Как астанчанин Чингисхан Казахстан поставляет электробайки в самую велосипедную страну мира

Когда юноша со звучными именем и фамилией Чингисхан Казахстан учился в выпускном классе английской школы Астаны, его родители, владельцы аграрного бизнеса, надеялись, что сын продолжит семейное дело

Чингисхан Казахстан и Макс Шалоу
Чингисхан Казахстан и Макс Шалоу
Фото: © Евгений Астапов

Но жизнь внесла коррективы в их планы, когда Чингисхан осознал, что идея начать собственное дело привлекает его куда больше, чем перспектива продолжить чье-то, пусть и родительское. Время показало, что 27-летний участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan, сооснователь сервиса шеринга электровелосипедов Bondi, не прогадал.

Идея для людей

В 17 лет Чингисхан поступил в Wageningen University в Нидерландах, но вскоре понял, что агробиология — не та специальность, с которой он хотел бы связать свое будущее. Лабораторные занятия в белом халате за микроскопом показались ему скучными. Куда больше хотелось быстрее начать что-нибудь свое, и казахстанец, оставив предыдущий вуз, поступил на факультет международного бизнеса в HAN University в Арнеме. Университет этот имеет репутацию одного из лучших в Нидерландах в области прикладных наук и предлагает программы бакалавриата и магистратуры для иностранных студентов.

С будущим партнером по бизнесу Максом Шалоу, приехавшим на учебу из Великобритании, Чингисхан познакомился на ознакомительной лекции в первый же день занятий. Молодые люди начали общаться и вскоре поняли, что у них много общего: оба были иностранцами, в той или иной мере столкнувшимися с трудностями адаптации в новой для себя стране, оба — активисты по складу характера, организовывали благотворительные мероприятия, создали студенческую ассоциацию и участвовали в университетских инициативах.

Во время учебы друзья запускали собственные небольшие бизнес-проекты в разных сферах, в частности в интернет-продажах, но по большому счету удовлетворения не чувствовали. Оба полагали, что могут больше, и горели идеей создать не просто бизнес, а проект, который по-настоящему приносил бы пользу людям.

Идею подсказал уклад жизни в Нидерландах, точнее, одна из его особенностей — развитая инфраструктура для двухколесного транспорта. Нидерланды по праву считаются велосипедной державой. В ответ на поисковый запрос о количестве велосипедов в стране Google выдает цифру в 23 млн (2,4 млн из которых — электрические), что соответствует примерно 1,3 велосипеда на каждого жителя, а на каждый квадратный километр площади Нидерландов приходится 680 велосипедов. По всей стране проложена развитая сеть велодорожек, на многих городских дорогах двухколесный транспорт имеет преимущественное право проезда, а на территориях, отведенных под велопарковки, вполне могло бы разместиться здание солидного торгового центра.

Чингисхан Казахстан
Чингисхан Казахстан
Фото: © Евгений Астапов

Уровень проникновения велосипедного транспорта и развития соответствующей инфраструктуры в хорошем смысле слова шокировали Чингисхана и всколыхнули интерес к теме экологичного транспорта. «Приезжая в Казахстан, я пытаюсь передвигаться на велосипеде, но без особого успеха, потому что ездить по большому счету негде. Когда меня спрашивают о том, что первично — желание развивать велосипедный транспорт или создание необходимой инфраструктуры, — я отвечаю, что главное — желание и поддержка со стороны государства. В Нидерландах велосипеды в приоритете, а для автомобилей с ДВС есть ограничения, но так было не всегда — ситуация изменилась, когда заинтересованность в этом появилась на государственном уровне», — говорит Чингисхан.

Друзья сошлись во мнении, что хотели бы вырастить своих будущих детей в спокойной, уютной и экологичной среде, и решили сделать всё от них зависящее, чтобы люди пересаживались с джипов на велосипеды и электромобили. Узнав, что в Нидерландах очень популярна модель шеринга и многие жители делят с соседями велосипеды и автомобили, они решили, что сервис шеринга электровелосипедов обязательно найдет своих почитателей.

За чашкой кофе

«Найдется не так много тех, кто готов выложить за электровелосипед около 3000 евро — это достаточно большая сумма, к тому же всегда приходится считаться с риском того, что велосипед могут украсть. Многие жители Нидерландов вообще ездят на старых велосипедах, а мы хотели предоставить пользователям нашего сервиса возможность ездить на топовых электрических моделях и к тому же взять на себя заботы, связанные с обслуживанием», — поясняет Чингисхан. Так родился стартап Bondi, получивший название в честь Бонди-Бич, одного из самых известных пляжей Австралии, воплощающего представление об отдыхе на морском побережье и беззаботной жизни.

На первых порах основатели стартапа сосредоточились на изучении рынка, искали на LinkedIn руководителей бизнеса, специалистов, которые могли бы поделиться опытом разработки бизнес-плана, маркетинговой и финансовой стратегии. Много полезной информации почерпнули на YouTube из видео по предпринимательству, делали ошибки и учились на них. Тогда же, в первый период работы над проектом, усвоили главный урок: в любом случае что-то пойдет не так, как планировалось изначально, и этого не стоит бояться — нужно быть готовым адаптироваться к неожиданностям.

Чингисхан Казахстан и Макс Шалоу
Чингисхан Казахстан и Макс Шалоу
Фото: © Евгений Астапов

К помощи социальных сетей Чингисхан и Макс прибегли и при поиске инвесторов: просматривали профили в LinkedIn, писали обращения, довольно долго — безрезультатно. Но в конечном счете упорство принесло плоды, и стартап привлек инвестиции в 2 млн евро. Концепция проекта строилась вокруг использования дорогостоящего оборудования, и основатели сервиса отдавали себе отчет, что поиск инвесторов, готовых вложиться в довольно рискованный бизнес, потребует времени. Дополнительные сложности создал карантин, и желающих вложить деньги в стартап, созданный иностранными студентами, не находилось. «В профиле первого человека, который всё же вложил деньги в наш проект, значилось только одно слово — «инвестор». Несколько наших обращений к нему остались без ответа, пока наконец он не предложил встретиться в кофейне. За чашкой кофе мы рассказали о своем бизнесе, он задал несколько вопросов и… выписал чек, вложив в проект даже больше, чем мы на тот момент рассчитывали. Один из друзей также посоветовал написать участникам списка Forbes в Нидерландах. Мы отправили письма и в итоге встретились с некоторыми из них», — вспоминает Чингисхан.

Производство шеринговых велосипедов бизнес-партнеры также решили взять на себя, посчитав, что этот вариант окажется более надежным, чем приобретение готовых устройств у конкретного производителя. Дизайн первых байков разрабатывали самостоятельно. «Жители Нидерландов в массе своей высокие, а велосипеды, произведенные в Китае для поставок на европейский рынок, всё же рассчитаны на людей среднего роста. Нужно учитывать культуру и менталитет страны: местные жители гордятся своими велосипедами, демонстрируют их коллегам и знакомым, так что это не просто средство передвижения, а важная часть уклада жизни. Кроме того, мы понимали, что велосипеды для шеринга должны быть приспособлены, что называется, к выживанию — к суровым погодным условиям, активной эксплуатации, быть крепкими и надежными и к тому же иметь сертификат для эксплуатации в Европе», — объясняет Чингисхан. Производителей искали в Азии. Основатели сервиса сами выезжали на предприятия в Китае и Таиланде, тестировали образцы продукции. В прошлом году объем производства составил 1000 единиц, в планах на этот год — выпустить 3000.

Быть первыми

В июле 2021 года Bondi запустился в Гааге, жители города и туристы благосклонно восприняли новый продукт. Со временем сервис появился еще в семи городах страны и спустя полгода после запуска набрал 100 000 пользователей. С начала работы над продуктом основатели планировали расширить линейку шерингового транспорта за счет электросамокатов, но здесь их подстерегла неприятная неожиданность: оказалось, что в Нидерландах электросамокаты находятся под запретом. По одной из версий, рассказывает Чингисхан, на столь радикальные меры власти страны пошли после того, как в 2018–2019 годах, когда первые электросамокаты появились на дорогах страны, произошла серьезная авария, в которой были жертвы. Расследование выявило, что конструкция электросамоката, который попал в аварию, отличалась от заявленной в документах.

«Мы подумали, что максимум год спустя после запуска нашего стартапа страсти улягутся, а сами электросамокаты и их шеринг будут легализованы, и начали работать над проектированием и производством электросамоката для Bondi. Совсем не ожидали, что на смягчение ограничений уйдут годы. Только в конце 2024 года мы должны получить право стать первым и пока единственным в Нидерландах производителем электросамокатов для продажи компаниям и частным лицам», — рассказывает Чингисхан.

Достижение цели потребовало усилий и финансовых ресурсов. Технические характеристики электросамокатов должны соответствовать жестким требованиям, установленным регулирующими органами страны, предстояло получить множество сертификатов, подтверждающих безопасность устройств. Основатели Bondi самым серьезным образом подошли к выбору производителя — компания из Китая, которой доверили эту миссию, выпускает электросамокаты около 20 лет, сотрудники Bondi контролируют производственный процесс на предприятии.

«По сути, мы просто играли по правилам и в итоге получили действительно очень хорошие устройства. Многие компании пытались пройти такой же путь, но либо обанкротились, либо сдались и отказались от этой идеи. Мы посчитали для себя важным выполнить всё в соответствии со стандартами Нидерландов еще и потому, что скоро на них будут ориентироваться во всех европейских странах. Люди оценили удобство электросамокатов, но регулирование этой сферы отстает, и этот вопрос требует решения», — считает Чингисхан.

Основатели Bondi готовятся представить две модели самокатов: более дорогой и продвинутый вариант рассчитан на так называемых новаторов и early adopters, следящих за новинками и раньше других стремящихся приобрести современные гаджеты. Более компактная и доступная по цене модель адресована массовым пользователям. Электросамокаты выйдут на рынок под собственным брендом Selana.

Примерно год назад основатели Bondi отказались от шеринга применительно к велосипедам, переключившись на их продажи частным лицам и компаниям как более перспективное направление. Сегодня ярко-синие велосипеды Bondi можно встретить на дорогах Испании, Бельгии, Румынии и других стран Европы. Компании, приобретающие велосипеды для последующей сдачи в аренду, берут на себя сервисные услуги — команда Bondi, желая передать дело в хорошие руки, провела соответствующее обучение для покупателей. Модель шеринга, объясняет Чингисхан, требует большого покрытия и оправдывает себя при наличии в парке достаточно большого количества единиц транспорта, от нескольких сотен до тысячи, при этом лицензия выдается на меньшее количество средств передвижения, чем представляется целесообразным с точки зрения бизнес-модели.

«Сейчас в Нидерландах разрешено арендовать мотороллеры, но для того, чтобы управлять ими, нужно иметь права, возить с собой шлем, да и сами по себе они достаточно громоздкие. Надеюсь, через пару лет мы всё же вернемся к шерингу, потому что те же самокаты подходят для этой модели лучше, чем другие виды транспорта. Если будут созданы условия для развития шеринга самокатов, в этой нише будет очень жесткая конкуренция. Но когда мы получим лицензию на продажу электросамокатов, у нас будет примерно год форы, чтобы побыть монополистами на рынке, раскрутить свой бренд, пока остальные пройдут тот же путь, что уже проделали мы, получить все разрешения, которые получили мы», — говорит участник «30 до 30». По большому счету и Bondi, и другие игроки, занимающиеся развитием альтернативного транспорта, делают одно дело — конкурируют с частными автомобилями, которых всё еще много на городских улицах.

На время отказавшись от первоначальной концепции сервиса, Чингисхан и Макс не отступили от изначально поставленной во главу угла миссии — помогать людям. В суперприложении Bondi, на развитии которого сегодня сосредоточилась команда проекта, пользователи могут найти информацию о происходящих в городе событиях, взять в шеринг те же велосипеды у других компаний — партнеров сервиса, одолжить у других пользователей байк или, например, понадобившиеся в быту строительные инструменты на условиях, которые устроят обе стороны.

Наряду с работой в стартапе Чингисхан возглавляет в Нидерландах одно из сообществ предпринимателей и инвесторов, объединяющее более 300 человек, а в 2022 году Европарламент включил казахстанца в список молодых людей, продвигающих экологичный образ жизни и принципы зеленого бизнеса. В его планах — вернуться на родину и работать над инициативами, которые пойдут на благо Казахстана. «Фамилия обязывает», — улыбается Чингисхан.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте