Почему стандарт LTE оказался в одних руках?

По какому принципу именно АО «Казахтелеком» выдали частоты для организации сети мобильной связи четвертого поколения стандарта LTE? Законно ли то, что «Казахтелеком» передал эти частоты в пользование своей «дочке» - АО «Алтел»? Этими и другими вопросами озаботился юрист, председатель ОЮЛ «Международная ассоциация мобильных операторов «Азия» Антон Шин.
- Почему сейчас особенно актуален разговор про сети связи четвертого поколения? Во-первых, радиочастотный спектр - это ограниченный государственный ресурс. Во-вторых, технологии развиваются со страшной скоростью (если в 1990 году мы даже не знали, что такое сотовая связь, то сейчас поголовно пользуемся связью третьего поколения), за ними надо поспевать, а у нас может затормозиться внедрение 4G, потому что на этом рынке искусственно создается монополия, - уверен Антон Шин.
Он напомнил, что первая попытка внедрения LTE в Казахстане фактически провалилась. В 2010 году, когда Казахстан организовывал саммит ОБСЕ, операторы Kcell и Beeline проводили эксперимент по введению LTE, но после тестов все работы прекратились.
- В своей переписке с Минтранскомом я задавал вопрос по поводу «первопроходцев». И министерские сотрудники дали мне саморазоблачающий ответ. Оказывается (цитирую вице-министра МТК Сакена Сарсенова), «при проведении тестовых работ появились помеховые ситуации в связи с занятостью данных диапазонов частот аналоговым телевидением и радиоэлектронными средствами правительственного назначения». То есть уполномоченный орган выдал частоты, на которых либо абоненты Beeline и Kcell могли слушать правительство, либо правительство могло их слушать! - прокомментировал юрист официальный ответ высокопоставленного чиновника.
После тестирования в 2010 году разговоры об LTE на время затихли, но планы по внедрению стандарта не почили в бозе - напротив, они активно претворялись в жизнь. В августе 2011 года Межведомственная комиссия по радиочастотам (совещательно-консультативный орган) рекомендовала Минтранскому РК выдать АО «Казахтелеком» временное разрешение на использование радиочастотного спектра для организации пилотного проекта мобильной связи четвертого поколения стандарта LTE. После «пилотника» - оформить постоянное разрешение для коммерческой эксплуатации. Плата за вход на 4G-рынок - 5 (пять) млрд тенге. Позже выяснилось, что сетями LTE стало пользоваться АО «Алтел».
- У меня сразу возник вопрос к составу комиссии, - поделился председатель Ассоциации. – Например, в России в аналогичной комиссии едва ли не главную роль играет Федеральная антимонопольная служба. У нас Агентство по защите конкуренции вообще не представлено в комиссии. Поэтому и возможны такие решения о распределении радиочастот - в одни руки и без конкурса.
Второй момент, который обеспокоил Антона Шина: почему не было конкурса по распределению частот для стандарта LTE? Радиочастотный спектр, еще раз напомнил наш собеседник, - это ограниченный государственный ресурс. Если распределять его за деньги, то, на взгляд Шина, конкурсные процедуры исключительно важны: только таким способом можно определить справедливую цену за такие ресурсы. Антон считает, что регулятор должен обнародовать, какие частоты он готов предоставить для гражданского коммерческого пользования, - чтобы претенденты знали, на что могут рассчитывать.
- Однако Минтранском почему-то считает, что эти данные - государственный секрет. Но я же не прошу предавать огласке частоты, которыми пользуются гражданская авиация или военные. Если уж мы строим рынок в этой сфере, то давайте строить его открыто, - призвал Антон Шин.
Он вновь ссылается на опыт России: соседи не скрывают, какие частоты у них могут быть отданы пользователям.
- Кроме того, я не понял, почему выбор пал именно на «Казахтелеком» - на компанию, которая сама непосредственно никогда не занималась беспроводными технологиями? Почему за бортом осталась шведско-финская TeliaSonera (торговая марка Kcell), которая уже запустила в Швеции сеть LTE? Почему?! Минтранском в ответ на мои вопросы кивает в сторону Межведомственной комиссии: мол, «Казахтелеком» порекомендовала именно она. Я уже не говорю о том, что министерство с этой комиссией могло не соглашаться, но прошу хотя бы объяснить, чем руководствовалась Межведомственная комиссия, которая сделала такой подарок «Казахтелкому». В ответ - абсолютная тишина, - говорит г-н Шин.
Еще один вопрос, на который ни от Минтранскома, ни от «Казахтелекома» юрист не смог получить ответа: на каких законных основаниях АО «Алтел» пользуется лицензией «Казахтелекома»?
- Я до сих пор не смог выяснить, получил ли «Казахтелеком» постоянное разрешение на использование частот для внедрения 4G (судя по тому, что «Алтел» уже продает LTE- услуги, - получил). Как и нет ответа на вопрос, заплатила компания или нет положенные 5 млрд тенге. В любом случае - сложилась интереснейшая ситуация. Полугосударственное АО «Казахтелеком» заплатило (предположительно) за единственную в своем роде лицензию и вдруг добровольно отдало ее другой компании - своей «дочке» АО «Алтел». Но что мешает «Казахтелекому» продать ее? Абсолютно ничего. Если завтра состоится сделка - то будет продана компания, накачанная деньгами (в том числе государственными), технологиями, монопольным правом на создание сетей четвертого поколения, - предупредил юрист.
По мнению Антона Шина, монополизация 4G-рынка приведет к тому, что в Казахстане этот стандарт будет внедряться с серьезной задержкой, как уже было с 3G. Что естественным образом может отрицательно сказаться на тарифах и качестве предоставляемых услуг.
- Я пользуюсь мобильной связью четвертого поколения стандарта LTE, которую предлагает «Алтел», - рассказал Антон. - Поездил по Алматы с модемом - на окраинах города скорость сумасшедшая. В центре (у нас офис на углу улиц Карасай батыра и Жарокова) меньше 1 Мб в секунду. Бывает, скорость падает до максимумов десятилетней давности - 50 килобит (тогда одна песня качалась целый час). Я задал «Алтел» вопрос: «Господа хорошие, почему вы в малонаселенном районе даете хорошую скорость, а в центре города - непонятно что?». И получил устный ответ: «В вашем районе четыре базовые станции, они друг друга перекрывают». А вот если б у «Алтела» были конкуренты - они б из штанов выскочили, но обеспечили скорость.
Антон Шин любезно предоставил редакции forbes.kz копию всей своей эпистолярной эпопеи с госорганами. Так что, как говорится, все ходы записаны.