Сам себе бариста: как стать франчайзером крупного бренда к 24 годам

Сеть кофеен самообслуживания, открытая студентом-технологом, за три года выросла до 650 точек

Фото: © Адиль Сланбек

Если вы живете в Казахстане, велика вероятность, что хотя бы раз пили кофе из автомата с надписью Zhan Coffee. Вендинговые кофейные аппараты есть в ЦОНах, мечетях, университетах, спортзалах, вокзалах и даже в подъездах жилых домов. За узнаваемым брендом стоит 24-летний Жанбол Нурмуханбет. За три года он построил в стране крупную сеть кофеен самообслуживания, охватывающую 60 городов и сел. История его бизнеса — о рисках, провалах, настойчивости и умении видеть возможности там, где другие видят лишь препятствия.

Пять «квадратов» надежды

Жанбол родом из Державинска, Акмолинской области. Предпринимательскую деятельность начал в 18 лет с онлайн-продаж мягких игрушек через Instagram. «Стартовый капитал, 100 тыс. тенге, дал отец. Покупал мишек в Алматы, продавал в Астане. Месячный оборот — 150–200 тыс. тенге», — вспоминает Жанбол. В это же время он учился в КазГАСА на инженера-технолога по дереву, но чувствовал, что хочет заниматься собственным бизнесом.

В 2019 году молодой человек пошел на курсы обучения бизнесу и в том же году открыл в Алматы первую кофейню под брендом Zhan Coffee в Алматы. Кофейня располагалась всего на 5 кв. м, инвестиции в ее открытие составили 900 тыс. тенге. В роли инвестора выступила женщина, с которой Жанбол познакомился на курсах. «Она поверила в меня и вытащила свои последние сбережения из жилищной программы. Мы даже знакомы не были», — говорит предприниматель. До выхода на окупаемость доля Жанбола составляла 80 %, инвестора — 20 %, потом доли менялись.

В феврале 2020 года Жанбол привлек второго инвестора на 2,7 млн тенге и открыл вторую точку. На эти же средства выкупил долю у первого инвестора, которая при этом осталась в плюсе. Однако буквально через месяц началась пандемия, и бизнес остановился. В этот период Жанбол переключился на аренду скутеров, ориентируясь на растущий спрос со стороны курьеров. Позже — на запуск бургерной в Атырау по франшизе Salam Bro.

«Было время, когда третья точка сработала в убыток в размере 3 млн тенге. Это был мой первый серьезный провал — убыток больше, чем вся годовая прибыль», — говорит собеседник. В результате нескольких неудачных запусков и переоценки стратегии он продал часть точек, в том числе первую — своему другу.

На протяжении полугода у основателя компании не было во владении ни одной точки Zhan Coffee, но в сентябре 2021 года он запускает первый автомат самообслуживания в фитнес-центре в Атырау. Следующий аппарат, который установили в атырауском торговом центре «Байзар», начал зарабатывать как три-четыре обычные кофейни, а вскоре — как пять-шесть. «Мы поняли: это наш формат», — отмечает предприниматель.

Жанбол Нурмуханбет
Фото: архив пресс-службы

У нас самообслуживание!

Успех первых вендинговых точек в Атырау стал катализатором для масштабирования. «Люди сами начали писать: давай откроем точку вместе, хочу купить, хочу поставить аппарат в своем городе», — рассказывает Жанбол. За первые три-четыре месяца после запуска формата было продано около 90 франшиз, из которых на тот момент работало порядка 20 аппаратов; остальные находились в процессе сборки.

В январе 2022 года компания переехала в Астану. Там открылся головной офис, был сформирован основной костяк команды, появились склады и управляющая структура. Именно в этот момент начался бурный рост. «Бывало, за два месяца мы продавали 100 новых франшиз, за три месяца — 130. Это было взрывное масштабирование», — отмечает Жанбол.

Сегодня под брендом Zhan Coffee работает более 650 вендинговых аппаратов в 60 городах и селах Казахстана. В общей сложности продано более 800 франшиз. Разница приходится на возвраты и выкупленные обратно аппараты. «Мы всегда были сфокусированы на масштабировании, чтобы стать № 1 в стране. Но в погоне за этой целью упустили из виду сопровождение, признаем это», — говорит основатель.

Франшиза включает кофемашину, мебель, ингредиенты и готовую бизнес-модель. Средний доход с одного аппарата — от 100 до 300 тыс. тенге в месяц. Окупаемость — полтора-два года, но первые франшизы часто окупались за три-шесть месяцев. У крупнейших партнеров — по пять-десять аппаратов. Самые прибыльные локации — торговые центры, университеты, мечети и ЦОНы. Рекордная точка — в университете AITU в Астане — показала выручку почти 3 млн тенге в месяц, половина из которых — чистая прибыль.

Быстрый рост сопровождался сложностями: разрывы в поставках, особенно с поставщиками из России, задержки запуска точек. «Одна партия из 60 аппаратов застряла на полтора года. Это было серьезное испытание для нас. Где-то пришлось занимать деньги, к сожалению, мы подводили партнеров. Естественно, реакция была негативной», — признается Жанбол.

Компания делает ставку на честность и открытость: не скрывая, здесь говорят о фактах возврата франшиз, обсуждают проблемы. Аппараты, которые не приносят прибыль, оперативно перевозят в другие локации. «Неудача в бизнесе — не конец, главное — быстро на нее среагировать», — подчеркивает предприниматель.

Zhan Coffee зарабатывает на поставке продукции (зерно, сливки, шоколад) и на роялти. Кофе закупают в Бразилии, обжаривают на современном оборудовании. Сливки, которые импортируют из Нидерландов, соответствуют сертификатам «халяль». «Мы хотим развеять миф, что вендинговый кофе — некачественный. У нас напитки уровня обычной кофейни с бариста», — говорит Жанбол.

В головном офисе работают около 10 человек: отдел заботы, финансы, логистика, аутсорс юридических и бухгалтерских функций. На пике роста, когда основной упор делали на продажи, в штате работали 50 сотрудников. Сейчас фокус сместился на поддержку партнеров и рост существующих точек. «Если точка продает 20 чашек в день, мы хотим, чтобы продажи выросли до 30. Речь уже не о количестве, а о качестве», — подчеркивает Жанбол.

Экспорт, новые продукты и параллельные бизнесы

Хотя основной фокус компании сосредоточен по-прежнему на Казахстане, Zhan Coffee уверенно смотрит за границу. В Москве, Дубае и Мекке уже установлены автоматы, ожидающие запуска. Открытие в Узбекистане на стадии финальной подготовки. «Мы активно анализируем рынки стран Ближнего Востока, СНГ, выезжаем туда, изучаем вендинговую инфраструктуру, думаем, как и где можем развиваться», — делится Жанбол.

Сейчас команда определяет стратегический вектор: либо идти вглубь, развивая собственное производство и логистику, либо — вширь, расширяясь по другим странам. Среди проектов в разработке — запуск обжарки кофе и выход в сегмент бутылочных и баночных напитков. «Нас интересуют бизнесы с минимальным количеством людей и высокой эффективностью. Производство напитков — один из таких рынков», — объясняет основатель.

Параллельно с Zhan Coffee Жанбол развивает и другие направления. Среди них — бургерная Salam Bro в Атырау, сеть bubble tea Tapioca с филиалами в семи городах, а также сеть кофеен Zhanpresso и бренд косметичек Twenties. «Я экспериментирую, захожу в бизнес как совладелец. Иногда выхожу, иногда продолжаю. Но фокус сейчас на Zhan Coffee и Tapioca», — говорит он.

Несмотря на юный возраст, Нурмуханбет выстраивает структуру компании на базе зрелого управленческого подхода. В компании сформирована четкая корпоративная культура, основанная на принципах открытости, честности и взаимовыгодного партнерства. Миссия — быть лучшими в мире в сегменте кофеен самообслуживания, при этом улучшая качество жизни партнеров за счет дополнительного дохода, а клиентам давая возможность купить чашку кофе в шаговой доступности. Сейчас команда Zhan Coffee находится на стадии активного привлечения крупных частных инвесторов и опытных бизнесменов, рассматривает инвестиции свыше 100 млн тенге.

Сотрудники, работающие с самого начала, остаются в команде по сей день. «Некоторые с нами уже четвертый год. Это и финменеджер, и руководитель отдела заботы, и отдела продаж», — подчеркивает собеседник.

На рынке вендинга в Казахстане Zhan Coffee занимает уникальное положение. Компания стала лидером не только по числу точек, но и по узнаваемости бренда. И это неслучайно: система построена так, чтобы минимизировать участие человека и дать максимум автоматизации. Именно эта модель позволяет масштабироваться и в областных центрах, и в самых небольших населенных пунктах — от Конаева до Тайтобе и Махамбета.

Жанбол не исключает выхода и за пределы фуд-индустрии. Но главное — кофе. «Zhan Coffee — это не просто вендинг. Это инфраструктура, платформа, привычка. Мы делаем кофе привычным и удобным, убираем барьеры, экономим время».