ИИ) обычно сосредоточены на двух главных проблемах: общее влияние этой технологии на человечество в целом и её непосредственное влияние на конкретных людей. Как правило, люди хотят понять, как именно процесс автоматизации изменит их труд, какие отрасли сохраняться завтра, какие рабочие места сегодня под угрозой.

Однако в этих дискуссиях игнорируется одна из важных опор общества — семья. Если мы хотим создать ИИ-системы, которые будут помогать в решении, а не усугублять насущные социально-экономические проблемы, мы должны вспомнить о том, что сегодня семьи [например, в США] — это 89% американских домохозяйств. Именно поэтому мы должны учитывать сложности, с которыми сталкиваются семьи, когда приступаем к внедрению этой технологии.

Дело в том, что в Америке семьи отчаянно нуждаются в поддержке. По данным Всемирного экономического форума, американская экономика услуг ухода за детьми, престарелыми, инвалидами и другими нуждающимися (она оценивается в $6 трлн) оказалась под угрозой краха из-за нехватки работников, административного бремени и некачественной рыночной модели: большинство семей не могут себе позволить полностью покрывать расходы на услуги ухода, при этом работа сотрудников этой отрасли хронически плохо оплачивается. Кроме того, изменилась ситуация родителей: родители теперь больше заняты, а спрос на их время (включая уход за детьми и пожилыми родителями, управление информационной загруженностью, координация домашних задач) увеличился.

Семьи могли бы использовать ИИ в качестве «второго пилота» для экономии времени — и сохранения рассудка. ИИ-помощник мог бы анализировать электронные письма из школы и графики мероприятий или, например, помогать в подготовке к предстоящему семейному путешествию, составляя список необходимых вещей и подтверждая детали поездки. Если дополнить ИИ-технологиями роботов, которые разрабатываются в Японии и других странах для оказания услуг ухода за людьми, можно будет оберегать конфиденциальность и автономность тех, о ком заботятся роботы, а люди, работающие в этом секторе, смогут тратить больше времени на создание эмоциональных связей, выполняя роль компаньонов.

Разрабатывая ИИ-технологии для оказания помощи в выполнении сложных человеческих задач, таких как воспитание детей или уход за пожилыми, нужно строго определить их роль. В современном мире уход за людьми (особенно за детьми) состоит из избыточного количества рутинных задач, отнимающих время, которое можно было бы потратить на более значимую деятельность. ИИ мог бы действовать в качестве «технологии защиты от технологий» — в качестве щита, ограждающего от культуры постоянного нахождения в онлайне ради получения электронной почты, текстовых сообщений и бесконечных дел и поручений. В идеале ИИ в роли второго пилота мог бы взять на себя основную часть этой рутинной работы, позволяя семьям проводить больше времени вместе.

Однако сложные человеческие задачи обычно являются «проблемами-айсбергами»: основная часть проводимой работы скрыта под поверхностью. Второй пилот ИИ, который будет выполнять только видимую часть работы, не очень поможет облегчить бремя тех, кто ухаживает за другими, потому что для выполнения этих задач нужно понимать, что именно нужно делать.

Например, мы можем разработать технологию создания записей в календаре на основе электронного письма с расписанием игр молодёжной футбольной команды (а затем удалять их и создавать заново, когда расписание неизбежным образом изменится через неделю). Однако ИИ должен освобождать родителей ещё и от невидимой нагрузки, возникающей у них, когда они организуют спортивные занятия ребёнка. А для этого ИИ нужно будет понять множество других задач, скрытых под поверхностью: надо узнать, где находится игровое поле, какой должен быть цвет формы, кто из родителей организует питание, а также создать соответствующие напоминания. Если у одного из родителей возникает накладка в графике, ИИ-помощник направит напоминание об этом второму родителю, а если оба родителя не могут, тогда ИИ должен будет назначить время для разговора на эту тему, напомнив о том, как важно для ребенка, чтобы на его игре присутствовал хотя бы один родитель или близкий человек.

Задача не в том, чтобы найти какое-нибудь решение, а в том, чтобы найти правильное решение с учетом всего сложного контекста, основная часть которого находится в мозгу у родителей. Благодаря тщательным исследованиям, эти знания однажды можно будет превратить в данные для обучения специализированных семейных ИИ-моделей — в отличие от больших языковых моделей, подобных ChatGPT-4, Gemini, Claude, которые обучаются, как правило, на общедоступных данных, собранных из интернета.

Разработка второго пилота ИИ для людей, оказывающих услуги ухода, несомненно, станет тестом на пределы возможностей этой технологии, определив, в какой степени она способна учитывать моральные соображения и общественные ценности. В готовящейся к публикации статье «Компьютерные принципы для ухода за людьми и принципы ухода за людьми для компьютеров» экспериментальный психолог Брайан Кристиан рассматривает ряд ключевых сложностей, возникающих при попытке выразить услуги ухода в математических «функциях вознаграждения», которые требуются для машинного обучения. Один из примеров: няня принимает решение, которое, по её мнению, отвечает интересам ребёнка, но ребёнок с этим не согласен. Кристиан приходит к выводу, что «попытки формализовать базовые элементы жизненного опыта человека показывают нам, чем именно является уход за людьми на самом деле — судя по всему, мы ещё многое о нём не знаем».

Как и в случае с работой в офисе, семейная жизнь в значительной мере состоит из повторяющихся, рутинных задач, которые могли бы выполняться ИИ. Однако в отличие от офисной работы, обучение такой ИИ-модели потребует тщательного сбора и передачи информации об особых методах и практиках в более интимном мире. Попытаться стоит: ИИ-помощник для тех, кто оказывает услуги ухода за людьми, позволил бы освободить время и энергию для эмпатии, творчества и общения. Ещё важнее то, что при определении, какие именно функции ухода за людьми может выполнять ИИ, мы, наверное, сможем многое узнать о том, какие именно семейные функции и занятия должны оставаться полностью и исключительно человеческими.

© Project Syndicate 1995-2024

Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте