В Нью-Йорке показали тарбагатайское «захоронение» древней женщины-кентавра

На художественной выставке «Под землей и за облаками»

Фото: © Бауыржан Бисмильдин

Серебряный позвоночник воительницы-кентавра, сандалии-подковы, металлические женские маски-штампы — все это экспонаты открывшейся в нью-йоркской галерее Sapar Contemporary выставки. Авторы проекта — художницы из Центральной Азии Айя Шалкар (Казахстан) и Алтынай Осмо (Кыргызстан).

Выставка называется Beneath the Earth and Above the Clouds («Под землей и за облаками»), и ее составляющие — это предметы из «археологии будущего», якобы найденные на месте раскопок. Айя и Алтынай переосмысляют мифологию Центральной Азии, ставя в центр женские образы.

У Айи Шалкар, как сказано в пресс-релизе, «это спекулятивная археологическая инсталляция, воссоздающая захоронение женщины-кентавра, якобы обнаруженного у подножия Тарбагатая и датируемого VI веком н. э.». Композицию Mergen (на казахском — меткий стрелок) составляют отлитый из серебра позвоночник фантастического существа с одним медным позвонком (аллюзия на личную травму художницы), наконечники стрел, гребни из рога, хвост, оплетённый серебром, сандалии для копыт в форме подков, а также кольцо для стрельбы из лука, созданное в коллаборации с казахстанским брендом Yelai.

Рядом с инсталляцией — «реконструкция» якобы найденного в захоронении существа: фотографии Айи Шалкар в виде воительницы-кентавра авторства Бауыржана Бисмильдина.

Работа Алтынай Осмо
Фото: saparcontemporary.com

Матриархальные архетипы Алтынай Осмо — это женские маски в виде чект (штампов для хлеба), образы из обожжённого войлок, а и шерсти. «Эти формы — как древние женские тотемы — соединяют в себе сакральное, бытовое и магическое, — говорится в пресс-релизе. -. Работы Осмо… становятся проводниками наследия, которое веками передавалось через женские руки».

Серебряный позвоночник женщины-кентавра
Фото: © Бауыржан Бисмильдин

«Идея выставки родилась совместно, я и Алтынай Осмо представлены галереей Sapar Contemporary как центральноазиатские художницы, и уже с середины 2024 года начали переговоры о потенциальной выставке, — рассказала Айя Шалкар. — Наши работы с Алтынай перекликаются во многом, так как мы обе черпаем вдохновение из материальной культуры наших народов, в частности женского вклада и прикладного искусства. Цель выставки — представить центральноазиатское искусство на мировой арене».

Для художниц важно, что они представляют свой, женский взгляд на историю, в отличие, по словам Шалкар, «от вековой интерпретации женского голоса и творчества через мужскую «линзу». «В институционном мире искусства этот транзит глобально до сих пор в стадии медленного и тяжелого процесса», — считает она.

Проект Айи является частью «feminist-fantasy». «Это вселенная, в рамках которой я работаю, — называется она World of Peri (пери — ангел, фея, нимфа на персидском и тюркских языках), — добавляет художница. — Это цивилизация центральноазиатских «амазонок», данные о которых были утеряны. Предыдущие выставленные мои работы, в том числе метательные ножи и мечи, были также частью мира пери, и все так или иначе представляют собой реализацию концепта «археологии будущего». На английском жанр также можно назвать «speculative storytelling», так как в нем загадочным образом пересекаются реальность и миф».

Куратор выставки, доктор Рэчел Парих отмечает, что обе художницы «исследуют темы идентичности, женской силы и гендерных ролей, опираясь на реальные и мифологические повествования, глубоко укоренившиеся в их центральноазиатских культурах и наследии».

«Осмо и Шалкар предлагают антропологическую перспективу женской идентичности Центральной Азии в земных, божественных и духовных сферах, — считает Парих. — Художницы показывают, как женщины выходили за рамки традиционных ролей. Вместе работы Осмо и Шалкар позиционируют женщин как архетипических героев, возвращающих себе свою свободу действий и власть. В нынешнем политическом климате Центральной Азии это возвращение имеет большее значение, чем когда-либо».

Выставка открылась 3 апреля и будет идти до 15 мая 2025 года.

Айя Шалкар — художница, дизайнер, модель и предприниматель. Является соучредителем экспериментальной дизайн-студии Studio Oneki. Шалкар — участница рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakstan.

Алтынай Осмо — мультимедийная художница и активистка из Кыргызстана, исследует темы культурной идентичности, традиций и расширения прав и возможностей женщин. В марте 2024 года ее работы были представлены на выставке Her Art in Action в Gazelli Art House в Баку, Азербайджан.