Ситуация не так плоха, как вам кажется. Она гораздо хуже
Экономист Алмас Чукин рассуждает о том, к каким результатам приведут попытки правительства Казахстана стимулировать развитие МСБ
Экономическая жизнь в мире и в стране полна оксюморонов типа заголовка этой статьи. Президент одной страны повышает импортные тарифы и обещает, что в результате цены внутри страны снизятся. На полном серьёзе утверждается, что таможенные платежи — это налог на иностранных поставщиков и они не отразятся на внутренних ценах.
У нас правительство только объявило о новой программе. «Для увеличения темпов экономического роста в текущем году и в последующие годы правительство обеспечит существенное увеличение финансирования реального сектора экономики, — сказано там. — В частности, правительство увеличит капитал холдинга «Байтерек» на 1 трлн тенге в 2025 году, что, в свою очередь, позволит холдингу профинансировать проекты на сумму 8 трлн тенге в 2025 году. Данные инвестиции будут направлены на создание новых проектов в стране, что приведет к увеличению производственных мощностей в обрабатывающей промышленности и созданию новых рабочих мест».
«Поддержка со стороны «Байтерек» для бизнеса заключается не только в увеличении объёмов финансирования, но и внедрении новых инструментов финансирования. Гарантирование кредитов для бизнеса зарекомендовало себя как эффективная практика, в том числе в других странах. Поэтому будет создано 2 фонда гарантирования. Один из них для МСБ. Объём гарантирования кредитов и субсидирования процентных ставок для малого и среднего бизнеса будет увеличен. Уже в этом году будет поддержано около 30 тысяч проектов МСБ на сумму 1,7 трлн.тенге», — объясняют в правительстве.
Таким образом, не только усиливается фискальное стимулирование роста экономики (8+1,7 трлн), но и нарастает роль государства. Можно порадоваться за 30 тысяч проектов МСБ и тех счастливчиков, которым перепадут дешёвые кредиты за счёт бюджета. Но, что делать десяткам тысяч других МСБэшников, берущим кредиты в комбанках по рыночным ставкам? «Ножницы» госвмешательства в работу рынка режут его на неравные части. Эффективность работы измеряется умением работы с госинститутами.
А как надо? Да очень просто. В любой стране и любой экономике есть объективное различие мандатов правительства и центробанка. Первый — отвечает за рост экономики и поддержание стабильности госфинансов. Второй — следит за стабильностью цен (инфляцией) и национальной валюты (резервы). Разные цели и разные методы их достижения. Общая цель одна — развитие страны и благосостояние народа.
Как говорят философы — это один из примеров единства и борьбы противоположностей. Это противоречие нельзя разорвать или ликвидировать. Эти инь и ян друг без друга не могут.
Решение этого уравнения состоит в балансе действий двух центров с учётом фактора времени и через рынок. Иначе получается конфликт двух экономических политик, каждая из которых даёт больше «побочки», чем лечения.
Нацбанк, видя главную угрозу в неудержимой инфляции, которая съедает всё: и доходы бюджета, и бюджет простого потребителя, — пытается подниманием ставки ограничить количество денег в экономике. По экономической теории высокая стоимость денег, удорожание кредита и повышение ставок по депозитам приводит к сокращению денежной массы и, следовательно, спроса на товары и услуги. А если спрос падает, то и цены расти не могут.
А правительство, пытаясь синхронно в тот же год добиться высокого роста экономики, вливает в экономику стимулирующие деньги, добытые любой ценой, образно говоря давая пациенту допинг. Парадокс и оксюморон. Одной и той же экономике дают два лекарства одновременно — успокоительное и стимулирующее. В результате не получаем ни того, ни другого. И рост не впечатляющий и неэффективный, и кредиты дорогие, тормозящие весь рынок.
Повсюду говорят: кредит дорогой, развиваться под такие проценты невозможно. Правильно говорят. Но решение предлагают неправильное. Как правило, далее следует требование, чтобы государство «выделило» дешёвые деньги. А где их взять, если их нет? Из бюджета, то есть у всех нас. Но как можно у нас взять и нам всем дать? Нет, на всех не хватит, возьмём у тех, у кого есть что взять, и дадим тем, кто нам понравится.
А как надо? А надо оставить на год-два идею стимулирования роста и, следовательно, вливания денег в экономику и дать инфляции поостыть. И тогда Нацбанк снизит ставку, и дешевый кредит будем всем хорошим бизнесам. И рынок решит в равных условиях, кто чемпион.
Вместо вывода. А времена предстоят тяжёлые. Сдаётся мне, что скоро мы не рост будем стимулировать, а соцвыплаты с трудом обеспечивать. Для простоты скажу, что нынешние 66 долларов за баррель Brent это уже минус 1,5 триллиона тенге доходов в бюджет этого года. А их у нас по плану всего 15, то есть 10% уже нет.