Опрос: настроения бизнеса и потребителей в Казахстане ухудшаются

В стране сокращается число фермерских хозяйств и обрабатывающих предприятий, растёт складская сфера, транспорт и недвижимость

Счета женские руки калькулятор
Фото: © pexels/Mikhail Nilov

Исследовательская компания United Research Technologies Group (URTG) выпустила очередное исследование экономических ожиданий бизнеса и потребителей на ближайшие 1-3 месяца (на основе опросов за I кв. 2024 года). Об этом сообщается в пресс-релизе компании, опубликованном 27 мая.

Краткие выводы на основе статистики и опросов, пишут аналитики, состоят в том, экономические настроения у малого и среднего бизнеса снижаются, а уверенность потребителей в собственной экономической стабильности падает. Авторы исследования отмечают рост бизнес-барьеров, снижение выручки и ухудшение условий кредитования экономики. В целом, по данным экспертов компании, индикатор экономических настроений снизился до 11 баллов из 24 возможных, упав за квартал на 12%.

Как сказано в пресс-релизе, в ходе исследования сотрудники URTG опросили 500 представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) из различных отраслей экономики, от строительства до сельского хозяйства. Также использовалось исследование «Потребительская уверенность (CCI) Казахстана», сделанное на основе опроса 3600 потребителей (проведено Freedom Finance Global), и данные официальной статистики (Бюро нацстатистики АСПиР РК и Нацбанка РК).

«Хотя в стране продолжается рост числа субъектов МСБ – оно увеличилось за квартал на 0,8% и достигло 2 млн единиц, в ряде отраслей идет сокращение числа участников рынка. На 3,5 тыс. единиц упало число крестьянских и фермерских хозяйств. Падает число компаний в обрабатывающей промышленности (на 4,4 тыс. единиц, это 44% сокращений по сектору МСБ). При этом растет количество индивидуальных предпринимателей (+16,3 тыс.), особенно в сфере транспорта, складском бизнесе и недвижимости», - подсчитали авторы отчета.

Казахстанские предприниматели испытывают трудности с налогами и привлечением денежных средств, констатировали исследователи. По данным Нацбанка РК, за I квартал 2024 года кредиты, выданные МСБ, упали в 1,3 раза, до 2,1 трлн тенге, причем наибольшее сокращение пришлось на малые предприятия. «Длинные деньги для них обходятся дороже, чем для среднего бизнеса, – 24% годовых против 15,7%. Также предприниматели жалуются на высокие ставки (+7,7 процентного пункта недовольных, рост до 25,2%), высокую текущую задолженность и снижение количества одобрений кредитов. В итоге уровень удовлетворенности кредитами упал на 12 п.п., до 43,2%. В IV квартале прошлого года «Индекс бизнес-барьеров» резко подскочил, пробив критический уровень в 100 пунктов (+38,2% за квартал, до 122,2 пункта). В I квартале проблематика не ослабевала (+0,6%, до 122,9 пункта)», - отмечено в описании исследования.

По наблюдениям авторов отчета, представители МСБ жалуются на рост затрат при невозможности адекватно поднять свои цены. «Особенно это касается аграриев. Увеличить цены им действительно сложно – продажи и так падают повсеместно. В рознице обороты упали в 1,5 раза (до 4 трлн тенге), в том числе в МСП – в 1,6 раза, до 3 трлн тенге. Объем оптовой торговли также упал в 1,6 раза, до 8,6 трлн тенге, - сказано в тексте сообщения. - Впрочем, снижение продаж – во многом сезонное явление, обусловленное всплеском продаж в конце предыдущего года. Предприниматели надеются на восстановление потребительского спроса во II квартале».

 

В свою очередь, настроения потребителей также оставляют желать лучшего, считают эксперты. Опрошенных ими граждан беспокоит угроза снижения качества жизни и уровень кредитования. В связи с этим они всё меньше проявляют готовности к крупным покупкам. «Недоверие к кредитам выражали 50,8% респондентов, доверие к депозитам испытывают лишь 33,3%. На 0,9% (до 77,7%) выросло количество тех, кто не планирует в ближайший год покупать что-то в кредит или брать банковскую ссуду, - выяснили аналитики. - В итоге потребительская уверенность (индекс CCI) в I квартале показала одно из самых драматичных падений за все время исследований, с уходом в зону пессимизма – до 99,7 пункта (в последнем квартале 2023 года показатель составлял 105,4 пункта).

Характерно, что по ощущениям потребителей инфляция выше, чем по данным статистики, подчеркивают авторы доклада: «Так, ощущаемая годовая инфляция составила в марте 13%, притом что на самом деле [она составляла] 9,1%. С другой стороны, ощущаемая инфляция тоже снижается. Большая часть опрошенных ожидает в перспективе не только замедления роста цен на предметы первой необходимости, но также и стабильности курса тенге, по крайней мере в краткосрочной перспективе».

В целом, по мнению аналитиков URTG, пока рано говорить о тотальном пессимизме у потребителей и представителей малого и среднего бизнеса. «Текущая ситуация не радует опрошенных, но у них еще сохраняются надежды на будущее, - считают авторы опроса. - В какую сторону изменятся эти настроения – зависит, прежде всего, от степени неопределенности экономической политики в стране и стоимости кредита как для предприятий, так и для населения».

 

ТОО United Research Technologies Group (URTG) – исследовательская компания, занимающаяся реализацией социологических, маркетинговых и экономических проектов/исследований полного цикла.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте