Милан и Генуя: модник и неряха

О двух впечатляющих городах севера Италии, которые совершенно не похожи друг на друга

Фото: © depositphotos.com/jarino

У меня есть любимая присказка — не знаете, куда отправиться в путешествие, выбирайте Италию.

Не ошибетесь, какой бы регион этой страны ни определили в качестве направления. Там обязательно будут и живописные города, и исторические достопримечательности, и шедевры искусства, и красивые виды, и вкусная кухня, и прекрасные вина. Потому, планируя свое очередное путешествие, тут же вспомнил, что у нас теперь курсирует прямой рейс из Алматы в Милан. А это, согласитесь, здорово — без всяких пересадок оказаться в центре Европы, откуда уже можно дальше устремиться куда угодно. Благо там есть недорогие авиаперелеты, развитая железнодорожная сеть и сервисы по аренде автомобилей (впрочем, последнее не для меня — предпочитаю общественный транспорт, к тому же во многих интересных местах существуют проблемы с заездом и парковкой). Я выбрал курс из Милана на Лигурийское побережье, точнее, его восточную часть.

Город белого храма

Но сначала, разумеется, стоит хотя бы на три дня остановиться в Милане, одном из самых популярных городов мира. В прошлый раз довелось побывать здесь в мае 2016 года. Но тогда для этого был совершенно конкретный повод — финал Лиги чемпионов УЕФА между двумя мадридскими клубами, «Реалом» и «Атлетико», на знаменитом стадионе «Сан-Сиро». Королевский клуб тогда победил в серии пенальти после 1:1 в игровое время. Те три миланских дня преимущественно прошли под знаком футбола, его атмосферы и антуража, включая распевание песен и распивание пива с другими болельщиками, предматчевый концерт на площади Дуомо с демонстрацией кубка чемпионов, сам матч и пр. Хотя кое-что и тогда удалось рассмотреть. Но в этот раз я подошел к знакомству с городом более вдумчиво.

Международный аэропорт Мальпенза находится в 45 км от Милана, и дорога до города от него любым способом занимает около часа. Этих способов несколько — шаттлом, просто автобусом, поездом, такси. В любом случае вы уедете быстро и без проблем.

Галерея Витторио Эммануила II
Фото: © Аскар Аукенов

Селиться в большом городе, который я выбираю в путешествии в качестве одной из «баз», предпочитаю либо недалеко от вокзала (не слишком близко, а там, где уже не ощущается этот типичный привокзальный флер) — если планирую радиальные выезды или собираюсь скоро ехать дальше, либо в старом центре — чтобы пешком ходить до большинства достопримечательностей и лучше прочувствовать атмосферу. К тому же в этих районах, как правило, есть станция метро, что тоже облегчает передвижения.

Заселившись, мы с женой решили не вступать на скользкий путь «давай разберем чемоданы, примем ванну, а потом подумаем», так как была явная опасность, что все закончится сном, сумерками и последующим раскаянием. Вместо этого ноги в руки — и вперед.

Замок Сфорца, Милан
Фото: © Аскар Аукенов

Слышал мнение, что Милан (лат. Mediolanum — в центре равнины) не похож на другие итальянские города и даже больше напоминает Германию. Где-то, пожалуй, соглашусь. Здесь почти нет типичной для Италии живописной ветхости, следов античных вилл и развалин, идиллической пасторали вокруг. Это динамичный деловой город со множеством бутиков (сразу видно, что один из мировых центров моды), бизнес-центров и лишь небольшой, относительно старой частью. Даром, что основан в 600 году до нашей эры.

Вероятно, нынешний облик Милана в немалой степени связан с тем, что во время Второй мировой войны он подвергся массированным бомбардировкам как важный командный центр армии «оси». В послевоенные годы второй по величине город Италии и административный центр крупнейшей области Ломбардия был восстановлен. Сегодня Милан имеет статус финансово-экономической и научной столицы страны, образуя вместе с Турином и Генуей мощный индустриальный треугольник.

Фото: © Аскар Аукенов

Как, наверное, почти все туристы, первым делом мы поехали смотреть знаменитый Миланский собор на главной площади Дуомо. Вновь убедился: собор производит потрясающее впечатление — своей какой-то воздушностью, светлостью. Как изощренный торт из белого шоколада. Не зря его строили около 500 лет, с 1386 года. Свет от сооружения исходит потому, что сделано оно из мрамора, а не из обожженного кирпича, как было принято в то время. Добывался мрамор у озера Маджоре, откуда его доставляли по специально прорытым каналам. (Тогда Милан даже сравнивали с Венецией, чего сейчас, конечно, не скажешь.) Мрамор на богоугодное дело безвозмездно отпускал владелец тех земель — герцог Джан-Галеаццо Висконти. На остальное средства собирали со всех горожан, для чего запустили настоящую пиар-кампанию. Девственницы в белых одеяниях ходили по окрестностям за пожертвованиями. Главным доводом при этом было не обещание райских кущ, а… перспектива перещеголять с новым храмом Рим и Флоренцию. Знакомо, не правда ли?

Само собой, внутри собора имеются свои реликвии. Главная — это поднятый под потолок гвоздь, один из тех, которыми был распят Христос. На непосвященного же наибольшее впечатление производят скульптуры — группа со святой Марией и ангелами, а также статуя покровителя рыбаков святого Варфоломея, обмотанного, как в тогу, заживо снятой с него кожей. Интересны также мавзолей Медичи и купель для крещения, изготовленная из египетской порфировой ванны IV века. Красивы витражи.

Помнится, в предыдущий приезд при осмотре собора со мной случился казус. Когда я наконец вздумал подняться на крышу, купил в кассе билет и начал огибать здание, чтобы достигнуть специального входа, внезапно разразился сильнейший ливень. Крыша собора, помимо 135 шпилей, 3,4 тыс. статуй и свыше 1 тыс. барельефов, усеяна по готическим канонам горгульями, которые выполняют роль водостоков. Так вот, когда вы поднимаетесь по ступеням во время дождя, в любой момент есть риск, что желоб переполнится и изрядная порция воды обрушится вам на голову. Испытал это на собственной шкуре — благо зонт частично защитил от полноценного купания. На крышу я тогда все равно стоически залез, о чем нисколько не пожалел, детально разглядев архитектурные изыски и насладившись видом на город и молнии. Без помех в виде множества обнимающихся парочек, которые в хорошую погоду, словно голуби на площади, густо усеивают крышу.

В этот раз мы от подъема воздержались: слишком устали с дороги. Поскольку собор строился весьма долго, в нем присутствуют черты как позднеготического стиля, так ренессанса и барокко. Как любое эклектичное творение, он удостаивается восторженных эпитетов от обычных посетителей и критических замечаний от поборников чистоты стиля из архитектурных кругов. Мне лично не понять брюзжания последних. Собор прекрасен и по праву является символом и основной достопримечательностью Милана.

Мы немного погуляли по площади, к которой примыкают два дворца — Северный и Южный, а также Галерея Витторио Эммануила II — некогда самый большой торговый пассаж города и все еще самый красивый, с ажурными арочными перекрытиями. Здесь можно найти все известные люксовые бренды, хотя большинство туристов просто гуляют и глазеют. Похожие пассажи я видел в Брюсселе и Лиссабоне. На площади возвышается конная статуя объединителя Италии, которая при внимательном рассмотрении оказывается наклоненной в сторону галереи его имени.

Внезапно мы поняли, что сильно притомились. Поднялись на террасу знаменитого ресторана Giacomo с видом на площадь и выпили ледяного апероля с антипасти. В Италии существует традиция аперитива где-то с четырех до шести вечера. Причем это не то, что вы просто сидите с бокалом вина или коктейля. Когда вы приходите на аперитиво, официант по умолчанию приносит вам тарелку с закусками разной степени изысканности, в зависимости от уровня заведения. Это может быть просто сырно-колбасная нарезка с оливками и хлебом, а может — трехуровневая подставка с профитролями со всевозможными начинками в виде паштетов, морепродуктов и прочего, как в Giacomo.

Заморив червячка, мы доехали до своего жилища на одном из колоритных трамвайчиков — они в Милане музейного вида, разных моделей и цвета (вновь пожалел, что в Алматы трамваев уже нет). Купили рядом с апартаментами сыра, оливок, артишоков, прошутто и вина, так как понимали, что выйти на ужин сил не будет. Вечером блаженно сидели на балконе после долгожданных водных процедур, вдыхали миланский воздух и закусывали…

Правители, святые и гении

Завтраки в Италии могут показаться нашему туристу непривычными. Никаких вам яичниц и омлетов с беконом. Здесь принято завтракать капучино (кофе в Италии неизменно превосходный, возможно, даже лучший в Европе) с корнетто — итальянским вариантом круассана, но более нежным и менее слоеным. Рогалики бывают без ничего или с начинкой в виде заварного фисташкового крема, абрикосового джема, шоколадной пасты. Корнетто также принято намазывать пенкой от капучино. Ну и, конечно, апельсиновый фреш, который надавят прямо при тебе из ярких плодов.

Фото: © Аскар Аукенов

Позавтракав, мы спустились в метро и поехали осматривать замок Сфорца, похожий на более скромную копию московского Кремля: последний строили миланские архитекторы, взявшие за образец «домашний» проект. Сфорца были правящей династией в Милане, которая в XIV веке сменила семейство Висконти после падения Амброзианской республики. Помимо прочего, семья очень покровительствовала искусствам, в частности привечала Леонардо да Винчи. Как это обычно бывает, в ходе политических пертурбаций и войн замок переходил из рук в руки, терял лоск, в нем устраивали казармы и наконец забросили, пока не дошло дело до реставрации. Мы осмотрели краснокирпичное сооружение снаружи, воздержавшись посещать музеи посуды, музыкальных инструментов, оружия и прочего, которые теперь размещаются внутри. Вместо этого пошли гулять по парку Семпионе и кормить уточек. Добрели до местной Триумфальной арки, построенной по приказу Наполеона в честь его побед в Италии. Говорят, она находится на одной оси с двумя арками в Париже.

Базилика Святого Амвросия
Фото: © Аскар Аукенов

Затем мы направились к базилике Святого Амвросия — религиозному месту паломничества и архитектурному шедевру IV века. Считается, что в строительстве базилики на месте захоронения первых христианских мучеников Гервасия и Протасия принял участие сам Амвросий Медиоланский, покровитель города. В крипте можно благодаря стеклянной стенке саркофага увидеть мощи святого, примостившиеся между мощами Гервасия и Протасия. Выглядит жутковато. В базилике также захоронены останки императора Людовика II. Из веселого — золотой престол и старинные мозаики, вернее, их останки.

«Мария Магдалина» Тициана
Фото: © Аскар Аукенов

Далее мы посетили пинакотеку Амброзиана, одну из двух главных галерей искусств Милана. Насладились шедеврами Тициана, Боттичелли, Пинтуриккио, Леонардо и других мастеров. Главный «народный хит», наверное, — «Мария Магдалина» Тициана, по которой все и представляют себе ее образ. А также «Портрет художника», многочисленные рисунки и инженерные наброски Леонардо, выставленные в огромной библиотеке, где хранятся 700 тыс. старинных манускриптов и книг. Глядя на рисунки Леонардо, поражаешься, насколько смотрел вперед этот гений.

Труднодоступные шедевры

В третий день в Милане очередь дошла до мест, знакомство с которыми сопряжено с определенными усилиями — просто так вы туда не попадете, нужно позаботиться об этом заранее.

«Тайная вечеря» Леонардо
Фото: © Аскар Аукенов

Прежде всего это церковь Санта-Мария-делле-Грацие XV века, на стене трапезной которой нарисована знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо. Билеты сюда продаются только онлайн — раз в три месяца (!). Они моментально раскупаются и дают право на вход в строго определенные день и время. Билеты именные — когда их предъявляете, нужно показать и паспорт.

Вокруг «Тайной вечери» всегда было много, как сейчас говорят, хайпа. Масла в огонь подливают книги вроде «Кода да Винчи» и шоу вроде открытия Олимпиады в Париже. Известно, что Леонардо, который приехал в Милан 30-летним (почти все его главные картины были созданы здесь), писал работу в 1495–1498 годах по заказу своего покровителя, могущественного Лодовико Сфорца. На самом деле это не фреска, как раньше считали, — роспись выполнена в особой технике, придуманной перфекционистом Леонардо. Работа шла с перерывами, поскольку автор, будучи уникально разносторонним, постоянно отвлекался на множество других вещей (изначально он вообще прибыл ко двору в качестве музыкального эксперта, далее проявив себя как композитор, художник, изобретатель, инженер, архитектор и даже шпион). Бомбардировки Второй мировой войны в том числе разрушили церковь, но часть с фреской Леонардо чудом уцелела.

Существует легенда, что моделью для создания образов Иисуса и Иуды был один и тот же юноша — но в свои светлый и темный периоды жизни. А согласно расхожей гипотезе, вместо Иоанна, имеющего на картине женственные черты, художник изобразил Марию Магдалину. (Как известно, ряд известных образов на работах Леонардо имеют признаки разных полов — та же Джоконда.) Однажды было обнаружено, что хлеба и руки апостолов «Тайной вечери» напоминают ноты. Они были списаны и исполнены, но сначала вышла какофония, пока не вспомнили, что Леонардо был левшой. Мелодию сыграли в зеркальном варианте — и она зазвучала. Есть еще масса загадок и скрытых смыслов шедевра, которые продолжают находить до сих пор.

Базилика
Фото: © Аскар Аукенов

В трапезную попадаешь всего на 15 минут и… замираешь перед этим светом. На противоположной стене — сцена распятия Иисуса, другая работа да Винчи. Но на нее уже мало у кого хватает времени — сзади подпирает следующая группа жаждущих прекрасного и загадочного. Сама церковь тоже очень красивая и светлая, прекрасны фрески, приводит в умиротворение внутренний дворик, символизирующий рай.

Картина «Ужин в Эммаусе» Караваджо
Фото: © Аскар Аукенов

С билетами в еще одну главную галерею Милана, пинакотеку Брера, ситуация чуть проще — их можно купить примерно за неделю до посещения. Тоже онлайн и тоже на определенные дату и время. И оно того стоит. Это одно из богатейших собраний живописи великих итальянских мастеров, ценнейшие фрески и иконы. 38 залов второго этажа — на первом размещается Миланская академия изящных искусств. Из шедевров Тинторетто, Беллини, Караваджо, Рафаэля, Мантеньи, Тициана, Перуджино и других что-то одно выделить сложно. Думаю, поклонникам сериала «Рипли» будет особенно интересна картина «Ужин в Эммаусе» Караваджо, которым был одержим главный герой. По одной из версий, работа была написана в период, когда художник скрывался после обвинения в убийстве.

Город Колумба

Есть города, которыми все безоговорочно восхищаются, вроде Барселоны или Лондона. А есть, скажем так, неоднозначные — кому-то западают в душу, а кому-то категорически не нравятся. Дескать, грязно, криминально, пестро. Но меня такие как раз обычно «цепляют». Очень полюбился Неаполь, и теперь — Генуя. Да, не глянцевая картинка, но это город с историей и душой. Рад, что тоже отвел ему три дня в нашем путешествии.

Генуя (итал. Genova) — административный центр области Лигурия, вытянувшийся на более чем 30 км вдоль берега Генуэзского залива Лигурийского моря. Город ограничен с двух сторон морем и Апеннинскими горами (перепады высот хорошо ощущаются во время прогулок). Это один из старейших и крупнейших портов в мире.

Набережная Генуи
Фото: © Аскар Аукенов

В древности поселение племени лигуров, завоеванное, как и многие другие, римлянами, известно всем из учебников истории по временам расцвета Генуэзской республики, торговавшей со всем миром и имевшей многочисленные дальние колонии. Во времена Крестовых походов по своему богатству и влиянию Генуя превосходила многие королевства Европы, союзничала с Византией и монголами.

Дорога на поезде из Милана до одного из двух вокзалов Генуи — Бриньоле — занимает чуть меньше двух часов. Вокзал находится в центре города, так что мы за 10 минут дошли до своей квартиры в старом большом доме рядом со здешним Зеленым базаром — Восточным рынком, где можно купить и попробовать все, что угодно (не забудьте приобрести баночку соуса песто, который придумали именно в Генуе).

Боккадессе — когда-то рыбацкая деревня
Фото: © Аскар Аукенов

Поскольку время уже перевалило далеко за полдень, мы решили просто прогуляться по здешней набережной — Corso Italy. Имеющий длину 2,5 км, променад выложен красивой плиткой и полностью обустроен — скамейками, кафе, пляжами, спортивными площадками, бассейнами. Временами на пути попадались необычные современные скульптуры. Шествуя под послеполуденным зноем и глядя на отдыхающих, мы не раз пожалели, что не прихватили с собой купальные принадлежности. Примерно спустя час неспешной прогулки, с любованием видами и поеданием мороженого, достигли Боккадессе — когда-то рыбацкой деревни, а теперь модного и очень инстагеничного района Генуи, с разноцветными домиками и рыбными ресторанами. Вознаградили себя изобильным ужином и лениво вызвали такси.

Зато во второй день мы выложились по полной, посвятив его осмотру главных достопримечательностей города. Хотя общественный транспорт работает исправно и есть даже линия метро, для изучения большей части Генуи вполне достаточно своей пары ног: все интересные места находятся в пределах пешей доступности друг от друга.

Домик (справа), где провел детство Христофор Колумб
Фото: © Аскар Аукенов

Сначала мы направились к домику, где провел детство самый знаменитый генуэзец — Христофор Колумб (здесь много чего носит его имя). Это весьма скромное и тесное жилище у Porta Soprana — старых городских ворот, откуда шла дорога на Рим. По сути, смотреть внутри нечего, так что можно было не раскошеливаться на билеты — разве что таким образом поспособствовать сохранности домика.

Площадь Феррари
Фото: © Аскар Аукенов

Затем мы полюбовались главной городской площадью Феррари, с большим круглым фонтаном, оперным театром, особняками и памятником Гаррибальди, объединителю Италии. Посетили Дворец дожей XIII века, символ того времени, когда Генуя была одним из самых могущественных государств Средиземноморья, сокрушив Венецию и Пизу. Ныне перед зданием суетится… блошиный рынок.

Панорама Генуи
Фото: © Аскар Аукенов

В Генуе следует обязательно погулять по улицам исторического квартала Palazzi dei rolli («дворцы из списка», прямо как люди из списка Forbes), где в XVI веке самые влиятельные семьи по результатам аукциона получили разрешение построить 40 дворцов. Сегодня это памятник ЮНЕСКО. Главные дворцы имеют свои названия — Палаццо-Россо, Палаццо Бьянко, Палаццо-Дориа-Турзи и др.

Затем мы взошли по ступеням в узком просвете между домами на смотровую площадку Монтальдо на одном из холмов. Отсюда открывается, пожалуй, самая красивая панорама города — со старыми кварталами, портом и круизными лайнерами. Спустились (к нашей радости, обнаружился лифт — их в городе прячется несколько, надо лишь найти) к базилике Святейшего Благовещения XVI века, построенной и роскошно отделанной богатейшими семьями Генуи. Следующий пункт маршрута — Королевский дворец, возведенный в XVII веке для влиятельной семьи Бальби, располагается неподалеку. Дворец как дворец — богатые интерьеры, мебель, портреты, из которых выделяется портрет Катерины Бальби кисти самого Ван Дейка.

Лень — причина всех изобретений, а усталость — основа быстрой адаптации. К замку Альбертис на еще одном холме мы доехали на автобусе. Красный замок возвели в конце XIX века для бравого капитана д’Альбертиса, который на яхте повторил путь Колумба и трижды совершил морскую кругосветку. Внутри выставлены привезенные им из путешествий занятные вещицы. А на лоджии находится статуя его кумира — молодого Колумба, глядящего на море.

Вы не поверите, но мы поднялись еще на один холм — Риги, куда в 1895 году был проведен фуникулер с пятью станциями. Собственно, мне хотелось прокатиться на этом чуде техники, а не полюбоваться очередным видом.

Галеон «Нептун» — копия для фильма «Пираты»
Фото: © Аскар Аукенов

Вновь спустившись, мы направили стопы к галеону «Нептун» — копии испанского судна XVII века, построенной для фильма «Пираты» Романа Поланского. Чувствуя усталый взгляд жены, я собирался лишь осмотреть корабль снаружи. Но она сказала: «Давай, давай, пойдем внутрь, вы, мужчины, как дети». Святая женщина.

Облазив «Нептун» и представив, что потопил из пушек все лодки на пирсе, я заверил супругу, что остались всего две достопримечательности — и обе по пути «домой». Это был красивый палаццо Сан-Джорджо, который какое-то время поработал… тюрьмой и где даже томился другой знаменитый мореплаватель Марко Поло. А также прекрасный Кафедральный собор Сан-Лоренцо в необычную серо-белую полоску. Читал, что в его сокровищнице хранятся поразительные реликвии: блюдо, на котором Саломее принесли голову Иоанна Крестителя, шип из Тернового венца и прядь волос Девы Марии. Увидеть их, однако, не удалось — было уже поздновато.

А вечером на ужине в ресторане случилось чудо — нам в хлебной корзине помимо прочего принесли самые настоящие баурсаки! Не знаю, где они научились их делать, возможно, повар ездил в Казахстан, и ему понравилось. Но мы были в приятном удивлении.

Городок Камольи в 40 минутах езды на поезде к востоку от Генуи
Фото: © Аскар Аукенов

В последний день в Генуе мы решили съездить в популярный среди туристов городок Камольи в 40 минутах на поезде к востоку. Само собой, это бывшая рыбацкая деревня, но не только — когда-то это был центр судостроения и славился парусниками на всю Европу. Король Витторио Эммануэл II даже пожаловал этому поселению статус города, хотя и сейчас в нем постоянно проживает менее 6 тыс. человек. Сегодня это живописный курорт Лигурийской ривьеры в заливе Парадизо. Разноцветные дома, смотрящие на набережную, зеленые холмы за ними, изогнутая подковой линия пляжей, церковь Санта-Марии-Ассунта XII века и крепость рядом с ней — все это придает местному пейзажу особое очарование. Хочется встать с мольбертом и начать писать эту красоту. Впрочем, как везде в Италии.