Приёмный наследник семейного бизнеса

Как в Японии решают проблему передачи бизнеса по наследству

Hoshi Ryokan, старейший семейный отель в Японии
Hoshi Ryokan
Фото: © Namazu Tron

Есть такая поговорка: «Каждое четвертое поколение ходит в одной рубашке». Она встречается в нескольких вариантах («носит деревянные башмаки», «гнет спину на рисовом поле» и т. д.) в разных странах мира и означает, что первое поколение создает бизнес, второе его развивает, третье, выросшее в благополучии, разрушает достигнутое, и тогда четвертое снова начинает с нуля. Однако в Японии этот сценарий неактуален: здесь существуют семейные предприятия, передающиеся из поколения в поколение на протяжении сотен лет благодаря особенной традиции — усыновлению взрослых мужчин мукоёси.

Веление свыше

Считается, что обычай брать в семью мукоёси возник в период Эдо (1603–1868), когда в японском обществе действовала строгая система наследования от отца к старшему сыну и наличие наследника мужского пола было жизненно важным для продолжения рода и сохранения имущества. Есть даже легенда о первом таком случае, произошедшем в 717 году. По сказанию, бог горы Хакусан явился во сне монаху Таитё Даиси и поведал ему о горячем источнике в соседней деревне. Монах рассказал об источнике своему ученику Гарё Хоси и подал ему идею открыть там постоялый двор. Предприя­тие оказалось успешным, но у Гарё Хоси не было сыновей, и он усыновил мальчика, которому передал дело. Сегодня этот постоялый двор — Hoshi Ryokan — считается старейшим семейным бизнесом в мире.

Так и повелось, что в японских семьях, где не было сыновей, усыновляли взрослого мужчину. В большинстве случаев это был муж дочери, который брал фамилию жены и становился полноправным наследником. В мукоёси зачастую шли младшие сыновья, которым не приходилось рассчитывать на наследство. Сходным образом поступали и поступают в случае, когда родной сын по каким-то причинам неспособен взять в руки семейное дело.

Современные мукоёси

В нынешней Японии мукоёси продолжает играть значительную роль, особенно в сфере семейного бизнеса. Есть даже данные, что большая часть из десятков тысяч случаев усыновления в стране относится к мужчинам в возрасте от 20 до 30 лет. Но теперь это совсем необязательно зятья — мукоёси может жениться на ком хочет, а может прийти в семью уже со своей женой — и ее удочерят.

Существует несколько причин, по которым мукоёси остается актуальной практикой в Японии. Во-первых, в обществе до сих пор считается, что руководителем компании должен быть мужчина. В семьях, где есть только дочери, усыновление мукоёси позволяет сохранить управление бизнесом в рамках семьи, не теряя лица перед конкурентами.

Во-вторых, Япония погружена в демографический кризис, связанный со старением населения (доля населения в возрасте 65 лет и старше — почти 30 %) и низким уровнем рождаемости (коэффициент рождаемости — 1,2 ребенка на женщину). Во многих семьях один ребенок, и даже если это сын, он может не иметь склонности к предпринимательству или быть нездоровым. В таких условиях назначение прием­ного наследника помогает обеспечить преемственность в управлении семейными предприятиями.

В-третьих, семейные компании, практикующие мукоёси, демонстрируют высокую конкурентоспособность и устойчивость на рынке — и это подтверждает статистика. Средняя продолжительность существования таких предприятий составляет 52 года, что в два раза превышает аналогичный показатель в США. Более того, около 1150 японских компаний существуют более 200 лет (а, к примеру, в Германии таких меньше 900).

От «Кэнона» до «Тойоты»

Приемные зятья сохранили семейный бизнес многим всемирно известным японским компаниям. Приведем несколько примеров.

Hoshi Ryokan — уже упоминавшийся старейший в мире отель (годы основания в разных источниках варьируются от 717-го до 728-го). Гостиница управляется одной семьей на протяжении 46 поколений. Когда в семье не было сыновей, использовали усыновление мукоёси.

Sudo Honke — один из старейших производителей саке в Японии, основанный в 1141 году. Сейчас управляется 55-м поколением семьи Судо, и за девять веков работы среди наследников было немало мукоёси.

Suzuki Motor Corporation — самый известный пример использования приемных сыновей. Осаму Судзуки, руководивший компанией более 30 лет, до 2015 года, был четвертым подряд мукоёси на посту главы компании, и он тоже выбрал своим преемником не родного сына, а зятя.

Toyota Motor Corporation — самый крупный автопроизводитель в мире. Основатель компании Киитиро Тойода также прибегал к практике мукоёси для обеспечения преемственности управления.

В этом же ряду — технологическая компания Canon, производитель соевого соуса Kikkoman и строительная корпорация Kajima.

Индустрия подбора мукоёси

Отдельный вид бизнеса, можно сказать, индустрия в современной Японии — подбор кандидатов на роль мукоёси. Существуют агентства и онлайн-платформы, которые помогают семьям найти подходящих кандидатов для усыновления. В активе каждого агентства — сотни заключенных браков и крайне редкие разводы, ведь в таком случае распадается не только семья, но и семейное дело. При выборе жениха учитываются его личные и профессиональные качества, родословная, а также состояние здоровья и сексуальная ориентация.

В целом мукоёси — это уникальная японская традиция, которая эволюционировала от способа обеспечения наследования в феодальном обществе до эффективного инструмента управления и сохранения семейного бизнеса в современности.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте