Как первый казахстанский электронный кошелек превратился в крупную финтехкомпанию

Команда Wooppay всерьёз нацелилась на покорение международных рынков

Александр Дорошенко Wooppay
Александр Дорошенко
Фото: из личного архива

Wooppay — одна из первых финтехкомпаний в Казахстане (основана в 2012 году в Караганде) и первая платежная организация, официально зарегистрированная Национальным банком РК в 2017 году.

Пионеры

Как вспоминает сооснователь проекта Александр Дорошенко, компания изначально не хотела ограничивать себя только рамками онлайн-кошелька — задачи и цели сразу же ставились амбициозные. В тот период, когда мало кто из казахстанцев широко пользовался онлайн-платежами, команда Wooppay сразу же замахнулась на SuperApp, в котором помимо электронного кошелька были бы и другие услуги: агрегатор магазинов, билеты в кино, покупка путешествий, доставка еды, цветов и многое другое. Для реализации задуманного основатели проекта привлекли большую команду сотрудников, около 80 человек, и достаточно высокую сумму инвестиций — $5 млн, по факту потратив около $3,3 млн и отдав взамен чуть более 50 % доли в компании бизнесмену Рахиму Шадиеву.

Запустив Wooppay-кошелек в 2012 году, разработчики принялись дорабатывать проект дальше, и уже к середине 2013 года были сделаны многие технические решения, а также подписано несколько контрактов с крупными компаниями, например с Sulpak, но дальше реализация этой идеи затормозилась. Реализовать проект до конца не удалось по нескольким причинам.

«Во-первых, наша главная ошибка заключалась в том, что мы планировали оплату покупки товаров и услуг только онлайн, несмотря на то что рынок тогда был почти весь кешевый. Надо было оставлять возможность оплаты и наличными, постепенно приучая аудиторию к преимуществам электронных платежей. Во-вторых, мы искали качественных продакт-менеджеров, которые имели бы опыт работы в этой сфере. На тот момент уже существовали Choco, «КупиКупон», в которых работали наши знакомые, но нам не подходила их модель. У них бизнес-модели были в основном построены на агрессивных продажах с высокой наценкой, в то время как мы считали (и правильно предвидели, как показало время), что уместнее двигаться в более низкую маржинальность. То есть нам не удалось собрать команду, которая сумела бы упаковать все наши технические решения более грамотно», — вспоминает Александр Дорошенко.

Однако ключевым моментом 2013 года стала поездка основателей стартапа в США. В Кремниевую долину молодые предприниматели отправились за опытом и советами к крупным местным бизнесменам и инвесторам. На многочисленных встречах более опытные коллеги советовали сфокусироваться на одной задаче, а все остальное решать и внедрять по мере необходимости.

«Мы вернулись в Караганду и встретились с нашим акционером, который вложил в нас деньги на начальном этапе, сообщили ему, что сворачиваем проект SuperApp и намерены сфокусироваться на процессинге. Онлайн-кошелек не стали закрывать, потому что с момента старта он практически сразу же начал приносить нам деньги. Он успешно работает и сегодня. Пожалуй, около 10 % дохода нашей компании приходится как раз на Wooppay-кошелек», — отмечает собеседник. Так, в 2024 году через кошелек Wooppay было проведено 1,5 млн транзакций. Среднесуточный оборот — 46 млн тенге.

Элементы необанкинга

Сегодня Wooppay — это крупная финтехкомпания, которая сотрудничает почти с 800 партнерами из различных отраслей: мобильными операторами, банками, МФО, гейминг-компаниями, маркетплейсами, индустрией e-commerce в целом. Компания поставляет клиентам свои транзакционные решения, которые помогают им работать с обширной клиентской базой, обеспечивая стабильные финансовые переводы. Всего в 2024 году Wooppay помогла своим партнерам провести 220 млн транзакций, среднесуточный оборот — 2,6 млрд тенге.

«Такой широкий охват позволяет нам эффективно поддерживать бизнес на самых динамичных рынках в различных отраслях, поскольку наши решения универсальны и адаптируются под разные бизнес-модели. Мы диверсифицированы и не привязаны к одной отрасли. Помимо поставки наших технических решений, ПО, консультаций и круглосуточной поддержки, мы также помогаем компаниям в сопровождении их деятельности с точки зрения документации, отдельных комплаенс-процедур, взаимодействия с регуляторами и фискальными органами», — перечисляет Александр Дорошенко.

Как объясняет предприниматель, процессинговые решения Wooppay имеют ряд преимуществ по сравнению с банковскими. Например, после заключения договора о банковском обслуживании компания в той или иной степени уже привязана к банку. И при переходе в другой банк возникает необходимость оформлять новые счета, карты, значительно перестраивать взаимоотношения с клиентами по переводу/переносу финансовых потоков на новые реквизиты.

Александр Бондаренко Wooppay
Александр Бондаренко
Фото: из личного архива

«Мы же помогаем нашим клиентам настраивать эти каналы одновременно с несколькими банками, повышая процессинговые возможности наших клиентов. При этом мы обеспечиваем и высокую надежность этих переводов. Надежность нам обеспечивают два дата-центра, которые расположены в Алматы и Астане — такая удаленность объектов друг от друга обес­печивает высокую сохранность связи. В новое серверное оборудование мы вложили около $1,5 млн», — вступает в беседу Александр Бондаренко, генеральный директор Wooppay.

Право на маршрутизацию платежей и хранение данных карт клиентов на собственных серверах компании Wooppay дает наличие сертификата PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) — международного стандарта по вопросам безопасности платежных карт и данных, затрагивающих как банки, так и международные платежные системы, такие как Visa, Mastercard или UnionPay.

Другим крупным финтехнаправлением компании является собственная платформа для предоставления мобильных финансовых сервисов, реализованная на базе системы электронных денег. В Казахстане Wooppay также стала пионером этого рынка. В 2016 году компания вместе с Beeline, а затем и другими операторами связи запустила мобильные финансовые сервисы, позволяя пользователям оплачивать с баланса телефонного номера различные услуги: проезд, товары в магазинах, места на парковке и так далее. Абоненты сотовых операторов также стали осуществлять переводы с баланса на карты казахстанских банков, а также обналичивать деньги в банкоматах и отделениях «Казпочты».

«Это лишь один из элементов необанкинга, позволяющий клиентам использовать новые финансовые инструменты. На основе нашей системы электронных денег мы предоставляем компаниям более близкие и удобные доступы к их клиентской базе. Сейчас многие компании стремятся стать немного банком. Начинают создавать собственные экосистемы: рестораны, доставка, покупки в интернете и так далее — все объединяется под одной вывеской. Ушло то время, когда банк был банком, а такси — просто такси. Теперь многие стремятся удержать деньги клиента у себя как можно дольше. Но не все компании готовы идти на то, чтобы создавать собственную финтехструктуру по маршрутизации платежей, переводов и так далее. Такие действия не всегда идут на пользу основному бизнесу. Мы же предлагаем таким компаниям наши решения, которые полностью закрывают подобные вопросы», — отмечает СЕО компании.

Александр Дорошенко Woppay
Александр Дорошенко
Фото: из личного архива

В Казахстане — тесно

Сегодня в компании Wooppay работает около 150 человек. Головной офис находится в Караганде, есть представители компании в Алматы, зарегистрирована и функционирует компания в Худжанде, Таджикистан.

«У нас были офисы в Узбекистане и Кыргызстане, где мы, кстати, были первыми зарегистрированы как международный поставщик платежных услуг. Эти проекты свернули. Сейчас мы очень неплохо работаем в Таджикистане. Здесь мы обеспечиваем ИТО, то есть информационно-техническое обслуживание, предоставляя нашу платформу как payment as a service различным компаниям, в частности мобильным операторам. В Таджикистане нет четко определенного статуса платежной организации. И в этом отношении нам проще работать, потому что нам, как поставщику финтехплатформы, нужно соблюдать гораздо меньше требований местного финрегулятора. С этой моделью, которая у нас работает в Таджикистане, мы и хотим выйти на зарубежные рынки. Например, в Юго-Восточную Азию, Африку», — вновь вступает в разговор Александр Дорошенко.

Как уточняет бизнесмен, в Казахстане есть возможности для роста, но рынок электронных денег сам по себе не очень велик. Казалось бы, в стране проживает свыше 20 млн человек, но активно используются их решения, по сути, только в нескольких городах: Алматы, Астане и немного в Караганде, Шымкенте и Актобе.

«Наши молодые казахстанские бизнесмены правильно делают, когда после создания стартапа, успешной его обкатки и получения первой клиентской базы сразу стараются выйти в мир. Мы сейчас также хотим выйти на международный рынок, потому что нам здесь уже тесновато. Безусловно, мы также будем развиваться и здесь, но в мире денег гораздо больше, а значит, и перспектив. С нашими решениями нам это по плечу», — уверяет Александр Дорошенко.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте