Почему фильмы кинопродюсера Дариги Бадыковой собирают миллиардные кассы
И откуда она черпает идеи для творчества
Фильмы продюсера Дариги Бадыковой сегодня задают планку для всего казахстанского кинорынка. Верхнюю строчку бокс-офисного рейтинга удерживает ее романтическая комедия «Таптым-ау сені», собравшая 1 834 702 810 тенге. Это абсолютный лидер уже два года.
Второе место среди самых кассовых казахстанских кинокартин занимает снова продюсерская работа Бадыковой — драма «Ыстық ұя». Картина вышла в октябре 2025 года, собрала в прокате 1 754 600 300 тенге и стала главным релизом сезона. Кстати, миллиардный рубеж перешагнула и вторая часть «Таптым-ау сені» — сборы составили 1 198 850 506 тенге. Для отечественного рынка это не просто кассовый успех, это перестройка представлений о том, каким может быть казахстанское кино.
От актерского амплуа к продюсерской роли
Путь к кино у Дариги Бадыковой начался задолго до крупных съемочных площадок. С детства она была близка к искусству: пела, участвовала в различных конкурсах. Из родного аула Жамбылской области она поехала в Алматы поступать в Академию искусств имени Жургенова. Выбрала самый популярный на тот момент курс актерского мастерства под руководством Булата Атабаева, а затем по его же инициативе прошла дополнительное обучение в Германии, в знаменитой Кельнской академии медиаискусств.
После окончания учебы Дарига Бадыкова восемь лет проработала в театре и с 2010 года окончательно ушла в кино. За ее плечами много успешных ролей, однако Бадыкова всегда хотела заниматься кинопроизводством — у нее в голове было четкое понимание того, как должны быть выстроены все съемочные процессы. «Звезды сошлись» пару лет назад, и в 2023 году на съемках «Таптым-ау сені» Бардыкова была уже не только актрисой, но и продюсером. Деньги на продюсерский дебют она заняла у друзей, около 100 млн тенге, и вложила 10 млн личных средств. При бюджете 110 млн тенге фильм собрал 1,8 млрд тенге.
«Я делаю интуитивно, как чувствую. У меня нет сложных расчетов. Кино для меня не бизнес, а вдохновение и пространство, где работает душа», — делится Бадыкова.
Сквозной темой ее проектов становится нехватка любви и тепла между людьми. Дарига наблюдает за окружающей жизнью и создает сценарии из реальных ситуаций. При этом она не скрывает, что идея «Таптым-ау сені» родилась после просмотра индийской кинокартины с Шахрухом Ханом в главной роли. Бадыкову зацепила эмоциональная честность и глубина. Сюжетную идею она переложила на казахстанский менталитет, убрав постановочность и оставив только то, что может происходить в реальной жизни.
Драма «Ыстық ұя» — о зависти внутри семей, о том, как родственники перестают искренне радоваться друг за друга и стремятся извлечь лишь личную выгоду. Для Бадыковой это не художественный троп, а отражение актуальной реальности.
Стоит отметить, что на каждом проекте у кинопродюсера новая команда: режиссер, оператор, костюмер, гример. Постоянной остается лишь исполнительный продюсер, которая отвечает за организационные вопросы. Такой принцип, считает Бадыкова, дает свежий взгляд на каждую новую историю. Она требовательна к дисциплине и ответственности, одним из важных аспектов остается кастинг актеров. Бадыкова сама несколько раз редактирует сценарий и на пробах оценивает, как актер справляется с ключевыми эмоциональными переходами. Более того, продюсер предпочитает не работать с распиаренными блогерами, так как ей не хватает в них типажа — масштаба личности. «Мне не нужны просто красивые лица, — говорит она. — Кино рассказывает о простой жизни. К сожалению, типажность в кино сейчас становится редкостью: внешняя одинаковость стирает индивидуальность».
Без фальши
График Дариги Бадыковой расписан на месяцы вперед. Между перелетами, съемочными сменами в ее расписании практически не остается окон. При этом в живом общении она не производит впечатления человека, уставшего от собственного темпа: говорит размеренно, внимательно слушает и часто делает паузы, всматриваясь в собеседника.
С первой минуты интервью Бадыкова как будто сканирует человека напротив — осторожничает, присматривается, проверяет на подлинность. Но, уловив искренний интерес, раскрывается полностью, уже без дистанции. Позже Дарига прямо объяснит: она не хочет и не умеет общаться с «ненастоящими» людьми. Этот принцип работает и в личной жизни, и в творчестве, и в управлении проектами. Она уверена, что именно в требовательном отношении к искренности и кроется успех ее фильмов: зритель очень тонко считывает, когда ему рассказывают историю, в которую сам автор верит безусловно. «Именно искренность и эмоциональная правда, на мой взгляд, приводят к кассовому успеху», — комментирует Дарига Бадыкова.
По ее словам, в Казахстане при обучении актерскому мастерству традиционно опираются на так называемую школу представления. В то время как Даригу Бадыкову сформировала другая школа.
«В Кельнской академии меня обучали по Брехту: быть ближе к народу, играть реалистично, показывать настоящую жизнь и человеческую боль, а не делать «представление ради представления». Задачей актера было не демонстрировать отточенную технику, а передавать эмоции так, чтобы зритель верил каждому движению. Этот подход, можно сказать, стал фундаментом моей профессиональной этики», — рассказывает Дарига Бадыкова.
К критике кинопродюсер относится спокойно. На колкие замечания о том, что она «снимает в одном ауле на двух улицах», отвечает: эффект создают не декорации, а душа фильма. Зритель, уверена Бадыкова, чувствует, когда фильм настоящий, и именно это вызывает доверие.
Правило трех сцен
Дарига Бадыкова считает, что в каждом успешном фильме есть две-три ключевые сцены, которые становятся его эмоциональным ядром. Если их нет, фильм не запомнится зрителю. Это правило работает и для комедии, и для драмы. При этом комедия, по ее словам, самый сложный жанр. Ей не близки «кавэ-эновские» шутки, созданные только ради смеха. В кино юмор должен рождаться из повседневности и нести дополнительный смысл.
Весной 2026 года Бадыкова планирует снять глубокую драму в Европе — историю о безусловной любви и выживании казахстанских экспатов. Отдельная цель — фестивальный фильм и выход на международный уровень. Амбиции у Бадыковой глобальные: она мечтает о совместных проектах с Октавией Спенсер и Опрой Уинфри — голливудскими актрисами, которым она «верит».
На заключительный вопрос о том, с какими трудностями и барьерами она сталкивалась в профессиональной деятельности, Дарига с улыбкой отвечает, что не любит «жертвить». По ее словам, вместо того чтобы жаловаться, лучше просто хорошо делать свое дело — работать, снимать кино и искренне любить то, чем занимаешься. Она также не реагирует на слухи вокруг личной жизни, не комментирует их и не тратит энергию на оправдания. Наполняться энергией предпочитает дома, в личном пространстве, либо в одиночных поездках. Кинопродюсер много работает над собой и не любит «лезть» в чужие жизни — считает это сливом собственной энергии. В социальных сетях, где у нее большая аудитория (более 800 тыс. подписчиков в Instagram), Дарига полностью контролирует контент, мобилографы отвечают лишь за техническую часть.
«Я себя считаю счастливым человеком, так как нашла свое призвание. Большая касса, признание, рейтинги приходят как естественное следствие того, во что ты веришь и что делаешь с любовью», — резюмирует Дарига Бадыкова.
Казахстанский кинорынок: тенденции и перспективы
Казахстанский кинорынок переживает заметный подъем: если 10 лет назад в прокат выходило всего несколько отечественных картин в год, то сейчас — 100. По словам основателя франшизы Kinopark Алмаза Малдыбаева, это результат накопленного опыта участников индустрии и постепенного развития всей экосистемы.
Одним из феноменов рынка остается отношение зрителей к языку. Отечественные фильмы на казахском языке собирают большие кассы, но голливудские картины зрители по-прежнему предпочитают смотреть на русском. Алмаз Малдыбаев объясняет это особенностями восприятия: европейские персонажи в казахской озвучке кажутся непривычными, тогда как локальные истории органичнее звучат на родном языке.
Ключевыми факторами успеха кинокартины основатель франшизы Kinopark считает хороший сценарий с актуальной темой и правильно подобранный актерский состав. Именно так он объясняет популярность проектов Дариги Бадыковой, которые остаются близкими массовому зрителю за счет актуальных историй и сильной актерской игры.
Главным барьером, который препятствует качественному развитию казахстанской киноотрасли, Малдыбаев называет недостаток кинозалов. Сейчас в стране 457 залов, притом что реальная потребность, по оценкам Kinopark, составляет около 2000.
Алмаз Малдыбаев напоминает, что именно кинопрокат является основным источником возврата инвестиций в кино. «Если кинотеатров станет больше, казахстанские картины смогут собирать до 10 миллиардов тенге», — отмечает он, добавляя, что такие объемы дадут возможность вкладывать в кинопроизводство уже по миллиарду тенге и более.
В этом году в Казахстане вышло 80 картин — на 15 меньше, чем в 2024-м, однако совокупный боксофис вырос на 15 %. И это, говорит Малдыбаев, подтверждает устойчивый спрос аудитории и показывает, что масштабирование проката и увеличение производства создадут условия не только для дальнейшего роста рынка, но и для выхода казахстанских фильмов на международный уровень — и в рамках фестивального движения, и в широком мировом прокате.