Как Qazaq Republic создал собственную нишу на казахстанском fashion-рынке
Эволюция бренда — от сувениров для туристов до базовой одежды на каждый день
История Qazaq Republic началась с простой идеи концепта логотипа города Алматы, которой Сакен Жолдас поделился в Facebook. Данный принт сразу нашел положительные отклики среди пользователей. Люди стали писать, что купили бы футболку с таким изображением. Именно это и стало точкой старта бренда Qazaq Republic.
Помимо Сакена (автора идеи), у истоков компании стояли Акмарал Джолдасова и Ермек Казым. Сакен, к примеру, отвечает за креатив: продукт, дизайн, маркетинг — все, что делает бренд узнаваемым. Акмарал строит команду и корпоративную культуру. Ермек, в свою очередь, ведет финансы, логистику, розницу.
«Мы вместе с первого дня. Это семейный бизнес, хотя мы редко делаем на этом акцент. Для нас важно строить зрелую компанию, в основе которой заложены семейные ценности», — говорит Ермек Казым.
В самом начале пути Qazaq Republic поддержали Duty Free Almaty и сеть магазинов «Меломан/Marwin», где бренд открыл pop-up, а в 2019 году и свой флагманский стор, который функционирует по сей день. Однако Qazaq Republic успел там проработать всего несколько месяцев до начала пандемии. Но именно в этот непростой период родилась идея, которая сделала бренд еще ближе к людям: маски с надписью «Bari jaqsy bolady», как маленькая поддержка для каждого, кто был заперт дома. Эти маски не продавались — их дарили к заказам. Этот благородный, маленький жест привел к росту продаж, и вскоре бренд стал ассоциироваться с теплом и заботой о своих покупателях.
С первых дней цель Qazaq Republic — показать Казахстан современным, стильным, свободным. Поэтому на одежде — казахские фразы в латинице, игра слов, двойные смыслы. Qazaq в древнетюркском означало «свободный», и принт Born Qazaq/Born Free стал отражением этой свободы. Слово SEN объединяет сразу два смысла: «верь» и «ты», превращаясь в теплое послание «верь в себя». Это словно напоминания, которые хочется носить.
Основатели компании всегда понимали, что проект должен становиться больше, глубже, современнее. Сегодня Qazaq Republic движется к категории basic — одежде, которую надеваешь каждый день, без громких логотипов, но с характером. В мире, где национальные элементы часто выражают через орнаменты, QR нашел свое решение: минимализм, аккуратные смыслы, легкая, современная подача. И теперь все чаще на худи и футболках можно увидеть лаконичный символ QR — знак того, что бренд шаг за шагом становится глобальным, сохраняя при этом свое казахстанское сердце.
QR: одежда с душой
Продукция Qazaq Republic начиналась с простых вещей: футболок, свитшотов и кружек. Каждый предмет был пропитан идеей создавать одежду и предметы, которые дарят радость, уют и чувство принадлежности. Со временем линейка росла: появились низы, рубашки, базовые вещи, а затем и детская коллекция.
«Покупатели хотели family look, — делится Ермек Казым. — Мы создали QR kids, чтобы семьи могли быть едиными не только душой, но и стилем. Functional clothing for everyday — так мы формулируем свою философию».
Сегодня бренд идет к универсальной одежде для каждого дня: для офиса, учебы, прогулок, встреч с друзьями. Minimal, calm, smart casual — вещи, созданные для жизни без лишнего шума, но с максимальным комфортом и стилем.
Поначалу команда пыталась производить все в Казахстане, но столкнулась с непростой задачей: найти партнеров, которые предложат хорошее качество и стабильные сроки. QR выбрал путь мировых брендов: дизайн — in-house, производство — на одних из самых лучших фабриках Турции и Китая, где отшивается продукция таких брендов как Adidas и Nike.
«Тот же хлопок, те же станки. К сожалению, до сих пор живет стереотип, что иностранное — лучше. Поэтому, нам нужно делать гораздо больше усилий, чтобы конкурировать с мировыми брендами», — отмечает Ермек Казым.
Сегодня у Qazaq Republic 12 сторов в восьми городах. По итогам первого полугодия 2025 года, онлайн занимает порядка 10%. Цель — 20% до конца 2026 года, при этом офлайн останется ключевым каналом: людям важно почувствовать ткань, примерить и увидеть оттенок.
Стоит отметить, бренд рос органически без привлечения инвестиций извне. Все доходы годами вкладывались обратно — в сторы, команду, качество и ассортимент. По словам Ермека Казым, один стор окупается за 2–4 года при вложенных инвестициях в размере $150–$500 тысяч. В бизнесе есть свои вызовы: колебания валюты, сезонность, логистика. При этом команда старается не перекладывать рост себестоимости на людей. Где-то оптимизирует процессы, где-то снижает прибыль, сохраняя качество продукта.
В настоящее время в Qazaq Republic работает около 230 человек, в основном молодые люди в возрасте 25-26 лет. Многие из них пришли студентами и выросли вместе с брендом: сейчас занимают руководящие позиции внутри компании.
Задаем тренд
QR делает корпоративные заказы для таких крупных компаний как Яндекс, Toyota, Samsung, Visa, ХК «Барыс» и других. Каждая коллаборация отбирается тщательно: только те партнеры, с которыми есть общие ценности и аудитория. QR является одним из брендов, который доказал, что локальное может быть интересным и массовым.
«Популярность бренда достигла того уровня, что нас начали копировать. Периодически появлялись подделки футболок, свитшотов даже на барахолке, значит, мы что-то сделали правильно», — улыбается Ермек.
По его словам, появление новых локальных игроков помогает формировать предпринимательскую культуру: люди учатся понимать себестоимость, производство, налоги. Это создает здоровую и сильную бизнес-среду внутри страны.
QR рассматривает выход и на зарубежные рынки. Южная Корея, США — одна из амбициозных целей, к которой команда QR идет осторожно.
«Главное — не потерять свой рынок и аудиторию. Мы хотим развиваться, при этом сохранять баланс», — уверен Ермек Казым.
При этом в Казахстане бренд продолжит органический рост — несколько сторов в крупных ТРЦ, возможно выход в аэропорты.