Как девальвация тенге повлияла на продажи в интернете
Больше товаров - меньше услуг
Объём продаж Казахстанского торгового центра в интернете Satu.kz в сентябре-октябре 2015 увеличился на 30% в сравнении с июлем-августом 2015 и составил за эти 2 месяца более 1 млрд тенге. в этот срок резко подорожали материалы для строительства и ремонта, а также техника и электроника. Это вполне закономерно, поскольку именно в этих категориях представлено значительное количество импортных товаров.
Топ 10 категорий товаров, товарооборот которых увеличился после девальвации
Категория | Товарооборот за июль-август, тг | Товарооборот за сентябрь-октябрь, тг | Прирост |
техника и электроника | 186 725 269 | 236 965 520 | 27% |
оборудование и товары для предоставления услуг | 71 289 012 | 94 205 687 | 32% |
материалы для ремонта | 30 782 989 | 51 753 393 | 68% |
промышленное оборудование и станки | 37 415 491 | 56 646 061 | 51% |
строительство | 31 859 713 | 47 303 017 | 48% |
одежда, обувь, аксессуары | 39 569 778 | 52 860 331 | 34% |
авто-, мото | 45 774 258 | 58 880 279 | 29% |
спорт и отдых | 42 355 308 | 55 414 581 | 31% |
безопасность и защита | 13 733 137 | 26 730 843 | 95% |
красота и здоровье | 40 705 299 | 48 753 600 | 20% |
По данным Satu.kz.
Средний чек на Satu.kz в сентябре-октябре 2015 увеличился на 8% в сравнении с июлем-августом 2015 и составил 23 тыс. тенге. В отдельных категориях товаров и услуг цены выросли резко, что говорит о том, что практически все продавцы не в состоянии сдерживать их.
Топ 10 категорий товаров и услуг по увеличению среднего чека
Категория | Средний чек, июль-август, тг | Средний чек, сентябрь-октябрь, тг | Прирост |
инженерно-строительные услуги | 32 000 | 110 667 | 246% |
украшения и часы | 4 214 | 14 410 | 242% |
тара и упаковка | 10 851 | 28 888 | 166% |
телекоммуникации и связь | 37 120 | 67 873 | 83% |
безопасность и защита | 12 379 | 19 062 | 54% |
строительство | 40 266 | 58 395 | 45% |
неликвидные запасы (стоки) | 1 348 | 1 834 | 36% |
оборудование и товары для предоставления услуг | 15 218 | 20 661 | 36% |
изделия из металла, пластика, резины | 30 807 | 41 137 | 34% |
спорт и отдых | 12 855 | 16 617 | 29% |
По данным Satu.kz.
Одновременное увеличение товарооборота и среднего чека в таких категориях, как «строительство», «порт и отдых», а также «безопасность и защита» говорит о стабильном спросе, на который не повлиял рост цен.
В то же время, аналитики Satu.kz отмечают сокращение товарооборота в секторе услуг. В частности, в сентябре-октябре, просели такие категории: «услуги досуга, отдыха, культуры»; «логистические и складские услуги»; «услуги рекламы маркетинга и PR». Уменьшился товарооборот в некоторых категориях товаров: «антиквариат», «свадебные товары», «военторг». В этих же категориях отмечается и уменьшение среднего чека.
Топ 10 категорий товаров и услуг по сокращению среднего чека
Категория | Средний чек, июль-август, тг | Средний чек, сентябрь-октябрь, тг | Уменьшение среднего чека |
логистические и складские услуги | 250 | 28 | -89% |
ремонт и обслуживание техники и оборудования | 26 000 | 8 523 | -67% |
недвижимость | 80 372 | 32 599 | -59% |
антиквариат и коллекционирование | 9 297 | 4 503 | -52% |
грузовики, автобусы, спецтехника | 42 916 | 22 909 | -47% |
военторг | 7 688 | 4 475 | -42% |
сельхозпродукция, техника и оборудование | 49 292 | 28 833 | -42% |
реклама, маркетинг, PR | 24 259 | 16 000 | -34% |
свадебные товары | 14 251 | 10 312 | -28% |
бытовые услуги | 75 000 | 55 200 | -26% |
По данным Satu.kz.
Проседание именно этих категорий объясняется тем, что в стрессовой ситуации потребители предпочитают покупать лишь самое необходимое, отказываясь от статусных вещей, предметов роскоши, а также услуг, без которых они могут временно обходиться.
Кто не выдержал бремя девальвации
Количество активных предпринимателей, которые продают свои товары и услуги на торговой площадке, с начала осени уменьшилось на 7%. По мнению аналитиков Satu.kz, это не критичный отток - с девальвацией не совладали те компании, позиции которых на рынке электронной коммерции Казахстана были шаткими. Компании, которые успели наработать репутацию и постоянных клиентов, пострадали, но остались на плаву.
Подготовлено экспертами Satu.kz на основании данных исследования поведения покупателей.