Почему Багдат Мусин выселяет начальников из больших кабинетов
Как удачно сыграть в ящик
F: Багдат Батырбекович, в 2014 Казпочта запускала новую услугу – получение посылок через постаматы. Через год СМИ предъявили претензии: якобы аппараты эти были закуплены ну слишком дорого – по 3 млн тенге за штуку, да и вообще они не очень-то и нужны. Как с этим обстоят дела сейчас? Не отказались ли вы от планов развивать сеть постаматов?
Багдат Мусин: Скорость пересылки писем выросла в 10 раз
Гостем нового выпуска программы «Откровенный разговор» с Жаннат Ертлесовой,... →
- В 2014, когда проект только запускался, по всей стране было 17 постаматов. И до 2015 через них было выдано около 1 тыс. посылок. Потому-то и возникла та дискуссия. Я же тогда говорил: нужно время, чтобы народ привык к новой услуге. Помню, когда в ЦОНах запускали электронные справки, первое время тоже были всякого рода разговоры об их целесообразности. А потом люди волнами пошли за ними. (Багдат Мусин в свое время запускал и развивал ЦОНы по всему Казахстану. – F). То же самое сейчас происходит и с постаматами: в 2015 через 100 аппаратов по всему Казахстану было выдано уже 30 тыс. посылок, а в 2016 при той же сотне постаматов мы выдали уже около 400 тыс. посылок. То есть 400 тыс. раз люди не приходили на почту и не стояли в очередях, а забирали посылки там, где им удобно, и в удобное для них время. С ними применен главный принцип самообслуживания: люди должны экономить свое время.
И это – часть той трансформации, о которой мы говорим как в компании, так и в группе «Самрук-Казына», в которую мы входим.
F: Но эти 400 тыс. - это же и огромная армия клиентов, которая должна генерировать, в том числе, и большое количество претензий к вам.
- Да, например, в Алматы постаматы уже «задыхаются» от заказов, чего, признаться, мы не ожидали. Конечно, в глубине души мы радуемся этой тенденции, но принимаем все замечания пользователей.
F: Многие, например, в Астане жалуются, что вы стали переводить получение посылок из постаматов в почтовые отделения и супепермаркеты посылок. Да еще и за дополнительную плату.
- Тут вот какое дело. Одни наши клиенты, например, которые заказывают товары в интернет-магазинах, изначально указывают, что будут получать посылку через постамат. Другая часть клиентов изначально должна получать посылки в отделениях, но когда им приходит SMS-уведомление о посылке, они на сайте post.kz сами перенаправляют ее на получение в постамате. Мы решили, что эту функцию станем сужать или делать платной. Там будет минимальный тариф, но клиенты должны понимать, что это - дополнительная услуга, за которую надо платить. Бесплатно получить в постамате посылку можно будет только тем, кто изначально направлял ее на постамат. Но это в будущем.
F: Удалось снизить стоимость постаматов?
Глава Казпочты Багдат Мусин: От толстой сумки на ремне до постаматов
На вопросы Forbes.kz отвечает председатель правления АО «Казпочта» Багдат М... →
- Первые постаматы были закуплены в Литве, сейчас мы закупаем их у отечественного производителя. Зная объемы и принимая во внимание рост рынка электронной коммерции, мы понимаем, что на всю страну нам нужны тысячи штук – даже сотен уже не хватит. Поэтому, мы хотим сильно удешевить постамат.
Вообще дороговизна постамата изначально была из-за его софта: за каждый месяц использования компания должна была платить литовскому производителю. Теперь создан и закуплен казахстанский софт, и компания уже никому не будет платить деньги за его использование – он принадлежит Казпочте. Специалисты компании понимали, что это - наше будущее, и не могли оставаться на игле ежемесячных платежей.
С коллегами из IT-блока мы устроили мозговой штурм над тем, как еще удешевить постамат. Есть вариант сделать его не металлическим, вандалоустойчивым или, например, деревянным - все равно ведь постаматы стоят в охраняемых помещениях. Таким образом надеемся удешевить аппарат с 3 млн тенге до максимум 1 млн.
Кто главный в почтовом отделении
F: Багдат Батырбекович, у Казпочты сейчас около 3300 отделений по всей стране. Хозяйство это непростое, проблемное, во многом не избавленное от советского прошлого. Тут наводите порядок?
- Из этого числа около 400 отделений находятся в городах и крупных поселках. Мы начали модернизацию с них в конце 2015. Но почему мы этого не делали раньше? Определялись с принципами развития. Просто сделать ремонт недостаточно – мы решали, как концептуально их модернизировать. И придумали: во всех них будут запускаться супемаркеты посылок. Эти супермаркеты в чем-то похожи на постаматы. Но если через ящики мы выдаем одновременно от 36 до 54 посылок, то в супермаркете посылок по такому же принципу обслужим до 1 тыс. человек. Таким образом, во всех 400 модернизируемых отделениях будут ликвидированы очереди. В феврале 2017 мы уже завершим ремонт первой сотни отделений.
Второе новшество в модернизируемых отделениях – создание отдельных корпоративных зон. На районных уровнях наши подразделения славятся тем, что туда приходят обслуживаться крестьянские хозяйства, юр.лица. Ранее их представителям приходилось ходить по разным кабинетам - к начальнику, бухгалтеру, кассиру. Предпринимателям постоянно приходилось бегать с бумажками. Бывают, и сумками носят деньги у всех на виду. Теперь для них созданы отдельные корпоративные зоны, а бегать по кабинетам теперь будут наши сотрудники, а не клиенты.
Также мы расширяем клиентские зоны в отделениях. Вот вам пример. Площадь здания нашего центрального операционного участка в Курмангазинском районе Атырауской области составляет 160 кв. м. Из них только кабинет начальника занимал 52 «квадрата». Представляете, туда приходят обслуживаться десятки тысяч человек, а треть помещения занимал начальник! А еще там были кабинет бухгалтера, инкассатора и т.д. Клиентам оставалось всего ничего. На улице люди в очереди стояли! Поэтому мы стали придерживаться принципа расширения клиентской зоны и минимизации бэк-офиса. После модернизации кабинет начальника там стал занимать площадь 12 кв. м.
Пощады не будет
Сервис по отслеживанию посылок по всему миру запустила Казпочта
АО «Казпочта» в четверг, 3 сентября, сообщило о запуске глобального трекинг... →
F: При любой реформе всегда можно наблюдать сопротивление самой системы. У вас работает 22 тыс. человек. Как они относятся к изменениям?
- Перестраивая рабочий процесс, например, по созданию супермаркетов, мы меняем не только клиентское восприятие нашей работы, но и мышление наших сотрудников. Они понимают, что теперь они не хозяева очереди и процесса. Главой всему становится информационная система, и человеческое участие там минимизировано.
Мы проводим и HR-трансформацию. Она протекает постепенно и сверху вниз. Первый год своей работы мы занимались трансформацией в центральном аппарате, где работает 400 человек. Сегодня все эти сотрудники бизнес-ориентированы. В компании есть предпринимательский дух, и головной офис компании уже не такой«советский».
На уровне областных директоров мы тоже провели работу и с около 40% людей пришлось попрощаться, а остальные перестроились. В целом и этот уровень уже укомплектовался. Теперь работаем над самым проблемным вопросом - по наведению порядка среди 300 районных руководителей. Вот им-то уже трудно объяснить, что им нескромно сидеть на площади в 50 «квадратов», что им не положена служебная машина, хотя они злоупотребляют и одной из почтовых машин пользуются в служебных целях. Это за один день не поменяешь. Поэтому все районные начальники в скором времени пройдут аттестацию. И мы в этом вопросе будем доверять не людям-экзаменаторам, а информационной системе. Собеседований не будет, будет тестирование по продуктовой линейке Казпочты. Не знаешь ее – до свидания.
С областными директорами я уже пережил момент, когда звонили, просили. Но спасибо руководству «Самрук-Казына», которое выдало мне лично карт-бланш, и не было давления по этому вопросу. Думаю, сейчас и по районам будут звонки, но мы и это переживем. Назад хода уже не будет.
Корпоративная культура будет формироваться с учетом того, что из компании уйдут люди, которые совсем ничего не знают, и придут те, в основном изнутри, которые достойны быть руководителями.
Деньги с посылки
Глава Казпочты рассказал, почему получает большую зарплату
Председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин во вторник, 7 апреля, выс... →
F: Багдат Батырбекович, прокомментируйте, пожалуйста, финансовые показатели Казпочты за 2016.
- Год мы завершили положительно. По неаудированной отчетности у нас свыше 800 млн тенге чистой прибыли. EBITDA составила около 3 млрд тенге – это лучший за последние 5 лет показатель. Если говорить в целом об изменениях по почтовым и финансовым направлениям, мы приросли на 12% по сравнению с 2015. И это очень хороший показатель в кризисный период.
Вообще трансформацию Казпочты с финансовой точки зрения трудно оценивать в краткосрочном периоде. Я бы относился к нашей организации как к системообразующему институту государственного масштаба, который для самого государства важен не столько с точки зрения прибыльности, а больше со своей функциональной составляющей.
Кстати, в 2016 нам удалось оптимизировать и административные расходы на 2% год к году.
F: Несмотря на вашу заработную плату, о которой любят подискутировать в обществе?
- Ну, я тоже пытаюсь экономить. Например, не летаю бизнес-классом за счет компании. За исключением, может, очень долгих перелетов, когда надо сутки лететь, и сразу выходить на совещание. А в целом этой привилегией я не пользуюсь.
Вторую часть интервью читайте в ближайшее время.