Когда уходить в mobile: расчет эффективности для интернет-магазинов
Основная причина этого - высокая скорость мобильного интернета, благодаря 3G и 4G. Для сравнения: на Украине, где 3G начала работать буквально на днях, лишь 29% от общего количества интернет-пользователей используют мобильные гаджеты.
Игнорировать эти данные нельзя, однако бросаться инвестировать деньги в разработку мобильных приложений и мобильных версий сайтов без должной оценки последствий тоже неразумно. В каких же случаях мобильные приложения и мобильные версии сайтов действительно необходимы?
Прежде всего давайте определимся с тем, как пользователи используют мобильный интернет. По данным издания AND.kz, примерно 70% всех пользователей мобильных приложений используют платформу Android, 27% — iOS. Остальные - пользователи Windows Phone и прочих мобильных операционных систем, чаще всего устаревших типа Symbian или Bada.
Также важно определить, для каких целей пользователи используют мобильный интернет. В связи с дефицитом аналитики казахского рынка воспользуемся иcследованием Mail.ru Group для России, которое позволит в целом понять общую тенденцию.
Использование интернета пользователями смартфонов в России. Источник: Mail.ru Group.
Первое, что бросается в глаза, – в топ-10 целей использования мобильного интернета для владельцев смартфонов не входят онлайн-покупки.
Если мы проанализируем данные двух крупных казахстанских интернет-магазинов - только подтвердим эту гипотезу.
Как видим, для обоих интернет-магазинов показатели коэффициента конверсии (Ecommerce Conversion Rate) для мобильных телефонов на 90% меньше, чем для сайтов в среднем.
В зарубежных интернет-магазинах история повторяется. Вот пример одного из достаточно крупных интернет-магазинов США, лидера своего рынка:
Снова видим резкое проседание конверсии для пользователей мобильных телефонов, несмотря на прекрасную мобильную версию у этого сайта.
Что же делать интернет-магазинам с мобильными пользователями?
Возможных решений может быть три: сделать мобильное приложение, сделать мобильную версию сайта или оставить всё как есть и не делать ничего.
Предположим, сейчас интернет-магазин посещают 1,2 млн посетителей в год (~25%, или 300 тыс. из них будут пользователями смартфонов), средний чек - $300, а конверсия сайта для пользователей мобильных телефонов составляет 0,2%, а в среднем по сайту – 0,8%.
Исходя из приведенного анализа, можем предположить, что после внедрения мобильного варианта сайта удастся улучшить ситуацию по конверсии до 0,4% (это примерно половина конверсии основной версии).
Стоимость создания мобильной версии сайта составляет $7 тыс., мобильного приложения под iPhone и Android - $15 тыс.
Стоимость поддержки мобильной версии сайта - $2 тыс. в месяц, мобильных приложений - $3 тыс. в месяц суммарно.
Для мобильного приложения мы предлагаем использовать всплывающее окно с призывом к инсталляции приложения (по примеру Skyscanner.com) и при текущем трафике 25 тыс. мобильных посетителей в месяц рассчитываем примерно на 40% загрузок, то есть на +10 тыс. инсталляций ежемесячно.
Безусловным плюсом использования мобильного приложения является накопление собственной аудитории. За неё не придется больше платить поисковым системам в контексте или беспокоиться об очередном изменении алгоритмов и снижении бесплатного поискового трафика.
В результате имеет смысл свести всю информацию в таблицу:
*прогноз конверсии для мобильного приложения выше.
** аудитория накапливается в течение всего года, по 10 тыс. инсталляций в месяц.
Как видим, в первый год вложение ни в мобильную версию, ни в мобильное приложение не окупится при текущем объеме трафика. Срок окупаемости мобильного приложения будет достаточно долгим, что вызвано необходимостью накопить существенную аудиторию, а также высокой стоимостью создания и поддержки для двух платформ (Android и iOS). Рассчитать окупаемость приложения только под Android или iOS можно, добавив коэффициенты популярности той или иной платформы в таблицу выше.
Мобильная версия интернет-магазина, судя по расчетам, начнет окупаться со второго года, когда перестанут учитываться расходы на ее создание.
На наш взгляд, именно таким образом нужно принимать решения о целесообразности внедрения мобильных версий сайта или приложений под ту или иную платформу для интернет-магазинов, не пытаясь угнаться за переменчивой модой. Даже для больших проектов такие вложения окупаются не сразу, поэтому - чем скромнее ваш интернет-магазин, тем меньше вероятность, что вложения в мобильную аудиторию окупятся в разумный срок.