Как Дина Буркитбаева создала в США фонд, инвестирующий в ментальную медицину

Отрасль с огромными перспективами...
Дина Буркитбаева родилась в Алматы в семье Серика Буркитбаева, а в 14 лет уехала учиться в США, и старшие школьные классы она закончила там. Получила высшее образование в Корнельском университете по двум специальностям: «инженер-градостроитель» и «экономист». Работала аналитиком в JPMorgan в Лондоне, потом перешла в McKinsey&Company в Москве. Получив степень MBA в Гарварде, открыла свою компанию в сфере SaaS (software as a service – программное обеспечение как услуга) для малых и средних бизнесов. Но позже оставила этот проект, полностью погрузившись в сферу ментального здоровья.

Как девушка из Уральска руководит популярным рестораном в Майами
Несмотря на полное отсутствие поддержки, казахстанка получает второе образо... →
- Когда я работала в McKinsey&Company, то сталкивалась с несколькими проектами, связанными со здравоохранением. И уже тогда у меня начало складываться понимание работы в этой отрасли. И позже, когда я переехала в Сан-Франциско, стала задумываться над тем, что нужно работать в той сфере, в которой есть острая необходимость, а значит – большие перспективы. Ментальное здоровье – это одна из тех проблем, о которых не слишком много говорят, но здесь действительно есть где развернуться. Я стала углубляться в эту тематику, стала изучать много научной литературы, разговаривать со специалистами, учеными и инвесторами. Это продолжалось на протяжении нескольких лет, и у меня выстроилась картина того, что нужно для того, чтобы индустрия ментальной медицины продвинулась вперед. В итоге я стала одним из первых инвесторов в сфере альтернативной ментальной медицины. Это сейчас данное направление стало солидной отраслью, с оборотом инвестиций в размере $2 млрд, сотней стартапов и десятком компаний-единорогов. А когда я начинала, это было буквально три-четыре года назад, на рынке было всего 3-4 компании-стартапа, - рассказывает собеседница.
…и с большой востребованностью
Дина отмечает, что во всем мире статистика по ментальным психологическим заболеваниям (депрессия, тревожность, посттравматическое расстройство и так далее) с каждым годом ухудшается. В США с момента начала пандемии с подобными проблемами сталкивается каждый третий человек в возрасте от 15 лет. До Сovid-19 проблемы с ментальными нарушениями в Штатах имел каждый пятый житель.

Как казахстанка создала бренд детских аксессуаров и продаёт их в Европе
Жанара Алибекова активно развивает марку Tommy Lise для новорожденных, кото... →
- Проблема ментальных заболеваний в США, например депрессии, гораздо шире, чем кажется. Здесь самыми распространенными препаратами для людей в возрасте до 65 лет, которые выписывают американские доктора, являются антидепрессанты. И те методы лечения и лекарства, которые сегодня предлагают врачи, часто не дают нужного эффекта. Основная часть препаратов воздействует на серотониновые и дофаминовые рецепторы, но для трети потребителей они не работают. Плюс есть различные побочные эффекты, например, в виде привыкания. Фактически пациенты остаются один на один со своими проблемами, - добавляет собеседница.
По словам Дины Буркитбаевой, большинство методик лечения, как и сами препараты были разработаны еще в 50-60 годы. Наследниками тех исследований можно считать прозак и золофт (и их последующие модификации) - популярные лекарства для борьбы с депрессией и тревожностью.
- В последние 30-40 лет по сути не было серьезных инноваций по созданию новых препаратов и веществ, по-настоящему не изучались те участки мозга и нейрорецепторы, на которые бы воздействовали новые вещества. Поэтому сегодня люди принимают те лекарства, которые фактически были изобретены 40 лет назад, хотя вся остальная медицина за это время шагнула вперед очень далеко. Мы все еще очень мало понимаем, что происходит с нашим мозгом, с его деятельностью. Это очень сложный орган, и он по-прежнему малоизучен. Теперь же, с развитием технологий и пониманием того, что прежними методами с ментальными заболеваниями очень трудно бороться, появляется все больше проектов и стартапов, которые начинают быстрыми темпами наверстывать упущенное время, развивая эту сферу медицины, - говорит инвестор.
Фонд на $25 млн
В конце 2021 года Дина Буркитбаева вместе со своими партнерами Грегом Кубиным и Матиасом Серебринским создали инвестиционный фонд PsyMed Ventures с капитализацией $25 млн. PsyMed Ventures к настоящему моменту уже привлекла в свой фонд ряд проектов, инвестировав в них, и часть компаний из их портфолио уже успешно выведены на IPO. Некоторые из этих стартапов выросли в несколько раз.

Казахстанский стартап закрывает бизнес в России и нацеливается на США
Основатель проекта 1Fit Мурат Алиханов рассказал Forbes.kz о том, как сейча... →
- До того как создать фонд PsyMed Ventures, мы с партнерами работали в инвестиционном синдикате, который занимался чем-то схожим. Но отличие синдиката от фонда заключалось в том, что мы не могли предоставить деньги интересующим наc стартапам сразу же. Сперва мы составляли подробный отчет о проекте и только потом шли к инвесторам, которые сотрудничают с нами. Их более 700 человек. Мы предлагали проекты, и они уже решали, стоит ли вкладываться. В рамках этого сотрудничества мы привлекли инвестиции в 16 проектов на сумму свыше $20 млн, - рассказывает Дина Буркитбаева. – И в конце 2021 года мы решили создать собственный инвестиционный фонд с капитализацией $25 млн, чтобы напрямую работать с перспективными стартапами, которые разрабатывают новые препараты и способы лечения ментальных заболеваний. Конечно, $25 млн - небольшая сумма, но для первого фонда, тем более в такой узкой инновационной отрасли, этого пока достаточно. Сегодня у нас практически сформировался пул инвесторов, включая создателей и СЕО топ-компаний в Кремниевой долине, криптомиллиардеров, а также ведущих исследователей в нашей сфере, психиатров и научных центров со всего мира, но мы готовы сотрудничать и с новыми потенциальными инвесторами. К слову, у нас есть и несколько человек из Казахстана, которые доверились нам, - продолжила предпринимательница.
На пороге прорыва
Сегодня фонд PsyMed Ventures работает по четырем основным направлениям. Первое и главное – это разработка новых лекарственных препаратов для ментальных заболеваний.

Мясо для королей: как казахстанская продукция получила признание за рубежом
Переход на халяль помог компании «Первомайские деликатесы» занять свою нишу... →
- В сфере фармакологии мы уже сделали ряд инвестиций. Среди них есть очень интересные проекты, в том числе те, которые создают новые лекарственные формулы. Один из наших стартапов создан главным психиатром в госпитале при Йельском университете. Это один из самых авторитетных специалистов в нашей области. Его команда работает над тем, чтобы как можно больше снизить влияние веществ, вызывающих привыкание. Также они работают над тем, чтобы длительность действия препаратов, то есть антидепрессантный эффект, был дольше, - уточнила Дина.
Второе направление – это изучение и разработка новых нейротехнологий, нейростимуляции мозга, создание медицинского оборудования, с помощью которого можно изучать мозг человека. Мы стремимся помочь людям научиться расслабляться, чувствовать себя спокойнее и счастливее, не прибегая к лекарствам, алкоголю, наркотикам и сигаретам.
- Как показывают последние клинические испытания, не всегда стоит лечить пациентов строго фармакологическими препаратами. Именно в этом направлении мы ожидаем большого прорыва. Мы уверены, что скоро можно будет более успешно бороться с такими заболеваниями, как болезнь Паркинсона или Альцгеймера, которые напрямую влияют на активность мозга. В этом направлении работают несколько крупных компаний, например компания Илона Маска Neurolink, - отметила Дина Буркитбаева.
Третья вертикаль – проекты, которые занимаются исследованием и разработкой лечения точечных психиатрических заболеваний (presicion psychiatry).

Как казахстанка в 33 года стала партнёром в Big 4
Партнер ЕY в Европе рассказала о том, как построить головокружительную карь... →
- Пациенту не просто выписывают препарат от депрессии, врач выясняет точную причину возникновения этого заболевания и устанавливает, чем конкретно болеет человек, потому что ментальных заболеваний, их разновидностей на самом деле множество. Кроме того, ментальные заболевания могут быть вызваны не только стрессами и волнениями, но и падением гормонального фона, режима, могут передаваться через гены. Последние исследования показывают, что как минимум 20% психологических проблем возникают как раз из-за генетической предрасположенности. Если у кого-то из членов семьи была или есть депрессия, то вероятность того, что у кого-то из кровных родственников она возникнет – выше. Здесь мы работаем уже над методикой терапии, - перечислила собеседница.
Наконец, четвертым направлением PsyMed Ventures являются разработки в сфере цифровых и IT-технологий, VR- AR-технологий, способных также помогать в лечении ментальных заболеваний. Здесь уже работают команды IT-специалистов и специалистов в области медицины.
- Долгое время проблемы ментального здоровья если и не отодвигались на второй план, то как минимум находились не в приоритете у научно-медицинского сообщества. Сегодня мы видим, что интерес к этой сфере очень быстро растет. В нашем фонде уже есть очень интересные кейсы, которые показывают хорошие результаты. Думаю, что серии клинических испытаний и научных исследований это продемонстрируют. Я уверена, что мы стоим на пороге большого прорыва, - заключила Дина Буркитбаева.