Валихан Тен: Почему Галимжан Есенов отказался от бренда World Class

И что представляет собой занявший его место новый фитнес-концепт KRIDA

Валихан Тен
Фото: © Андрей Лунин

В середине 2020 года мы встречались с известным атлетом и спортивным менеджером Валиханом Теном в рамках подготовки спецвыпуска Forbes Kazakhstan, посвященного пандемии, оценкам ее последствий для разных отраслей и путям реагирования со стороны владельцев и руководителей бизнесов.

Тогда собеседник прогнозировал, что Covid-19 удалит из отечественной фитнес-индустрии как минимум 40% проектов. Так и случилось: в Алматы и Астане с 2020 по 2021 год закрылись десятки фитнес-центров, в том числе ставших за годы своего существования знаковыми местами спортивного притяжения. Так, например, в 2021-м ушел с рынка проект Жанар Субханбердиной Fidelity Fit & Well — место, в котором в начале нулевых начинал свою карьеру с должности фитнес-инструктора сам Тен. Тем не менее в последние несколько лет мировая фитнес-индустрия растет еще большими темпами, чем раньше. Согласно данным Fortune Business, только по итогам прошлого года объем мирового рынка оздоровительных и фитнес-клубов достиг $112,17 млрд, а уже к 2030-му дойдет до $202,78 млрд при среднегодовом темпе роста в 9%.

В конце прошлого года Валихан Тен объявил, что российский бренд World Class уходит из Алматы и, соответственно, World Class Almaty прекращает свое существование. Премиальный фитнес-центр проработал в мегаполисе 12 лет, а сам 44-летний специалист был генеральным директором организации с самого его основания. За это время Тен поучаствовал в сотне с лишним крупных и знаковых для страны и города мероприятиях. К примеру, вместе с главным акционером World Class Almaty Галимжаном Есеновым (№ 15 рейтинга 50 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan — 2024) начал и сделал мегапопулярным «Алматы Марафон». Валихан является членом попечительских советов ОО «Almaty Triathlon Federation» и КФ «Смелость быть первым», автором челлендж-инициативы «Другой ты» и одно­именной книги о здоровом образе жизни.

С 1 января 2024 года на месте World Class Almaty открылся фитнес-центр KRIDA. По словам Тена, это новый концепт фитнес-пространства, в котором внимание будет уделено не только физическому здоровью, но и ментальному. Как быть успешным современным фитнес-менеджером, как проходили переговоры по расторжению договоренностей с россиянами, почему ментальное здоровье — новый фитнес-тренд? Об этом и другом наше интервью.

Валихан, вас часто можно встретить в городе, увидеть в соцсетях, на ТВ. Я в такие моменты думаю, что вы больше похожи на шоумена, заводилу, пауэр­лифтера, в конце концов, но уж никак не на строгого менеджера, который погружен в операционную деятельность компании. Как бы вы сами описали свою деятельность?

— На самом деле моя работа как CEO фитнес-клуба заключается в том, чтобы правильно понимать, куда движется фитнес-индустрия, и нашу стратегию развития. Кроме того, за годы моей работы сложилась целая экосистема здорового образа жизни. Это и «Алматы Марафон», и федерация триатлона, и проект «Другой ты». Везде я являюсь куратором с разными функциями, но в фитнес-клубе моя роль основная. В Казахстане фитнес-индустрия молодая, ей всего 25 лет. Поэтому результат моего понимания мировых трендов — успешность или неуспешность клуба. У нас есть много подразделений — маркетинга, продаж, фитнеса, технический отдел и прочие. Я модерирую работу всех департаментов, слежу за тем, как прописаны внутренние бизнес-процессы, а также налаживаю коммуникации между отделами.

В карьерном плане у вас были разные отрезки. От простого фитнес-тренера в Fidelity вы быстро выросли до управляющего, возглавили World Class Almaty, запустили ряд других проектов. Как бы вы охарактеризовали текущий период?

— Могу сказать, что 2024 год — этап моего нового становления. Потому что во всех направлениях нашей экосистемы мы кардинально меняем внутреннее наполнение. Фитнес-клуб в целом поменял концепт. Он отличается от прежнего и от тех, которые действуют в Казахстане. «Алматы Марафон» изменил свою идентичность. Сегодня там новый брендбук, новые бизнес-процессы, новые фишки, которые казахстанцам уже успели понравиться. На последнем Winter Run были уже совсем другая организация, процесс проведения, оформление, коммуникация с участниками и аудиторией. Теперь запустили Лигу триатлона. Такого никто еще не делал на постсоветском пространстве. Я договорился со своими коллегами из других фитнес-клубов — Rakhat, Champion, Invictus Sadu, а также велотрека в Алматы и ресорта «Восемь озер». Есть генеральный спонсор Astana Motors, почетный спонсор Halyk Life. Мы запускаем пять этапов соревнований триатлона для детей и для взрослых. Детям бесплатно. Можно выиграть один из этапов, а можно стать чемпионом всей Суперлиги. Провели старт буквально на днях, зарегистрировались 205 участников, это стало для нас большой победой.

Фото: © Андрей Лунин

В 2020 году вы пессимистично предрекали, что многие проекты в фитнес-индустрии закроются. Как в итоге прошли постковидный период сами?

— Да, мы тогда с вами встречались в сложные времена. Хотя сейчас думаешь, сравнивая с нынешними событиями в мире, — какие же прекрасные времена были… Тогда приблизительно 40% игроков ушли с рынка. В том числе такой сильный, как Fidelity, у них только в Алматы было пять клубов. Не выдержал кризиса Fitnation, который сейчас вообще отошел государству. FitnessBlitz и вовсе обанкротится (недавно открылся в другом формате). Многие маленькие клубы, о которых мы даже не знали, закрылись, не успев открыться. Выжившие подписывают соглашения с 1Fit (платформа-приложение с разными оздоровительными заведениями и единым абонементом для пользователей, основанная участником рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» 2020 Муратом Алихановым. — Прим. ред.), потому что у них просто нет другого выхода.

Мы же после пандемии открылись очень быстро. Во-первых, по сути, мы и не закрывались. Просто перевели наших атлетов на онлайн-тренировки, все время держали с ними связь. YouТube-канал «Другой ты» был нам в этом помощником. Затем начали проводить outdoor-тренировки офлайн. Потом запустили первый забег со всеми регламентами: надо было сдать ПЦР, быть в маске. Как только стало можно, мы отреагировали первыми в Казахстане, выполнив все санитарные предписания и открыв свои двери. В доходах даже не потеряли, потому что наши клиенты сразу вернулись. Конечно, подъели немного ту подушку безопасности, которая у нас была. Поскольку выплачивали всем сотрудникам по 70% от зарплаты, не так, как большинство компаний.

По итогам 2023-го мы перевыполнили финансовый план на 10%. К концу года количество членов клуба превысило 3000 человек.

На январской презентации KRIDA вы сказали, что вынашивали идею нового фитнес-проекта уже давно, но решились реализовать ее только сейчас. Почему?

— Самое первое событие, ознаменовавшее появление новой концепции, произошло шесть лет назад, когда я выпустил книгу «Другой ты. Биохакинг твоего тела». Там я впервые заговорил о том, что для современного человека недостаточно иметь только хорошее физическое здоровье. Очень важно обладать еще и хорошим эмоциональным самочувствием. Тогда мы впервые начали интегрировать эмоциональное здоровье как инструмент фитнес-индустрии.

Затем, после пандемии, мы поняли, что у людей появились психологическое напряжение, тревожность, страх перед отложенными последствиями, новыми болезнями, что их снова изолируют и т. д. Это очень сильно било по общему восприятию действительности. Ведь почему, думаете, появилось такое огромное количество новоявленных коучей, психологов? Сейчас это сумасшедший рынок! Мы уже тогда начали внедрять в методики инструменты эмоционального здоровья.

Как это выглядит на практике — внедрить в фитнес-клубе практики ментального здоровья? Психолог должен ходить по залу — так, что ли?

— Так и есть. У нас есть и психолог, и направленная медитация. Есть специальные программы, которые помогают с помощью медитации, дыхательной гимнастики или техники цигун восстановить сбалансированное эмоциональное самочувствие. Например, кажется, что дышать — это просто. Но когда вы дышите с определенной целью, чтобы улучшить кровоснабжение головного мозга, то это целая наука. И мы постепенно начали все это внедрять, а концепция формировалась параллельно.

Фото: © Андрей Лунин

И с прошлого года начали разрабатывать финальную концепцию?

— Это началось раньше — мы просто всё пробовали. Смотрели, как это помогает нашим атлетам. Скажем, у нас есть спортивный психолог на аутсорсинге, который в зависимости от периода года говорит о потенциальных проблемах для нервной системы. Так, в начале года всегда тяжело снова выйти на работу, вернуться в определенный режим. Какой-то промежуток времени наблюдаются раздраженность, перепады в настроении. Весной тоже есть определенные психологические моменты, мешающие сконцентрироваться на работе. Бывают также периоды, когда человек перегорает.

У нас и раньше присутствовала психология в занятиях. Сейчас мы эту сторону просто расширили. Сначала тестировали на членах клуба, потом стали практиковать с нашими профессиональными спортсменами из федерации триатлона. Результат — они самые титулованные в нашей стране, двукратные чемпионы Азии, двукратные победители Кубков Европы! Недавно на одной из своих лекций я показывал видео с Кубка Европы: все накрученные разминаются, настрой боевой, а наши сидят и… медитируют. До этого в финалах Кубка Европы казахов вообще никогда не было.

В общем, эмоциональное здоровье — очень сильный инструмент, который мы недооцениваем. Возможно, в какой-то момент мы бы внедрили это в рамках World Class, но в целом мы давно вышли из каких-то форматов стандартных фитнес-клубов. В том числе потому, что были провайдерами «Алматы Марафона», других стартов, лиг и федераций. То есть у нас сконцентрировалась эдакая махина опыта и знаний.

И вы переросли чужой бренд?

— Да, мы просто не могли так развиваться сами по себе в рамках общей сети World Class. Представьте: живете вы в Алматы, занимаетесь здесь в определенной атмосфере, с десятками разных мероприятий. А затем приезжаете в World Class в другом городе, ожидаете увидеть то же самое, но там всё по-другому. Это одна из главных причин нашего отделения и прекращения сотрудничества с россиянами.

Другой причиной стали геополитические события. World Class — это российский бренд (после вторжения России в Украину. — Прим. ред.) у них прервались отношения с Les Mills, мировым провайдером групповых фитнес-программ. Они попали под санкции. Я без этих программ работать не могу, потому что клиенты к ним уже привыкли. При этом сама компания-поставщик выразила готовность сотрудничать с нами напрямую, да еще и с большой скидкой.

То есть сошлись разные факторы.

При этом вы нормально расстались? World Class не пытались предложить вам больше денег или новые выгодные условия?

— Я 25 лет был одним из ведущих менеджеров бренда, читал лекции, был преподавателем фитнеса и первым международным презентером по аэробике. Мы очень хорошо расстались, поблагодарив друг друга за все эти годы. Никаких претензий, недопониманий.

Уверен, скоро найдутся бизнесмены, которые с удовольствием заберут эту франшизу в Алматы. Мало того, я готов им помочь. Хотя, конечно, мне было грустно, потому что много лет прошли вместе, а им — что теряют хорошего бизнес-партнера. Они предлагали какие-то другие варианты сотрудничества, остаться под брендом и как-то его расширить, но мы отказались. Финальное решение принимал лично, затем обосновал его перед акционерами.

Получилось ли сразу заинтересовать клиентов новым концептом или часть всё же ушла?

— Знаете, физиология — это только часть здоровья человека. Вы можете накачаться и добиться того результата, который хотите. У вас может быть прекрасная сердечно-сосудистая система, отличный состав тела, вы можете быть продуктивны, на позитиве, всегда полны энергии. Но внутри будет оставаться тревожность. Потому что внешние факторы всегда будут бить по центральной нервной системе — начиная от геополитики и заканчивая землетрясениями.

Мы даем вам инструмент — эмоциональное здоровье. Даем направленную медитацию, чтобы при всём вашем хорошем физическом состоянии у вас был диалог с самим собой на равных. Чтобы у вас не было вопросов, что вас триггерит, чтобы у вас был внутренний баланс. Мы даем вам возможность тренировать головной мозг, создавать новые нейронные связи. Это настоящий нейрофитнес.

И это, наоборот, еще сильнее заинтересовало клиентов, приходят новые пользователи. У нас 3000 человек, но мы бы хотели снизить число членов клуба, постепенно повышая стоимость абонемента. Уже с этого года мы подняли стоимость на 15%, даже учитывая, что это больше не World Class.

Фото: © Андрей Лунин

Чем вы обосновывали повышение цены клиентам?

— Я заточен на то, чтобы стагнации никогда не было — ни в бизнесе, ни в продуктах, ни в развитии как личности меня и моих коллег. Мы всегда шагаем дальше, предлагаем новые продукты. Мы считаем себестоимость этих продуктов, и соответственно у нас меняются цены. А себестоимость напрямую зависит от экономики страны.

Вы планируете франчайзинговую модель масштабирования, выход на другие рынки?

— У нас пока нет намерений продавать франшизу. В то же время поступило три предложения, которые мы рассматриваем. Одно — в Алматы: строится большой жилой комплекс в верхней части города, порядка 18 таунхаусов, и там будет большой фитнес-клуб. Они сказали, что хотели бы купить франшизу, консалтинг. Я ответил: как только вы мне покажете, какой у вас будет фитнес-клуб, тогда решим. Есть также два предложения, которые 99%, что «сыграют». Это Узбекистан и Таджикистан. Наша команда делает им консалтинг стоимостью $100 тыс. Туда входит техническая консультация, когда на стадии проектирования мы заходим в качестве экспертов фитнеса и объясняем, как сделать лучшую логистику, чтобы потом больше зарабатывать. Второе — это разработка бизнес-плана в зависимости от пожеланий заказчика: массмаркет, бизнес, премиум, люкс. Затем мы осуществляем набор и обучение персонала и запускаем клуб с маркетинговым сопровождением.

Под каким брендом будут запускаться проекты, которым вы предоставляете услуги?

— KRIDA — если это будет клуб, равносильный нашему по материально-технического оснащению. Сегодня у нас работают 140 человек, из них 75 тренеров. Этот бренд будет сильнее с каждым годом, и если получится создать такие же в других странах Центральной Азии, значит, мы снова отлично выполним нашу миссию — делать фитнес-клубы по-настоящему премиальными.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте