Токаев раскритиковал правительство за проблемы в авиации

Президент поручил профильным министерствам переформатировать рабочие процессы, окончательно решить вопросы по авиатопливу, реформировать систему подготовки кадров

Фото: Акорда

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию региональных грузовых авиахабов и отметил, что это является одним из приоритетных направлений совершенствования транспорто-транзитной сферы.

«Все страны уделяют особое внимание расширению своих транзитных возможностей. Нарастает конкуренция на глобальном уровне. На сегодняшний день грузоперевозки через территорию Казахстана осуществляются преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом. Вместе с тем, по прогнозам экспертов, доля грузовых авиаперевозок, то есть air cargo, будет расти с каждым годом. К 2040 году 20% грузовых авиаперевозок будут осуществляться по маршруту Азия — Европа. Нашей стране необходимо сформировать мультимодальный логистический каркас, объединяющий железные и автомобильные дороги, а также воздушный транспорт», — заявил Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, Токаев призвал эффективно использовать географические преимущества страны. Он отметил, что в Центральной Азии и на Южном Кавказе нарастает конкуренция за транзитные потоки. Вместе с тем разгорается борьба за инвестиции в транспортно-логистическую отрасль. Поэтому сегодня важно понимать, что, если не будут предприняты «смелые и решительные шаги»,  Казахстан рискует упустить возможности. Но первостепенной задачей  президент обозначил формирование полноценных авиахабов на базе ключевых аэропортов страны. 

«Необходимо четко определить конкурентные преимущества каждой воздушной гавани и кардинально переформатировать рабочие процессы. Сегодня транзитный карго-трафик создает низкую добавленную стоимость. Как мы видим, в основном он ограничен дозаправкой и техническими стоянками без значимых операций по обработке и консолидации грузов. Имеющийся потенциал в полной мере не реализован из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Следует обеспечить эффективную деятельность специальных экономических зон. Льготные условия должны быть адаптированы под специализацию каждого хаба», — сказал он.

Глава государства также подверг критике профильные министерства, которые затягивают решение назревших проблем развития отрасли и принятие соответствующих мер. В связи с этим, президент поручил правительству незамедлительно приступить к работе и в оперативном режиме решить конкретные вопросы.

«Отдельное внимание нужно уделить вопросу пересмотра текущей тарифной политики аэропортовых услуг. На протяжении последних 10 лет они были повышены лишь один раз, в этом году. Сдерживание тарифов, как показывает практика, приводит к высокому износу инфраструктуры. Пересмотр тарифов должен гарантировать улучшение сложившейся ситуации. Вместе с тем необходимо обеспечить сбалансированный подход без резкого повышения цен. Внедрение принципа «тариф в обмен на инвестиции» должно стать базовым условием развития отрасли на ближайшие годы. Создание благоприятного делового климата — стратегическая задача. Следует внимательно выслушать инвесторов. Вызывает вопросы чрезмерная зарегулированность неавиационных услуг в аэропортах. Сложные бюрократические процедуры отбора компаний путем проведения конкурсов, ограничение сроков действия договоров — все это надо прекращать», — потребовал Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, президент поручил «окончательно решить вопросы по авиатопливу». По его словам, развитию отрасли мешают две основные проблемы — высокая цена и недостаточные объемы внутреннего производства.

«Для начала, в ближайшие три года, требуется нарастить объемы производства внутри страны, обеспечить диверсификацию импортных поставок. Разумная конкуренция должна сохраняться. Все изменения в регулировании должны осуществляться поэтапно и адресно, не нарушая устойчивости поставок топлива. Следующим шагом должно стать создание научно-исследовательского института авиации и лабораторий сертификации топлива на базе действующих организаций. Правительству совместно с Антимонопольным органом следует безотлагательно принять комплекс мер по решению этих вопросов», — сказал президент.

Глава государства также остановился на проблеме дефицита в Казахстане грузового авиатранспорта. Он настаивает, что правительство «должно внимательно рассмотреть вопрос о снятии ограничения на эксплуатацию грузового авиатранспорта старше 25 лет».

«В США средний возраст самолетов авиакомпании FedEx составляет 28 лет, компании UPS — 30 лет, а британской авиакомпании One Air — 33 года. Таких примеров немало», — отметил Касым-Жомарт Токаев.

По мнению  президента, не менее остро стоит вопрос подготовки профессиональных кадров для авиаотрасли.

«Все эти реформы будут невозможны без квалифицированных специалистов. В отрасли сложилась острая нехватка кадров, ежегодно будут нужны сотни новых специалистов. Проблема требует незамедлительного решения. Поручаю правительству принять меры по реформированию системы подготовки кадров. Следует развивать сотрудничество с международными научными учебными заведениями, а также создавать передовые центры компетенций», — отметил глава государства.

В заключение президент подчеркнул, что стратегически важная задача по развитию транспортно-логистической сферы будет находиться под его личным контролем.