Сможет ли «КазМунайГаз» продать свои активы в Румынии
АЗРК предложило приватизировать до 50% KMG International в 2026–2027 годах стратегическому партнеру
Агентство по защите и развитию конкуренции РК рекомендовало реализовать до 50% доли в KMG International N.V. (KMGI) в 2026–2027 годах. Предполагается, что стратегический инвестор сможет обеспечить дальнейшее развитие международного бизнеса «КазМунайГаза», которому сегодня принадлежит 100% акций KMGI. Последняя владеет долями в Rompetrol Rafinare «Петромидия» и Rompetrol Rafinare «Вега».
Регулярные убытки
В 2007 года «КазМунайГаз» объявил о соглашении с Rompetrol Holding по покупке 75% акций The Rompetrol Group, исходя из оценки компании в $3,616 млрд. Год спустя КМГ выкупил оставшиеся 25% и стал единственным владельцем Rompetrol (позже KazMunayGas International — KMGI).
В 2010 году Rompetrol Rafinare, входящая в Rompetrol Group, конвертировала облигации, выпущенные в 2003 году, в простые акции компании в пользу правительства Румынии. В результате румынское правительство приобрело статус миноритарного акционера Rompetrol Rafinare, владея 44,69% акций. С момента конвертации стороны вели переговоры, подписывали меморандумы о дальнейшем статусе правительства Румынии в качестве акционера и обратном выкупе акций. Тем не менее, в настоящий момент компании KMGI принадлежат по 54,6% в «Петромидия» и «Вега».
Председатель правления КМГ Сауат Мынбаев отмечал, что у компании были амбициозные планы — войти с этим активом в топ-30 крупнейших нефтегазовых компаний мира, несмотря на то, что с 2007 по 2015 год Rompetrol не показывал прибыль. Перелом наступил в 2016 году, когда KMG International впервые получила положительный финансовый результат. В 2017 году прибыль составила $80 млн. «Неплохой результат, который будем стараться закрепить», — говорил Мынбаев в одном из интервью в 2018 году.
Однако устойчивого роста так и не произошло. В 2023 году Rompetrol Rafinare — румынская «дочка» KMG International— зафиксировала убыток в $270 млн. Валовой оборот снизился до $5,3 млрд (–19% к 2022 году), EBITDA составила $201 млн, а 82% чистого убытка пришлось на обесценение активов.
По итогам 2024 года чистый убыток Rompetrol Rafinare уменьшился, но все еще составил $78 млн. В первом полугодии 2025 года убыток продолжил снижаться — до $53,2 млн, что на 29% меньше, чем годом ранее. Как указано в отчете, значительную нагрузку на финансовый результат продолжает оказывать налоговое давление: только за первое полугодие 2025 года компания перечислила в бюджет Румынии $771 млн.
В ноябре 2025 года Rompetrol Rafinare публично заявила, что действующий налоговый режим ставит под угрозу ее развитие. Компания подчеркнула, что в 2024–2025 годах была вынуждена приостановить инвестиционные проекты стоимостью $700 млн из-за чрезмерного налогового давления. Основной негативный эффект, по данным Rompetrol Rafinare, оказывает налог с оборота, который та считает необходимым отменить.
«Крупные инвестиционные проекты откладываются в условиях, когда компания прогнозирует убыток около $24 млн в 2025 году, а 2024-й завершился отрицательным результатом в $78 млн», — говорится в заявлении. Там же отмечается, что налоговая нагрузка взимается с каждого литра топлива на всех этапах — от переработки нефти до розничной реализации.
Очередной поиск инвестора
На этом фоне АЗРК предложило рассмотреть продажу до 50% доли в KMG International N.V. в 2026–2027 годах для привлечения стратегического партнера.
Однако попытка найти такого партнера уже предпринималась. В 2016 году «КазМунайГаз» подписал соглашение с китайским инвестфондом CEFC China Energy Company Limited о продаже 51% KMG International. Сумма сделки не раскрывалась. Но, по информации китайских СМИ, оценивалась в $0,5–1 млрд. В обмен на обещание инвестировать $3 млрд CEFC получила бы контроль в KMGI, а КМГ обязался поставлять нефть на румынские НПЗ в течение 15 лет. Однако сделка не состоялась.
Как полагает автор Telegram-канала «Нефть и газ Казахстана» Олег Червинский, на сегодняшний день поиск нового стратегического партнера осложняется еще сильнее, так как последнее заявление Rompetrol Rafinare фактически содержит предупреждение о возможном ухудшении финансовой устойчивости компании, которая уже третий год подряд фиксирует убытки и вынужденно замораживает крупные инвестиции.
Директор фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов отметил, что предложение АЗРК не стоит воспринимать всерьез, поскольку агентство уже выдвигало аналогичные инициативы — например, предлагало обменять доли инвесторов на проектах Кашаган и Тенгиз на равнозначные доли в Атырауском и Павлодарском НПЗ.
«Сейчас сложно найти покупателя на долю КМГ. Главный вопрос — цена: рыночная стоимость румынских активов в разы ниже вложений КМГ, которые вполне могут превысить $5 млрд. Более того, КМГ, контролирующий 55% Rompetrol, обеспечивает поставку сырья для румынских НПЗ. Найдется ли подобный инвестор для Rompetrol? Маловероятно», — полагает Жумагулов.
Эксперт отмечает, что продавать активы следует полностью, а не 50% доли в румынских проектах, где правительство Румынии владеет почти 45%.
«В этом году истек меморандум, согласно которому КМГ должен был выкупить 27% у румынского правительства. Стороны не смогли договориться. Румынская сторона увеличила налоговую нагрузку на Rompetrol, что напрямую влияет на прибыль и дивиденды КМГ. По-хорошему, КМГ следовало бы сократить поставки нефти на румынские НПЗ, чтобы румынское правительство самостоятельно искало сырье на свою долю. Пора уже показывать характер, пора добиваться того, чтобы вложения в румынские проекты приносили дивиденды и Казахстану», — резюмировал Нурлан Жумагулов.