Women in Business: Деньги для поддержки бизнеса у государства есть, но многие об этом не знают

Разнообразные инструменты для поддержки женского предпринимательства обсудили бизнесвумен на форуме, прошедшем в Алматы
Раимбек Баталов
ФОТО: архив пресс-службы

Форум Women in Business прошел 23 февраля в Алматы. Этот форум стал ежегодной востребованной площадкой для диалога женского предпринимательства. Женщины в бизнесе обеспечивают 31% рабочих мест в секторе МСБ и 14,6% ВВП Казахстана, отметила организатор и модератор форума Women in Business Акеркин Эралиева, председатель Совета деловых женщин Алматы. В целом по стране 43,5% субъектов малого и среднего предпринимательства возглавляют женщины, а в Алматы таких — более половины.

Где взять $53 млрд

- Многие бизнесы выживают только благодаря женщинам, - констатировал глава НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, выступая на приветственной сессии форума. - Мы видим в последние годы, особенно в регионах, всплеск предпринимательства со стороны женщин, но часто наблюдаем сомнения - идти ли в бизнес. Дать толчок должна инфраструктура, которая помогает женщинам обучаться.

И такая инфраструктура есть: уже около 7 тыс. женщин прошли обучение по разным программам, отметил Баталов и сообщил, что в марте НПП «Атамекен» изменит свою структуру, в том числе в палате будет создан отдельный департамент женского предпринимательства.

Еще более значимые цифры назвала генеральный консул Соединенных Штатов Америки в Казахстане Кэролайн Сэвидж.

- Как развитые, так и развивающиеся страны получат больше силы, если мужчины и женщины будут в равной степени участвовать в экономике. Это дало бы до $38 трлн роста к 2025 году, что составляет ВВП США и Китая, вместе взятых, - сказала Сэвидж, добавив, что Казахстан при тех же условиях увеличил бы свой ВВП на $53 млрд.

ФОТО: Архив пресс-службы

Одну из потенциальных точек роста экономики затронула глава Совета деловых женщин НПП «Атамекен» Ляззат Рамазанова. Она рассказала, что совет создал ассоциацию, которая будет проводить гендерную экспертизу предприятий и выдавать сертификат гендерного равенства.

- В прошлом году такой сертификат первой получила компания «Казцинк», - сообщила глава совета. - Спрос на сертификаты со стороны крупного бизнеса большой. Дело в том, что сертификат позволит привлекать прямые инвестиции в свой бизнес и в свою страну.

Сегодня масса возможностей войти в бизнес не только в молодости, но в предпенсионном возрасте, обратила внимание аудитории Рамазанова.

- Месяц назад мы проводили консультации с Министерством труда и соцзащиты, и они обратились к Совету деловых женщин с таким предложением: государство будет субсидировать заработную плату женщинам, которым осталось менее пяти лет до пенсии, если предприниматели возьмут их к себе на работу. Это очень хорошая мотивация для бизнесвумен. И этим должны воспользоваться не только женщины-предпринимательницы, но и мужчины, - уверена Ляззат Рамазанова.

Семь «друзей» бизнесвумен

Государство, бизнес-ассоциации и крупные компании разработали множество программ для поддержки женского предпринимательства, но не все об этом знают, констатировали участницы форума и постарались тут же заполнить имеющиеся пробелы.

1. Миллиард от Halyk

Руководитель Halyk Bank Умут Шаяхметова напомнила, что с 2018 банк финансирует собственную программу «Женщины в бизнесе», в рамках которой почти 530 предпринимательниц уже получили льготные кредиты под 5% годовых на общую сумму 5 млрд тенге.

- В начале года мы объявили о выделении еще одного миллиарда, шестого, на поддержку женщин в бизнесе. Лимит повышен до 20 млн, займы выдаются на пять лет по ставке 5-6,5% годовых, - сказал Умут Шаяхметова, в очередной раз отметив, что женщины хоть и меньше рискуют в бизнесе, чем мужчины, и берут в кредит меньшие суммы, зато более ответственные и аккуратные плательщики.

2. Бизнес без страха

Директор по корпоративным и регулятивным отношениям компании Coca-Cola Icecek Казахстан Алима Исембаева рассказала о социальном проекте «Белестерi», который C 2013 года уже подготовил 60 тысяч потенциальных предпринимательниц.

- Этот проект поддерживает малый бизнес на селе. Согласно исследованию, 30% женщин в сельской местности уже заняты бизнесом, и более 30% намерены открыть свое дело. Но 56% женщин боятся идти в бизнес: есть страх потерять свои средства, есть страх осуждения, страх, что общество станет высмеивать их неудачу. У «Белестерi» есть много образовательных проектов, в том числе по основам бизнеса в фермерском деле, в рамках которых мы стараемся снять эти страхи.

3. Палитра «Даму»

У фонда развития предпринимательства «Даму» есть целая палитра программ и проектов, которыми могут воспользоваться бизнесвумен, напомнила глава фонда Гаухар Бурибаева: льготные кредиты, частичное гарантирование кредитов, субсидирование ставки по кредитам, предоставление доступа к финансированию и ноу-хау и прочее.

4. Биржа вместо банка

Глава Казахстанской фондовой биржи Алина Алдаберген представила аудитории такие инструменты финансирования, как IPO, размещение облигаций и т. д. Привлечение средств на фондовом рынке не такое простое, как в банковском секторе, но имеет ряд преимуществ, в том числе возможность субсидирования и гарантирования облигаций для МСБ в приоритетных отраслях экономики или выпуск зеленых социальных облигаций.

- Есть у KASE и свои обучающие программы, и свои конкурсы розничных инвесторов, - отметила Алина Алдаберген, добавив, что все проекты анонсируются на сайте и в соцсетях биржи.

5. «Одно село — один продукт»

- Центры развития женского предпринимательства в Казахстане совершили революцию — мы предоставляем услугу после того, как выявили потребность, - с гордостью заявила управляющий директор НПП «Атамекен» Салтанат Абдикаримова. - Всего предоставляется 7 видов услуг, в том числе оценка бизнеса с рекомендациями, обучение привлечению финансирования, организация консультаций, менторство. За прошлый год мы обслужили 8705 женщин.

У центра есть уже свои истории успеха: например, одна женщина разработала авторский курс по кормлению грудью, ее проект поддержало Министерство здравоохранения, и теперь она планирует продавать франшизу за рубеж, рассказала Абдикаримова и назвала ещё одну программу - «Одно село — один продукт». Суть том, что населенному пункту помогают выбрать местное сырье, из которого можно производить продукт с высокой добавленной стоимостью и поставлять его на экспорт. Пилотные запуски программы уже состоялись в 4 селах Казахстана.

6. «Техноженщины»

Мастер-классы для женщин, которые хотя попробовать себя в ИТ, — это идея некоммерческой организации Technowomen, куда входят более 1000 женщин из Казахстана и Кыргызстана. Соучредитель организации Асем Нургалиева, она же СЕО KazPost Digital и советник Багдата Мусина, также назвала мало кому известные меры поддержки от Министерства цифрового развития РК. Например, при выходе ИТ-компании на зарубежные рынки ей могут возместить расходы «вплоть для компенсации расходов на аренду офиса». Для желающих открыть ИТ-школу есть программа Tech Orda, по которой за каждое учебное место можно получить возмещение расходов в сумме 600 тыс. тенге.

7. Рука помощи

Целый блок программ поддержки представила заместитель генерального директора центра предпринимательства Qolday Асем Макашова. Это и финансирование под 6% и 2% годовых, и предоставление готовых помещений для бизнеса в промышленных парках, и единые окна для МСБ и инвесторов. Миссия Qolday — это помочь малому и микробизнесу воспользоваться всеми инструментами, которые предлагает государство. В центре помогают оформить разрешительные документы, получить лицензии, подать заявки на гранты и субсидии.

- Мы сидим и в ручном режиме подбираем программу под вас. Например, к нам пришла семейная пара с идеей ДЦП-центра, которому требовалось несколько миллиардов тенге. Мы объяснили, что такое финансирование найти невозможно, и вместе разработали проект небольшого реабилитационного центра «CP Life Edu», который работает с 2022 года, - поделилась кейсом Асем Макашова.

Украинский опыт: выжить в военное время

После заседания несколько участниц подошли к специальной гостье форума — представительнице «Клуба успешных женщин Украины» Илоны Бордян. На сессии она рассказала, как ее бизнесу по продаже свадебных платьев удалось выжить после начала войны.

Илона Бордян, Кэролайн Сэвидж, Раимбек Баталов,
ФОТО: архив пресс-службы

- Мы потеряли наш рынок. 90% наших клиентов были из России. Мы повесили на стену карту мира и изучили мировой рынок. Подключили онлайн-продажи, подключили менеджеров, звонки, договорились о встречах в разных странах. И на сегодняшний момент мы масштабировали свой бизнес и на 100% его увеличили. Среди наших клиентов Швейцария, Германия, Венгрия, Румыния, Болгария, Мексика, Америка, Испания, - перечислила Илона Бордян под аплодисменты зала. - Война нас заставила задуматься над тем, что работать только на внутреннем рынке — этого мало. Необходим выход на международный рынок. Если просел рынок в одной стране — есть двери в другие. Нужны связи с другими странами, нужны такие форумы, где можно делиться опытом, своей продукцией, идеями, желанием идти вперед.