Как научиться делать бизнес, читая инструкции в интернете
Проект Арманжана Байтасова «Сделано в Казахстане» продолжает рассказывать о бизнесменах, успешно развивающих свое дело. Сегодня наш герой - жезказганец Жанибек Сарсембаев, который переехал в столицу в 2010. Имея два высших образования, одно из которых зарубежное, он занимался информационными технологиями в сфере недропользования.
В октябре 2015 он изготовил себе кожаный ремень, сидя в прихожей размером 6 кв. м. А сейчас у Жанибека есть свой цех и три торговые точки в Астане. Кожаные ремни изготавливаются под брендом ZAF – это инициалы дочерей и супруги: Зере, Ажар, Фатимы. Два ремня от ZAF есть у акима Астаны Асета Исекешева, подаренные ему производителями.
- Изначально, когда задумался о своем деле, я хотел открыть пиццерию. Тогда были идеальные условия для общепита – действовал мораторий на проверки СЭС. Но родители с коммунистическим прошлым были против. Подумав еще, я пришел к выводу, что лучший вариант — заняться производством, – рассказал Жанибек.
По словам молодого предпринимателя, выбор пал на производство ремней ввиду простоты работы.
- Меня папа всю жизнь учил: делай из того, что есть под рукой. У меня был канцелярский нож, я купил кожу в обувном магазине и сделал ремень. Потом опубликовал фото в Instagram. Всем понравилось. Первым заказчиком стал сосед. Я продал ему ремень за 4 тыс. тенге, – поделился воспоминаниями мастер-самоучка.
По образованию Жанибек инженер, ремни изготавливать учился самостоятельно, изучая литературу, опубликованную в интернете. Очень скоро ему посыпались заказы от друзей и родственников. Сработало «сарафанное радио» и реалити-шоу, которое он устроил в Instagram, публикуя каждый этап в производстве ремней.
Первые вложения в дело начинающего бизнесмена составили около 40 тыс. тенге, на которые он купил необходимые инструменты и сырьё. С продажи заработал в два раза больше. Через некоторое время Жанибек открыл мастерскую в арендованном подвале соседнего дома.
Затем друг предпринимателя, которому он также изготовил ремень, предложил стать партнёром по бизнесу и дал около $28 тыс. инвестиций. Эти деньги пошли на обустройство цеха и приобретение станков из России и Китая. Запустили интернет-магазин. Цех молодые предприниматели открыли в июне 2016. На сегодняшний день там трудятся четыре мастера, которых Жанибек обучил сам. В ноябре, по словам Жанибека, вырученных средств хватало уже не только на заработную плату, но и на покупку сырья. Кожу, кстати, покупают в России.
- У нас сдирают кожу, чтобы съесть мясо, о качестве материала не думают. Обидно, что в Казахстане нет предложений качественной кожи, да и спроса на нее нет. Думаю, скоро ситуация должна измениться, – сказал Жанибек.
Раньше мастеру для изготовления одного ремня требовалось три дня. Сейчас цех может производить до 100 ремней в день.
Спустя год после запуска цеха, предприниматели открыли первую торговую точку в ТЦ «Жаннур», затем еще две в разных торговых домах. Сейчас у бренда ZAF 18 моделей кожаных ремней.
- Львиная доля продаж приходилась на интернет. Но мы решили открыть точки для обратной связи от покупателей. Исследуем запросы – какая модель больше всего пользуется популярностью, – поделился Жанибек. – Ассортимент мы не расширяем – не хочется распаляться. Держу курс на ремни. Тем более звучит классно – в Астане делают ремни. Еще мы не распыляемся в точках присутствия. Пока только на Астану нацелены, хотим добиться узнаваемости.
За день в точках продаж покупают около 15 ремней. Самая дешевая модель – женский ремень шириной в сантиметр - стоит 1 500 тенге. Самый дорогой премиум-ремень продается за 15 тыс. тенге.
Предприниматели планируют взять кредит в рамках программы поддержки бизнеса для расширения линейки моделей до премиум-класса, чтобы производить ремень с золотыми и серебряными пряжками.
У бизнесмена большие планы на свой бренд. Он даже намерен продавать ремни по франшизе. По словам Жанибека, к нему уже поступили предложения из Алматы, Актобе, Уральска и Шымкента.