Как Трамп создал себе проблемы во внешнеэкономической политике

Глава Белого дома поддерживает Аргентину и пытается оказать давление на Китай. И пока обе инициативы — неудачны 

Фото: © Daniel Torok/Official White House

МАНЧЕСТЕР — Если говорить о внешнеэкономической политике США, то у администрации президента Дональда Трампа сейчас две проблемы. И, следуя уже привычным для этой администрации тенденциям, обе проблемы она создала сама.

В Южной Америке Trump & Co. сильно подставились, предприняв сомнительную попытку стабилизировать аргентинский песо. На эти цели они выделили более $20 млрд. А в Азии они то начинают, то прекращают торговую войну с Китаем, в которой у председателя КНР Си Цзиньпина явное преимущество.

В Аргентине президент Хавьер Милей выполнил обещание зарезать бензопилой дефицит бюджета страны. Но, чтобы активней снижать инфляцию, он повысил курс песо к доллару, а это навредило экспорту, замедлило рост экономики и привело к некомфортно высокому уровню безработицы.

Вопрос в том, продолжит ли это беспокойное общество поддерживать политику Милея бесконечно. История подсказывает, что не будет, хотя прошедшие в октябре парламентские выборы обеспечили временную передышку.

«Временную» — это главное слово. Мнение общества может снова измениться. Если перефразировать моего коллегу из Беркли Мориса Обстфельда, Аргентина — это кладбище неудачных попыток стабилизации с помощью валютного курса. Варианты этой стратегии проваливались неоднократно под грузом функционального паралича в политике.

И поэтому стратегия Милея вызывает сомнения: а сможет ли Аргентина расплатиться с казначейством США? Старшие кредиторы (включая Международный валютный фонд, который пришел в Аргентину раньше) должны в первую очередь получать платежи из ограниченных валютных резервов страны. Деньги, влитые казначейством США в Аргентину, скорее всего, просто утекут обратно в виде выплат хедж-фондам, которые дешево закупились аргентинскими облигациями. Даже если Аргентина каким-то образом вернет деньги США, но правительство проиграет на выборах 2027 года, для министра финансов Скотта Бессента, превратившего поддержку Милея в официальную политику США, это станет позорным провалом.

Если же говорить о Китае, то Трамп считал, будто у него будет преимущество в любых торговых спорах, потому что Америка покупает у Китая больше, чем Китай покупает у нее. А поскольку Америка является более продвинутым разработчиком передовых полупроводников, Трамп думал, что сможет вводить эмбарго на их экспорт, потому что оно будет сильнее всего, чем может в ответ пригрозить Китай.

Реальность, конечно, иная. Китай может просто перенаправлять экспорт товаров и сырья вместо США в другие страны мира, и он начал делать это еще до возвращения Трампа в Белый дом. И он может импортировать передовые полупроводники из третьих стран или же модернизировать модели прошлого года. А вдруг Китай провоцируют увеличением числа китайских компаний в черном списке фирм (US Entity List), которым Америка запрещает доступ к передовым технологиям, тогда он может ввести эмбарго на экспорт редкоземельных металлов, необходимых для производства бытовой электроники, автомобилей и, не в последнюю очередь, военной техники США.

В этом свете уступки Трампа после его недавней встречи с Си Цзиньпином не удивляют. Си дал очередное пустое обещание — покупать больше американских соевых бобов. И он приостановил эмбарго на редкоземельные металлы, но оставил этот дамоклов меч подвешенным. Трамп, со своей стороны, согласился снизить высокие пошлины, приостановить взимание портовых сборов с китайских судов и отложить запланированное расширение черного списка Entity List, которое, собственно, и спровоцировало китайскую угрозу ввести контроль за редкоземельными металлами.

Важно, что эти переговоры задают тенденции на будущее. В следующий раз, когда Трамп пригрозит Китаю пошлинами, портовыми сборами или экспортным контролем, Си пригрозит контролем за экспортом редкоземельных металлов, и Трамп струсит. Монополия Китая на редкоземельные металлы не будет длиться вечно, но она переживет администрацию Трампа.

В случае с Аргентиной, где безоговорочная поддержка в принципе была ошибкой, администрация Трампа должна потребовать от правительства Милея (в качестве условия продолжения поддержки США) провести девальвацию песо, избавив его от завышенного курса, а затем сделать плавающий курс этой валюты более свободным. Аргентинские производители смогут больше экспортировать, помогая стабилизировать рост экономики и занятость, а также обеспечив властям возможность расплатиться по долгам.

Да, инфляция будет снижаться немного медленнее, чем планировалось ранее, поскольку цены на импорт начнут расти быстрее. Но дезинфляция станет политически устойчивей, потому что приведет к меньшим социальным потрясениям и безработице. Снизится вероятность, что в 2027 году общество отвергнет эту политики — и Милея.

Но Милей не подает никаких признаков просветления. Напротив, он удваивает ставку на рискованную монетарную стратегию. Бессент, знающий толк в валютных кризисах, мог бы принудить Милея, но он не демонстрирует никакого желания делать это.

Было бы лучше, если власти США, будучи мудрее, вообще не создавали бы такого рода международных финансово-экономических проблем. Но не стоит на это надеяться.