Кому принадлежит OLX
Мало кто в Казахстане знает о владельцах этой компании. А стоит

Тысячи казахстанцев каждый день что-то продают или покупают на OLX. Это одна из самых популярных онлайн-площадок объявлений в стране. И владеет этой площадкой компания из Южной Африки Naspers. Это — медиахолдинг, который когда-то начал активно инвестировать в интернет-компании. По успешности инвестиций их сравнивают с Softbank Масайоши Сана.
В 2001 году Naspers купила 46,4% акций китайской компании Tencent (мессенджер WeChat, QQ) всего за $32 млн! Сейчас доля южноафриканцев в Tencent составляет 25% при капитализации компании $442 млрд, в то время как капитализация самого Naspers — всего $37 млрд. Это сильно напоминает Yahoo с его долей в Alibaba — но там в итоге сложилось так, что Yahoo фактически как бизнес стал нулевым и вся его стоимость — это была доля в Alibaba. С Naspers все совсем не так.
Naspers — это один из крупнейших в Африке медиахолдингов, владеющий активами от спутникого ТВ-оператора до газет. В 1997 году СЕО Naspers стал Коос Беккер, который начал трансформировать компанию и, в частности, инвестировать в интернет. Он отлично понимал, как диджитал-направление повлияет на традиционный медиабизнес — печатные издания и телевидение — и хотел диверсифицировать источники будущих доходов.
На постсоветском пространстве Naspers громко заявил о себе покупкой 30% в Mail.ru за сумасшедшие по тем временам $165 млн в 2007 году. Это была первая инвестиция в Рунет такого масштаба.
Naspers присутствует и на казахстанском рынке, причем давно. Сначала в виде сайта allegro.kz, а сейчас — через olx.kz и satu.kz. Naspers купил во многих странах ведущие онлайн-классифайдсы и вывел их под один бренд — OLX. Сегодня это одна из крупнейших ecommerce-компаний в мире, работающая в более чем 40 странах. А Allegro (европейский аналог eBay, работал в нескольких странах, ключевой рынок — Польша) был продан за $3,2 млрд.
В 2012 году Naspers вложила в ведущего арабского онлайн-ретейлера Souq.com $40 млн, а в 2014 году — еще $75 млн, доведя свою долю в нем до 36%. В 2021 Amazon купил Souq.com за $1 млрд.
В Naspers отлично разбираются, кому давать денег. Например, в Индии они инвестировали в RedBus и MakeMyTrip, одни из самых перспективных стартапов на этом огромном рынке. А еще были инвестиции в Flipkart, Myntra, Ibibo и др. В Европе они купили крупнейшего игрока по доставке еды — Delivery Hero из Германии. В целом портфельные компании Naspers работают на 120 рынках.
Но, конечно же, самая крупная их инвестиция — это Tencent. В 2001 году китайский гигант был убыточной интернет-компанией и остро нуждался в инвестициях, найти которые было довольно сложно, учитывая крах доткомов. Председатель Naspers Коос Беккер понимал всю перспективность огромного китайского рынка и даже сделал несколько неудачных инвестиций в китайские ТВ-проекты. Он даже мандаринский выучил.
Когда Беккер рассматривал инвестиции в Tencent, этому стартапу с его основным активом — instant messenging service QQ (китайский аналог ICQ) — было всего три года и имел он полтора миллиона пользователей. Интересно, что Naspers приглядывался и к Baidu с Alibaba, и к другим китайским стартапам, позже ставшими интернет-гигантами. Важно и то, что Беккер в случае с Tencent отошел от своего классического подхода — засылать команду своих менеджеров: они не вмешивались в деятельность китайского актива.
Сейчас доля Naspers в Tencent больше доли Пони Ма, основателя китайской компании, ставшей одной из крупнейших в мире онлайн-корпорацией, чье влияние и капитализация только растет — стоимость ее доходила до $900 млрд. Основной актив — это мессенджер WeChat, модель которого пытается копировать даже Facebook и многие другие. А Naspers своими медиаресурсами помогает WeChat закрепиться в 48 странах Африки.
Ну и заслуженно (когда Беккер стал СЕО, капитализация Naspers была всего $600 млн, а когда он уходил с этой позиции, цифра была на уровне $45 млрд) теперь уже неисполнительный председатель южноафриканского холдинга Коос Беккер стал миллиардером.