Почему растут акции одних нацкомпаний, а других — падают и чего ждать от новых IPO
Свои акции на бирже обещают разместить КТЖ, Отбасы банк и QazaqGaz
Казахстанский рынок IPO показывает смешанную динамику: успехи одних эмитентов (например, КМГ) контрастируют с падением других. Эксперты объясняют причины и оценивают перспективы новых размещений.
Немного истории
С 2018 года на IPO из числа квазигосударственных компаний выходили акционерные общества «Казатомпром», «Казмунайгаз» и «Эйр Астана» (бренд Air Astana).
- «Казатомпром» размещался в ноябре 2018 по 4343,85 тенге за акцию, сейчас (здесь и далее данные на 18 июля) бумага стоит 22160 тенге.
- «КазМунайГаз» вышел на биржу в декабре 2022 года, тогда акция стоила 8406 тенге, сейчас торгуется по 17852 тенге.
- «KEGOC» — у него в ноябре 2023 года было не IPO, а SPO по 1482 тенге, сейчас — 1500 тенге.
- «Эйр Астана» разместилась в феврале 2024 по 1073,83 тенге, сейчас 730 тенге.
Как видно, акции компаний «Самрук-Казына» показали разную динамику: если бумаги «Казатомпрома» и КМГ уверенно растут, то Air Astana теряет в цене, а KEGOC после SPO почти не меняется. На очереди — размещения Отбасы банка, «Қазақстан Темір Жолы» и QazaqGaz. Что происходит с публичными активами нацкомпаний и чего ждать инвесторам?
Почему авиакомпания «идет на снижение»
«Что касается акций KEGOC, это типичная инфраструктурная компания, — объясняет исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных инвесторов (QAMS) Данияр Темирбаев. — Бизнес таких компаний не такой масштабируемый, как, например, финтехиндустрии (Kaspi). Скажем так: сложно представить рост выручки, EBITDA, чистой прибыли такой компании 30% и более в год. За исключением редких случаев, когда меняет тарифную политику (как в последние два года)».
К тому же KEGOC — субъект естественной монополии, напоминает глава QAMS: его бизнес полностью зависит от тарифов, которые утверждает государство. «А, как вы знаете, Казахстан относится к странам, которые жестко регулируют услуги компаний с госучастием. Зачастую в ущерб бизнесу этих компаний. Поэтому потенциал роста акций KEGOC зависит не только от объёмов потребления электроэнергии в нашей стране (которые будут расти), но и подходов государства к регулированию цен. Пока не сильно заметно, что здесь будут существенные изменения», — расставляет точки на i Темирбаев.
Второй момент: дивидендная доходность по акциям KEGOC, по расчётам Telegram-канала QAMS QazTrading, составляет к текущей цене (около 1450 тенге) 11%. «Это была бы привлекательная доходность (учитывая еще, что KEGOC платит дивиденды два раза в год), если бы не одно но: текущие ставки по депозитам в банках (15-17% годовых) гораздо выше. А риски по депозитам — гораздо ниже, — указывает аналитик. — Говоря языком финансистов: безрисковая ставка сейчас в Казахстане затмевает дивидендную доходность по акциям. Этот вопрос также зависит от государства, как оно будет бороться с двузначной инфляцией. Ведь ставки — это всего лишь отражение инфляции и результат политики государства».
Перейдя к оценке акций «Эйр Астана» и их падения (более 30% к цене IPO), Темирбаев отмечает: «Основная причина (и это очевидно): акции Air Astana переоценили для продажи инвесторам. «Самрук-Казына» пошел на поводу зарубежных инвестбанков: пожадничали, не стали давать дисконт к оценочной стоимости для внутреннего рынка. В результате основная масса инвесторов Air Astana — это внутренние розничные инвесторы».
Эксперт не видит институционального спроса от долгосрочных инвесторов на бумаги «Эйр Астана». По его выражению, «институционалы» были на этапе IPO — ЕНПФ и ЕБРР». «На вторичном рынке их присутствие не ощущается. В противном случае бумага, пусть не сразу, но неуклонно восстанавливалась бы к цене IPO», — уверен он.
По мнению Данияра Темирбаева, менеджмент авиакомпании «делает всё для повышения интереса инвесторов: a) запустили вторую программу buyback (обратный выкуп); b) начали платить дивиденды акционерам — 53,7 тенге на акцию (дивидендная доходность — свыше 7%, по расчётам канала QAMS QazTrading). Даже дивидендную политику изменили, чтобы увеличить возможности для выплат. Однако мы не видим роста спроса на акции Air Astana».
В QAMS пришли к следующим выводам, перечислил Темирбаев: «Либо менеджмент Air Astana не умеет «продавать инвестиционную идею». Не могут убедить инвестиционное сообщество, что у авиакомпании есть хорошие перспективы расширения бизнеса. В этом случае пора менять менеджмент. Либо инвесторы опасаются присутствия в капитале Air Astana государства. Ведь оно зачастую проводит непоследовательную политику: одной рукой выводит на IPO более 40% акций Air Astana, другой рукой заводит на рынок вьетнамский лоукостер VietJet».
Еще одна причина, почему Air Astana не может «поднять голову», — это free-float (количество акций в свободном обращении), считает аналитик. «Free-float по акциям Air Astana составляет около 40%. При этом в бумаге слишком много разочарованных (в основном розничных инвесторов) и нет «зачарованных институционалов». Это также давит на котировки», — предполагает он.
В конце разговора Данияр Темирбаев напоминает, что «Питер Фостер, CEO Air Astana, любит цитировать «оракула из Омахи» Уоррена Баффета: «If a business does well, the stock eventually follows» («Если бизнес идет хорошо, акции последуют за ним»)». «Боюсь, что это случится уже после ухода г-на Фостера из Air Astana», — разводит руками эксперт.
Кто купит акции КТЖ и Отбасы
Директор департамента аналитики и исследований АО «BCC Invest» Султан Жумагали начал комментарий с обзора предстоящих размещений. «IPO Отбасы, КТЖ и Qazaq Qaz, несомненно, вызовут интерес со стороны локального рынка, — считает он. — По моему мнению, наибольшую долю может разместить Отбасы, тогда как КТЖ или QazaqGaz, возможно, выведут на рынок не более 15% всех акций».
Отбасы банк ввиду своей специфики и господдержки обладает конкурентным кредитным портфелем и очень низким уровнем просроченных задолженностей, отмечает Жумагали. «Предположительно, именно конкурентное преимущество на рынке жилстройсбережений и ипотечного кредитования привлечет в основном крупных институциональных инвесторов, — прогнозирует он. — Для розничных же инвесторов ключевым фактором станет дисконт к балансовой стоимости, заложенный в цене размещения».
Что касается АО «Қазақстан Темір Жолы», то Жумагали обращает внимание как на положительные, так и на негативные факторы. К позитиву он относит
- стратегическое географическое положение и развитие транзитных перевозок,
- инвестиции и дотации от правительства, включая субсидирование пассажирских перевозок и доступ к льготному финансированию,
- рост контейнерных перевозок (в полтора раза за последние четыре года), что привело к увеличению доли высокомаржинальных услуг в выручке компании.
Также привлекательности компании добавляет программа модернизации инфраструктуры, включая реконструкцию железнодорожных путей, строительство новых участков и внедрение цифровых решений в логистике.
«В то же время КТЖ имеет ряд слабых сторон, ограничивающих её потенциал, — продолжает Жумагали. — Прежде всего, это высокая долговая нагрузка. Другой важной проблемой является износ подвижного состава. Значительная часть вагонов и локомотивов требует замены или капитального ремонта, что повышает операционные расходы и снижает надежность перевозок. Кроме того, КТЖ ограничена в возможности гибко управлять своей ценовой политикой, поскольку тарифы на перевозки регулируются государством. Это снижает адаптивность компании в условиях меняющегося рынка и усиливающейся конкуренции. Как итог, многие инвесторы могут рассматривать акции КТЖ как долгосрочные инвестиции в инфраструктуру с дивидендными выплатами».
Примечательно, что относительно IPO нацкомпании QazaqGaz оба эксперта отказались от комментариев.