S&P повысило рейтинг Nomad Life до уровня суверенного
Nomad Life — единственная частная компания в Казахстане с рейтингом на уровне суверенного рейтинга Казахстана: BBB-/Positive
24 октября 2025 года S&P Global Ratings повысил долгосрочный кредитный рейтинг эмитента и рейтинг финансовой устойчивости компании по страхованию жизни (КСЖ) Nomad Life с ВВ+ до ВВВ-. Председатель правления компании Ерлан Камбетбаев рассказал, что предшествовало такой оценке и какое значение она будет иметь для компании.
Ерлан Булатович, что означает повышение рейтинговой оценки для страховой компании в целом и для Nomad Life в частности?
— Повышение рейтинга — знаковое событие для компании. Оно фиксирует, что мы последовательно усиливали финансовую устойчивость и качество управления. Для клиентов и партнеров это дополнительное подтверждение надежности. Для нас — более предсказуемые условия работы с банками и перестраховщиками, больший кредит доверия к планам роста.
Пересматривая рейтинг агентство проводит комплексную оценку: изучает стратегию и бизнес-модель, финансовые результаты и устойчивость прибыли, риск-профиль, качество активов, систему корпоративного управления, операционные процессы и клиентскую базу. Используются документы и отчетность, аналитические модели, стресс-тесты, проводятся встречи с руководством.
В нашем случае рейтинг повышен до инвестиционного уровня — BBB-/Positive, совпадающего с суверенным рейтингом Республики Казахстан. Это очень высокая оценка надежности, выше корпоративные рейтинги, как правило, не присваиваются. Инвестиционный уровень расширяет круг институциональных контрагентов: для части банков, перестраховщиков и инвесторов это формальное пороговое требование, поэтому условия сделок становятся предсказуемее, а доступ к ресурсам — шире.
Если страновой рейтинг поднимут, есть ли у вас возможности подняться за ним вслед?
— Агентство отмечает, что в случае повышения суверенного рейтинга Казахстана наш рейтинг в ближайшие два года может быть пересмотрен в сторону повышения при сохранении сильных показателей капитала и конкурентных позиций.
Какие метрики внесли наибольший вклад в повышение рейтинга?
— Скорее всего, была совокупность многих факторов, ведь модели оценки рейтинговых агентств достаточно сбалансированные. Но среди факторов, которые послужили драйвером, я бы выделил рост капитала. За неполный год капитал компании вырос с 47,4 млрд тенге ($90 млн) на конец 2024 года до 118,3 млрд тенге ($216 млн) по состоянию на 1 октября 2025 года. S&P комментирует, что наши источники доходов остаются надежными и стабильными, а прибыльность поддерживается взвешенной практикой андеррайтинга и консервативной инвестиционной стратегией.
За счет чего рос капитал? Развитие бизнеса или удачные инвестиции?
— Капитал рос за счет прибыли от основной деятельности. Рост прибыли обеспечивался ростом бизнеса. На данный момент по объему премий мы крупнейшая КСЖ в стране с долей рынка 31,2%. S&P отмечает, что именно прогресс бизнеса поддерживает прогноз «Позитивный» и отражает ожидание усиления нашей конкурентоспособности.
Почти все КСЖ предлагают пенсионный аннуитет. Как вы конкурируете?
— Нельзя сказать, что пенсионные аннуитеты сильно отличаются друг от друга по показателям доходности и опций — это унифицированный продукт. Значительную роль играют дистрибуция, сеть продаж, бренд. Мы знаем, что наш сервис нравится клиентам.
Инвестиционные и классические банки открыто говорят, что перешли на модель «банк — как сервис». А что КСЖ? Актуален ли для вас этот тренд и как двигается Nomad Life?
— Да, этот подход нам близок, но стартовые условия разные. У банка с клиентом ежедневные контакты через приложение, у страховой — редкие касания, чаще всего раз в год. Поэтому мы перестраиваем продукты так, чтобы взаимодействие стало регулярным и полезным.
Во-первых, развиваем накопительные решения с цифровыми сценариями: личный кабинет, напоминания о взносах и сроках, консультации, понятная динамика накоплений.
Во-вторых, наращиваем «повседневные» сервисы вокруг полисов. В добровольном медстраховании — телемедицина: быстрые консультации врачей, маршрутизация по клиникам, сопровождение. Это не «ежедневный банк», но контакт с клиентом становится постоянным и предсказуемым.
В-третьих, используем рост цифровизации в стране: государственные сервисы и базы данных по медицине помогают доносить важную информацию, например, о положенных скринингах, и вовремя направлять клиента к действию.
Наша цель — быть не разовым продавцом полиса, а сервисом на протяжении жизни клиента: подсказывать, напоминать, сопровождать и тем самым делать его жизнь комфортнее и безопаснее.
Мы выяснили что рейтинг — один из факторов надежности страховой компании. Как высокий рейтинг скажется на компании?
— Мы не ждем мгновенного всплеска премий. Высокий рейтинг укрепляет доверие, открывает доступ к более сильным партнерствам и ресурсам, упрощает переговоры с банками и перестраховщиками. Это создает основу для вывода новых продуктов и расширения действующих — без гонки за объемом и с контролем рисков. Для клиентов это понятный знак: компания работает по лучшим мировым практикам.
Отдельный фокус — ESG. В следующем году рассчитываем получить независимую ESG-оценку: она подтвердит прозрачность, экологические инициативы и социальную ответственность нашей компании.
Для нас высокий рейтинг — не награда, а ответственность. Главное для наших клиентов — жизнь, будущее детей, пенсионные накопления — под надежной защитой. Слоган нашей группы Nomad — «Нам доверяют главное», и это доверие мы подтверждаем делом каждый день.