Канадская компания Laramide отказалась от разведки урана в Казахстане
Компания вышла из уранового проекта на юге Казахстана с очень жесткой риторикой
Канадская компания Laramide вышла из проекта по разведке урана в бассейне Чу-Сарысу. Причиной стало недавнее ужесточение регулирования в отрасли, сообщил Telegram-канал «Нацбанка» со ссылкой на Laramide.
«Laramide немедленно расторгает соглашение с Aral Resources по проекту в Чу-Сарысуйском бассейне. Оно предоставляло доступ к разведке на территории более 5,5 тыс. квадратных километров. Эти участки граничат с крупнейшими действующими рудниками «Казатомпрома», — говорится в сообщении Laramide.
Инвестор финансировал программу разведки еще с конца 2024 года, заключив трехлетнее опционное соглашение с Aral Resources. К осени 2025-го планировали начать бурение 15 тыс. метров и уже готовили технику.
В компании пояснили, что причиной ухода стали изменения в Кодексе о недрах, принятые в конце 2025 года. По новым правилам, доля «Казатомпрома» в новых урановых проектах вырастет с 50% до 75%, а при продлении старых контрактов — до 90%.
Помимо этого, Laramide пожаловалась на рост налогов и бюрократию. По данным компании, из-за задержек с разрешениями в министерстве промышленности план работ на прошлый год был сорван.
«Казахстан забил эффектный гол в свои ворота. Похоже, они решили гарантировать себе право собственности на любые новые месторождения еще до того, как их вообще найдут», — заявил CEO Laramide Марк Хендерсон.
В Laramide заявили, что в Казахстане больше нет экономического смысла для иностранных инвестиций в уран, так как в стране фактически прошла национализация отрасли.
«Мы разочарованы, так как наши акционеры лишились доступа к перспективному региону. С другой стороны, эта возможность теперь закрыта и для всех остальных коммерческих компаний. Отрасль сталкивается с дефицитом предложения, и такие геополитические события лишь подтверждают, что цены на уран должны расти, чтобы стимулировать восполнение мировых запасов», — добавил Хендерсон.
Он скептически оценил шансы нацкомпании справиться с разведкой самостоятельно. По его словам, ресурсная база «Казатомпрома» скоро начнет быстро сокращаться и может полностью истощиться к 2057 году.
Laramide занимается разработкой и разведкой урановых рудников в США и Австралии. Самая крупная доля в 19,64% принадлежит австралийской урановой компании Boss Energy. Еще 6,82% акций — у Марка Хендерсона. Остальные бумаги находятся в свободном обращении у розничных инвесторов, а также институциональных фондов.
Ранее сообщалось, что цены на акции нацкомпании «Казатомпром» выросли с начала года и по 20 января на 28%. Тогда же фьючерсы на уран достигли $85,25 за фунт. Это максимальное значение за последние 17 месяцев.
Капитализация «Казатомпрома» в сентябре 2025 года составила более $14 млрд. За первые девять месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го чистая прибыль «Казатомпрома» сократилась почти на треть, до 533,8 млрд тенге.
В 2025 году глава «Казатомпрома» Меиржан Юсупов рассказывал президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, что через четыре года на мировом рынке может сформироваться структурный дефицит урана.