Молодо-смело
Казахстан – единственная страна Центральной Азии, входящая в пул участников крупного исследовательского проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM). В его рамках ведущие национальные бизнес-школы изучают тенденции предпринимательской активности в своих государствах (в нашем случае это Высшая школа бизнеса Назарбаев университета в сотрудничестве с Институтом экономических исследований). Данные GEM используются в Глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
В 2015 году были изучены 73 страны, дающие 90% мирового ВВП, с населением 72,4% от всего человечества.
В Казахстане исследование показало, что молодые люди (от 18 до 34 лет) являются самой «бизнес-настроенной» частью общества – они составили две трети респондентов, заявивших о предпринимательских амбициях.
В целом уровень предпринимательской активности в стране составляет 13,7%, то есть примерно такой процент трудоспособного населения занимается каким-либо бизнесом (что сопоставимо, например, с Австралией, США и Канадой).
Бизнес в Казахстане обладает высоким социальным статусом – три четверти респондентов считают, что предприниматели пользуются большим уважением в обществе, столько же расценивают этот род занятий как достойный выбор карьеры.
Обычно казахстанцы выбирают опцию ведения бизнеса добровольно и осознанно. Лишь треть занялись им по причине отсутствия другой альтернативы или работы как таковой. При этом женщины чаще мужчин идут в предпринимательство по необходимости.
В среднем 15% трудоспособного населения Казахстана планирует в течение ближайших шести месяцев открыть свое дело – больше, чем в ЕС, США, Канаде, Австралии и Сингапуре. Чаще всего это, как говорилось выше, молодежь, причем она и более подготовлена к предпринимательству: четыре из 10 потенциальных бизнесменов 18–34 лет указали наличие необходимых навыков, в то время как среди остальных возрастных групп таковых не более 18% респондентов.
Почти у половины молодежи есть знакомые опытные бизнесмены (согласно исследованиям GEM, люди, у которых члены семьи или близкие друзья вовлечены в деловую сферу, чаще сами становятся предпринимателями).
Страх неудачи испытывает каждый четвертый потенциальный предприниматель, однако молодежь более устойчива к рискам, чем зрелые участники исследования. Интересно, что уроженцы южных регионов страны менее подвержены страху провала.
Запуск своего дела будущие предприниматели планируют обеспечить в основном за счет личных и семейных сбережений (60%). Банковские займы рассматриваются третью опрошенных.
Новую продукцию планируют запустить лишь 5% потенциальных бизнесменов (в основном это опять-таки молодежь). Большинство нацелены на непроизводственные сектора экономики – торговлю (50%) и услуги (30%).
Участие Казахстана в проекте GEM позволяет получить уникальные данные по предпринимательской среде, оценивая полный жизненный цикл бизнеса – от этапа намерений до закрытия – и обеспечить кросс-культурное сравнение. Это особенно важно с учетом того, что перед страной стоит цель к 2050 году довести вклад МСБ в экономику до 50%.