Зачем нужны цифровые удостоверения личности и как обеспечить ими всё население

Их нельзя потерять, украсть или уничтожить

Фото: © Pixabay/Tumisu

ЛОНДОН/БРАЗИЛИА – Возможность подтвердить свою личность мы обычно считаем чем-то само собой разумеющимся, а выданное государством удостоверение личности служит ключом доступа к важнейшим услугам, в том числе медицинским и банковским, а также регистрации прав собственности. Но оно есть не у всех. Именно поэтому так важна поставленная ООН цель устойчивого развития №16.9: «обеспечить всех удостоверением личности» к 2030 году.

Ещё ценнее цифровые удостоверения личности (так называемые Digital ID). В отличие от физических документов, их нельзя потерять, украсть или уничтожить. Цифровые ID оказались особенно важны в Украине, раздираемой войной, и в Бразилии, пострадавшей от наводнений, потому что они позволили гражданам, чьи физические документы были утеряны или уничтожены, получить необходимую помощь – как лично, так и в онлайне.

Несмотря на все эти преимущества, примерно 850 млн человек в мире не имеют официального удостоверения личности. Впрочем, рост спроса и появление новых технологий означают, что цель всеобщего охвата цифровыми ID к 2030 году выглядит достижимой.

Если говорить о стороне спроса, то цифровые удостоверения личности способствуют охвату финансовыми услугами, расширяют участие в экономике, помогают бороться с мошенниками, претендующими на пособия. По расчётам компании McKinsey, программы выдачи цифровых удостоверений способны увеличить ВВП страны на 3-13% к 2030 году. Если же говорить о стороне предложения, то за последние десять лет мы узнали много нового о возможностях и проблемах, связанных с системами цифровых ID. Как показывает пример недорогих инструментов, подобных «Модульной платформе идентификации с открытым кодом», эти программы можно реализовать дёшево и эффективно.

Но сохраняются серьёзные проблемы. Начать с того, что почти миллиард человек без цифровых ID проживают в десятках разных стран с непохожими механизмами управления, демографической структурой, техническим потенциалом. Универсальный подход непрактичен и нежелателен: системы идентификации нужно адаптировать к уникальным нуждам и культурным нормам каждой страны.

С государством, которое обычно выдаёт и регулирует цифровые удостоверения, связан риск злоупотреблений. Поскольку правовых рамок для стандартных глобальных подходов нет, власти обязаны принимать меры защиты, чтобы гарантировать ответственное использование этих систем.

С этой целью мы недавно собрали видных политиков, лидеров гражданского общества и экспертов по цифровой инфраструктуре под эгидой инициативы «17 комнат» с целью разработать стратегии совершенствования и расширения систем цифровых удостоверений. Участники постарались выявить «хороший опыт» цифровых ID, который помог бы правительствам внедрять эти системы и управлять ими (при поддержке международных организаций и спонсоров).

Полезной выглядит модель государственных статистических служб. Во многих странах эти службы сравнительно защищены от политического давления, что позволяет им сохранять конфиденциальность данных, повышать авторитет и доверие общества. Кроме того, добиться ответственного и масштабного развития систем цифровых ID можно с помощью прозрачных и независимо подготовленных стандартов их разработки, внедрения и обслуживания.

Мы предлагаем пять принципов разработки надёжных систем цифровых ID. Во-первых, цифровые и физические удостоверения личности вызывают больше доверия, когда они проверяемы, соответствуют индивидуальным предпочтениям, требуют минимального сбора данных. Например, Тайвань собирает только такие данные, которые необходимые для конкретной транзакции. Это позволяет пользователям выборочно раскрывать персональную информацию с помощью безопасных методов верификации (так называемая «меронимность»).

Во-вторых, правительства должны тесно сотрудничать с партнёрами из гражданского общества для снижения рисков и демонстрации пользы ID. Один из возможных подходов: с помощью механизмов публичного использования позволить организациям гражданского общества тестировать системы ID, уже на ранних этапах выявляя потенциальные проблемы. Поучителен опыт Ямайки с цифровыми ID: к работе не были привлечены негосударственные стейкхолдеры, поэтому возникло широкое недоверие, что замедлило внедрение системы и снизило её эффективность. Напротив, Ассоциация журналистов Западной Африки повысила ответственность властей, научив журналистов пользоваться цифровой общественной инфраструктурой (ЦОИ), в том числе цифровыми ID, для мониторинга и освещения действий правительства. Ряд других инициатив, например, SlashRoots в Карибском бассейне и движение g0v на Тайване, также демонстрируют важность участия гражданского общества и прессы.

В-третьих, крайне важно снижать стоимость цифровых удостоверений личности, особенно в малых странах с ограниченными ресурсами. Для этого нужна экосистема технических решений с открытым кодом, которые можно внедрять, используя местные кадры, инфраструктуру и предпочитаемые технологии. Готовые системы оказываются менее гибкими, но они позволяют властям недорого внедрять системы цифровых ID, сохраняя при этом национальный суверенитет и избегая зависимости от частных подрядчиков, владеющих технологиями.

В-четвертых, нужно утвердить более строгие глобальные технические и управленческие стандарты. Разработанные Программой развития ООН меры защиты цифровой общественной инфраструктуры (ЦОИ), которые были одобрены всеми 193 странами-членами ООН в рамках «Глобального цифрового договора», заложили прочный фундамент для создания безопасной и инклюзивной ЦОИ, включая цифровые удостоверения. Впрочем, для воплощения этих норм в жизнь нужны практические инструменты, помогающие властям создавать управляющие структуры с участием множества стейкхолдеров, находить баланс между конфиденциальностью и контролем за потоками данных, обеспечивать эффективную реализацию.

Наконец, развивающиеся страны нуждаются в постоянной международной помощи для разработки и обслуживания систем цифровых ID, а организации гражданского общества надо обучать эффективному наблюдению за процессом их внедрения. Направляя ресурсы на поддержку программ с открытым кодом, международные спонсоры будут способствовать появлению устойчивых бизнес-моделей.

Эти пять принципов можно и нужно адаптировать к национальным условиям. Крупные страны, подобные ЮАР и Индонезии, лучше всего подготовлены к разработке уникальных, масштабных систем цифровых ID, которые могли бы служить образцом для остальных. Правительствам стран с экономикой среднего размера следует развивать экосистему гражданского общества, защищающую от чрезмерного влияния государства и злоупотреблений. Малым странам с небольшим государственным потенциалом и слабыми стимулами у частного сектора придётся применять недорогие решения при международной поддержке.

Программа «Цели устойчивого развития» называет официальное удостоверение личности фундаментом социальной интеграции и экономических возможностей. Сегодня мы уже знаем главные стратегии, которые должны использовать власти, группы гражданского общества, компании и спонсоры для того, чтобы всех обеспечить цифровыми удостоверениям личности. Это будет нелегко, но потенциальные выгоды – колоссальны.

Дэвид Ивз, специалист по цифровому правительству, замдиректора и ассоциированный профессор в Институте инноваций и общественных целей при Университетском колледже Лондона (UCL)

Луанна Ронкаратти, заместитель секретаря по вопросам цифрового правительства в Министерстве управления и инноваций в сфере госуслуг Бразилии