Нурлан Смагулов: Я всё время вижу новые «голубые океаны»
Основатель Astana Group рассказал о сферах бизнеса, в которых видит потенциал для развития, и дал советы начинающим предпринимателям

С какими вызовами могут столкнуться начинающие предприниматели на пути к достижению своей цели и почему бизнес обязательно должен приносить пользу обществу? Своими мыслями на эту тему с обозревателем Forbes Kazakhstan поделился основатель Astana Group Нурлан Смагулов.
Стать богатым — не великая идея
Отвечая на вопрос, с чего начинается бизнес, собеседник обращает внимание, что самое главное для будущего предпринимателя — это мотивация. Составление финансового плана или проведение маркетинговых исследований — это уже вторичное дело.
— Для чего человек занимается бизнесом? Если он хочет просто заработать деньги, стать богатым — это не великая идея, она не будет долго гореть в предпринимателе. Скорее всего, такая идея не сильно мотивирует и уж точно не способна мотивировать длительный период времени, так как человек просто не способен получать из таких целей большое вдохновение, — объясняет Смагулов.
По его словам, идея должна воплощать ценность для общества.
— Например, создать бизнес, который будет полезен людям, решать какие-то задачи и совпадать с вашими моральными, нравственными ценностями, — говорит бизнесмен.
Также немаловажно, чтобы в этой идее было какое-то новшество, которое поможет отличаться от других, продолжает основатель Astana Group.
— Пусть это будет кафе-мороженое, пирожковая, чистка обуви, стоматология или аптека, но ваш бизнес должен иметь отличительные черты от всего, что есть на рынке. Только таким образом можно создать успешный кейс, — уверен Смагулов.
— Сфера, за которой сегодня интересно наблюдать — это урбанизация. Все города Казахстана укрупняются, люди продолжают переезжать из небольших населенных пунктов. Это рождает новые возможности для создания бизнеса, который должен удовлетворить запрос населения, — делится собеседник.
Смагулов замечает, что в постиндустриальных странах 60% рабочих мест создает МСБ, который работает как B2C, то есть для людей. В больших городах первые этажи уже отданы под его развитие, и это эволюционный процесс, добавляет он.
— Бизнесменам необходимо помнить, что начинать нужно с малого, приобрести навыки ведения бизнеса, а потом уже масштабировать его, инвестируя заработанное в развитие и расширение, — подытоживает основатель Astana Group.
Бросить вызов существующим брендам
Какие вызовы должны ожидать начинающие предприниматели на пути к достижению своей цели?
— На первый взгляд вы можете подумать, что весь рынок уже занят, но сколько я езжу по всему миру, я всё время вижу новые «голубые океаны». Появляются компании, которые нетрадиционно начинают заниматься традиционными видами бизнеса, — отмечает Смагулов.
Бизнесмен приводит в пример Кремниевую долину, где постоянно образовываются новые стартапы, некоторые из них, по его представлению, уже конкурируют с такими глобальными гигантами, как ExxonMobil, Chevron и др. Это касается и малого бизнеса.
— Не бойтесь бросить вызов уже существующим брендам, но подойдите к этому творчески, предложите потребителям что-то уникальное. Например, в MEGA Alma-Ata рядом со Starbucks открылась кофейня Drinkit Сoffee. Здесь каждый гость может создать свой кофейный напиток с помощью их приложения. Рестораны abr активно развивают свое приложение, и это уже не просто сеть ресторанов, но и IT-продукт, востребованный у молодого поколения, — приводит примеры Смагулов.
Если начинающие предприниматели думают, что всё вокруг занято, то это не так, утверждает он.
— В Японии, Корее, США и на развивающихся рынках я всё время вижу новые примеры того, как предприниматели находят новые ниши и новые возможности. И в нашей стране бизнес всё время обновляется. У каждого поколения есть свои требования, появляются новые привычки в потреблении, новые запросы на атмосферу, на скорость услуг. Следовательно, бизнес не может быть статичен, подчеркивает основатель Astana Group.
«Кто не меняется, тот умирает»
В чём же состоит секрет долголетия известных компаний и их постоянного роста?
— Если ты не развиваешься, значит уходишь с рынка, потому что твои конкуренты будут всё время делать апгрейды. Тадаси Янай, основатель Uniqlo, сказал: «Кто не меняется, тот умирает». Это очень важная мысль, — считает Смагулов.
По его словам, необходимо не только пытаться масштабировать бизнес, но и постоянно модернизировать процессы, улучшать качество товара, сервиса или услуг, подружиться с «цифрой», иначе твоя компания не сможет выдержать конкуренции в современном мире.
— Наша компания [Astana Group] тоже старается всегда находить новые возможности для роста. Мы уже представлены в Узбекистане и нацелились на рынок дальнего зарубежья, — поделился планами собеседник.
Время — деньги
Как менялась модель построения бизнеса за последние годы? От чего сегодня зависит успех компании?
— Сейчас вопрос времени и скорости принятия решения становится наиболее важным. Если раньше мы могли принимать решения месяцами, потом неделями, то теперь рынок диктует свои условия, мы должны это делать в течение нескольких часов, — поясняет Смагулов.
Бизнесмен объясняет это тем, что многие процессы сегодня происходят в режиме онлайн, поэтому доступ к информации у всех одинаковый. Соответственно, те компании, которые могут оперативно принимать решения в текущих условиях, перестраивать свою модель в случае необходимости и вовремя реагировать на события, и будут успешны.
— По своему опыту могу сказать, что если раньше я не так часто ездил за границу, то теперь совершаю до пяти-шести зарубежных командировок в месяц. Мы смотрим, как развивается Китай, Япония, США, встречаемся с основателями крупнейших мировых компаний, изучаем лучшие примеры, — рассказывает основатель Astana Group.
Только так, по его мнению, можно оставаться на одной скорости с трендами.
— В нашей компании есть пять-семь человек, которые отвечают за стратегическое развитие бизнеса. Мы все находимся на единой онлайн-площадке, что позволяет нам быстро принимать решения, даже находясь в разных странах, говорит Смагулов.

Баланс между работой и личной жизнью
Между тем работа и личная жизнь для предпринимателя — это неразрывные понятия, считает основатель Astana Group.
— Я не могу понять, когда у меня начинается рабочий день, а когда заканчивается, потому что 24 часа в сутки нахожусь на корпоративных сайтах, в чатах, на почте. В то же время я много путешествую, езжу по вопросам музея современного искусства, который мы строим в Алматы. То есть я не сижу в кабинете с утра до ночи, но знаю всё, что происходит в компании, так как занимаюсь работой онлайн. Если ко мне ночью приходит какая-то идея, то я ее записываю, чтобы утром с коллегами обсудить, — рассказывает бизнесмен.
По его определению, работа должна стать ничем иным, как средой обитания для предпринимателя.
— Если ты работаешь только в строго отведенный период времени, то это не предпринимательство. Скорее всего ты просто исполнитель в компании, — делает выводы собеседник.
Сам Смагулов отмечает, что с удовольствием ходит на работу и проводит там много разных встреч.
— Всё это дарит необыкновенные эмоции. При этом занимаясь спортом, читая книги и проводя время с друзьями, я тоже заряжаюсь энергией для новых идей. Жизнь разнообразная. В этом и есть гармония, — заключает бизнесмен из списка Forbes Kazakhstan.
Нурлан Смагулов — основатель и председатель «Астана Групп», в который входят «Астана Моторс», сеть ТРЦ MEGA (MEGA Alma-Ata, MEGA Park в Алматы и MEGA Silk Way в Астане) и проект MyCar, развивающий экосистему по продаже автомобилей (сервис объявлений, автоцентры, технический сервис, финансирование, бонусная программа).
Также бизнесмен является основателем венчурного фонда MyVentures, учредителем и членом попечительского совета Nurlan Smagulov Foundation, членом координационного совета Союза машиностроителей Казахстана. В сентябре 2024 года Смагулов был удостоен звания почетного гражданина города Алматы.
Forbes Kazakhstan поставил Нурлана Смагулова на 8-е место в рейтинге «75 богатейших бизнесменов Казахстана» и 5-е место в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана» в 2024 году. Его состояние оценивается в $980 млн.