Разрушат ли банковскую монополию в РК платежи по единому QR-коду?

По данным Нацбанка, в январе – апреле 2024 года посредством QR-кода было проведено 913,8 млн транзакций

Фото: © Depositphotos.com

В апрельском интервью Bloomberg глава Нацбанка Тимур Сулейменов заявил, что два банка, возможно, создали олигополию в банковской системе Казахстана, контролируя 80 % платежей, и поэтому нужно создать систему, которая будет доступна для всех БВУ. По расчетам Bloomberg, Kaspi обрабатывает порядка 70 % платежей, Народный банк Казахстана — 8 %. Нацбанк видит системные риски в доминировании отдельных игроков и намерен снизить их влияние на платежную систему.

Если посмотреть на статистику платежного рынка, то можно отметить существенный рост количества и объема транзакций безналичных переводов. Основная доля безналичных операций совершается посредством интернета и мобильного банкинга: 80,2 % от общего количества операций и 90,2 % от совокупного объема платежей. Участие POS-терминалов в безналичных расчетах снижается. На этом фоне можно отметить рост объема и числа безналичных операций с использованием инновационных платежных сервисов (QR-кода, биометрии, бесконтактных платежей, платежей по упрощенным реквизитам и пр.).

По данным Нацбанка, в январе – апреле 2024 года посредством QR-кода было проведено 913,8 млн транзакций объемом 4,5 трлн тенге. Использование QR-кода можно назвать основным трендом календарного года. В январе – апреле 2023-го QR-код даже не входил в статистику Нацбанка в качестве отдельного платежного инструмента. Помимо QR, важно отметить интерес к использованию иных платежных устройств. Так, в январе – апреле 2023 года через такие устройства прошло 5 тыс. транзакций на 73,4 млн тенге, а за аналогичный период 2024-го — 211,8 тыс. транзакций в объеме 12,2 млрд тенге.

Комментируя тренды платежного рынка, во Freedom Bank указывают, что во многих направлениях, включая развитие мобильного и интернет-банкинга, платежи с использованием QR-кода, достигнуты высокие результаты. Также активно растет использование электронных денег и цифровых/мобильных кошельков. На текущий день «развитие платежных услуг ускорило переход к цифровым платежам и безналичному обществу».

В Jusan Bank отмечают, что цифровые платежи — развитие безналичных платежей и рост онлайн-торговли — являются в данный момент одним из драйверов роста банковского сектора. Там указывают на смещение казахстанских БВУ от сберегательной модели к транзакционной: «это не просто статистика, а реакция на глубокие изменения в поведении клиентов». В банке объясняют изменение модели потребительскими тенденциями: современный потребитель привык к удобству онлайн-платежей и покупок. Доставка еды, товаров, оплата услуг — всё это делается из дома, без необходимости посещения точек продаж. Пользователи всё меньше хотят тратить время на очереди. Они ценят скорость, простоту и доступность финансовых услуг, которые интегрированы в их ежедневную жизнь. «Современный клиент использует банковские услуги не только для хранения денег, а хочет, чтобы банк был постоянно «под рукой», — резюмируют в Jusan Bank.

Конечно, изменение модели не означает отказ БВУ от традиционных сберегательных продуктов, но усиливает конкуренцию в борьбе за клиентов в современном цифровом мире. Платежи и переводы являются основным форпос­том этой конкуренции.

Ударим QR по конкуренции

На начало июля 2024 года эмиссию платежных карточек осуществляли 18 банков и государственная «Казпоч­та». Однако львиную долю платежных транзакций обрабатывают крупные банки, сумевшие раньше других приступить к выстраиванию соответствующей инфраструктуры. Для преодоления платежного доминирования ряда игроков Нацбанк проявил инициативу и в 2022 году запустил систему мгновенных платежей (СМП). Первый этап запуска включает оказание услуг тенговых переводов между физическими лицами по номеру мобильного телефона, второй — платежи с помощью QR-кода, а также реализацию новых сценариев оплаты в пользу торговых организаций, включая платежи по запросу. На базе Национальной платежной корпорации создана система, когда выпускаемые отдельными банками QR-коды являются взаимочитаемыми.

Первый этап проекта находится в стадии реализации. Надо отметить, что инициативы Нацбанка по стимулированию конкуренции без восторга воспринимаются отдельными игроками платежного рынка. Ведь им придется делиться клиентами с другими банками. Сейчас в СМП переводы доступны клиентам девяти из 21 банка, и в их число не входят крупнейшие игроки, хотя вопрос об их присоединении к СМП собирались решить сначала в 2022-м, а затем в 2023 году. Подключение к единому QR-коду должно состояться в начале 2025 года. В рамках подготовки к нему с июля 2024-го стартовал пилотный проект использования единого QR-кода, в котором участвуют несколько банков.

Глава Нацбанка подчеркивает, что к системе единого QR-кода подключатся все банки без исключения, «потому что это полезно и выгодно». По его словам, руководство Народного банка и Kaspi активно сотрудничает с Нацбанком в разработке единого QR и в целом нет никакой конфронтации по этому вопросу. Между тем Нацбанк не сообщает, каким образом он намерен стимулировать лидеров рынка подключаться к СМП и единому QR-платежу. Здесь больше видится административный вариант — через принятие соответствующего нормативного акта. По замыслу, СМП и единый QR-код снимут с казахстанцев платежное «рабство», когда из-за повсеместного использования приложений отдельных игроков потребителям сложно уйти в другие банки, не имеющие столь широкой цифровой платежной сетки.

В Евразийском банке отмечают, что QR-платежи, как и другие методы оплаты, имеют свои преимущества и недостатки. Для банка «это просто еще один альтернативный способ, позволяющий клиентам выбирать наиболее удобный для них вариант оплаты в соответствии с их потребностями».

Во Freedom Bank считают, что введение платежной системы на основе QR-кода будет способствовать развитию конкуренции на этом рынке и укреплению национальной платежной инфраструктуры. Это в свою очередь приведет к снижению себестоимости эквайринга для торговых точек. Платежная система на основе QR уже начинает заменять считывание кода по NFC, а сайты интернет-магазинов давно предлагают на выбор ввод реквизитов карты и платеж по QR. То есть действия пользователя QR становятся такими же, как при карточном платеже, просто у него нет физического пластика, что только удобнее, полагают во Freedom. После введения СМП и единого QR-кода на первый план конкуренции выйдет стоимость транзакции. Расчеты устанавливаются самими игроками и включают их затраты и маржу инфраструктурных организаций, обеспечивающих техническую сторону переводов. «Основные факторы, влияющие на выбор клиента, связаны со стабильностью и качеством банковских услуг. Наряду с этим важным фактором является и размер тарифа», — указывают в пресс-службе Freedom Bank.

По информации Сулейменова, создается тарифный совет, где банки будут обсуждать условия тарифов. Вопрос в том, смогут ли участники рынка прий­ти к единым соглашениям. Во-первых, у банков разные затраты по организации платежей. Сумеют ли они договориться между собой об оптимальных ставках? Во-вторых, обсуждение и решения по усредненным или даже единым тарифам ставят под вопрос смысл рыночной конкуренции. Нацбанк и так дает небольшим банкам прекрасные возможности догнать по технологиям крупных игроков. Предполагается, что QR-код приведет к перетоку клиентов из одних банков в другие, и выиграют от его введения прежде всего средние и небольшие банки.

После того как на рынке полноценно заработает СМП и платежи по единому QR-коду, банки смогут накапливать и обрабатывать информацию и по тем клиентам, которые раньше входили в периметр клиентов лидеров платежного рынка. Конкуренция и предложение продуктов всё больше пойдут в сторону персонализированных предложений уже в рамках концепции открытого банкинга (open banking). Напомним, данная концепция обеспечивает сторонний доступ к финансовым данным через интерфейсы API. В финансовом секторе с помощью открытых интерфейсов программирования приложений банки предоставляют доступ к персональным и финансовым данным клиентов заинтересованным сторонам. Открытые API помогут интегрироваться с разными платформами и приложениями в рамках единых систем обмена данными. Банки смогут расширить клиентскую аудиторию и привлекать новых клиентов через разные каналы, открывать новые возможности для кросс-продаж и диверсификации доходов.

Во Freedom Bank отмечают, что усиление конкуренции на рынке платежных систем в перспективе может привести к возникновению новых продуктов и услуг, снижению издержек как владельцев платежных карт, так и торговых компаний, использующих в своей деятельности услуги эквайринга. Это как раз покажет сильнейшие стороны всех платежных систем. В конечном счете всё будет зависеть от рынка и потребностей клиентов.