Как Нурлан Каппаров задал тенденцию на благотворительность

30 марта 2025 года государственному деятелю и бизнесмену Нурлану Каппарову исполнилось бы 55 лет

Фото: Пресс-служба Nurlan Kapparov Foundation

Нурлан Каппаров — первопроходец в инновационных подходах к ведению бизнеса, новатор в области государственного управления, филантроп, чьи идеи и начинания сформировали новый курс в благотворительности Казахстана.

В 2005 году Нурлан Джамбулович основал благотворительный фонд «Жамбыл», названный в честь его отца. Основной целью фонда стала поддержка одаренных детей, детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями. После безвременной кончины Нурлана Каппарова в 2015 году по инициативе его семьи и друзей фонд был переименован в Общественный фонд имени Нурлана Каппарова. Сегодня организация продолжает свою деятельность, сохраняя приверженность изначальным целям.

Сандугаш Ксембаева, сестра Нурлана Каппарова, президент Общественного фонда имени Нурлана Каппарова:

«Наш отец, Джамбул Каппаров, внес большой вклад в развитие своего аула и всего южного региона. С детства мы видели, как он стремился помогать людям, и этот пример навсегда остался с нами. После смерти отца в 2000 году мой брат Нурлан взял на себя заботу о сельской школе в Южно-Казахстанской области, которую когда-то окончил наш отец. В 90-е годы школа и пришкольный интернат были практически разрушены, интернат не функционировал. Тогда Нурлан принял решение полностью восстановить здание, провел капитальную реконструкцию, оснастил здание всем необходимым и построил новую инфраструктуру. В кратчайшие сроки школа-интернат была полностью оборудована: завезли мебель, бытовую технику, компьютеры, учебные материалы и личные принадлежности для учеников. Благодаря этому дети из соседних аулов получили возможность не только учиться, но и жить в школе, избавившись от необходимости ежедневно преодолевать километры пути. Особенно это было важно зимой, когда из-за удаленности и отсутствия школ в соседних аулах многие дети просто не могли посещать занятия.

Однако, несмотря на обновленную инфраструктуру, уровень знаний местных детей оставался низким. Нурлан переживал и говорил: «Одного современного материально-технического оснащения недостаточно. Необходимо фокусироваться на уровне знаний ребят, повышать качество преподавания и искать системное решение».

Тогда Нурлан осознал необходимость создания фонда, с помощью которого он смог бы воплотить это намерение в жизнь. При его личном участии фонд начал привлекать высококвалифицированных педагогов из Алматы и других регионов. Для учителей построили жилые дома, открыли классы с углубленным изучением физики, математики, информатики, химии, английского, русского и казахского языков. Выездные комиссии ездили по сельским школам, отбирая талантливых учеников.

Помощь оказывали и учителям — их поддерживали в повышении квалификации, организации олимпиад, подборе учебных материалов, помогали финансово. Усилия дали плоды: результаты учеников значительно улучшились, и в 2008 году школа получила статус областной специализированной физико-математической школы-интерната. Сегодня школа рассчитана на 400 учеников, она функционирует как полноценный кампус, в котором обучаются дети из всего южного региона, многие из них — из малообеспеченных семей. 100% выпускников поступают в вузы, при этом 98% — по государственным грантам.

За последние 15 лет школа демонстрировала стабильно отличные результаты, подтвержденные также высоким средним баллом ЕНТ.

В 2017 году школа была удостоена звания «Лучшая школа года Южно-Казахстанской области». В 2022 году школа вошла в рейтинг 100 лучших школ Казахстана.

Нурлан мечтал создать возможности именно для детей из аулов, понимая, что в городах у людей больше перспектив. Он целенаправленно стремился дать сельской молодежи доступ к знаниям и развитию.

Также Нурлан помог многим молодым людям получить высшее образование, в том числе и за рубежом. Он всегда умел сопереживать, искренне заботился о людях и совершал добрые дела. Эти ценности мы передаем воспитанникам школы, чтобы они продолжали его миссию и несли добро дальше».

С момента основания школу окончили 846 учеников, а к концу этого учебного года число выпускников достигнет 900. Многие из них добиваются значительных успехов в Казахстане и за его пределами, способствуя развитию образования, медицины, государственной службы и инженерии. Среди выпускников — Нуржан Есиркепов, специалист управления общественного развития Туркестанской областной администрации; Мамбет Теги Сакен, директор Высшей школы информационных технологий Университета «Туран»; Санжар Арынбеков, руководитель проектов программных решений Colvir; Марат Ауелбеков, директор образовательного департамента Республиканского образовательного центра AIplus; Алламурат Тыништык, кардиолог-терапевт.

Галия Орынбаева, отличник образования, работает приглашенным учителем физики со дня основания специализированной физико-математической школы.

«Я работаю в школе с 2007 года. Меня привлекла эта школа, во-первых, тем, что она предназначена для одаренных детей из сельской местности, а во-вторых, своим расположением на склонах священной горы Казыгурт, вдали от городской суеты, — говорит она. — Школа предоставляет возможность обучения детям из малообеспеченных семей, а также создает условия для работы приглашенных учителей. Для меня это шанс служить на родной земле и помогать раскрывать потенциал детей, стремящихся к знаниям».

По словам учителя, результаты работы школы заслуживают особого внимания и подтверждают высокий уровень подготовки учащихся. Ежегодно все выпускники школы поступают в вузы по государственным грантам.

Высокие достижения учеников школы также отражаются в числе золотых медалистов. В 2020 году среди 53 выпускников было 15 медалистов, в 2021 году среди 66 выпускников — 27 медалистов, в 2022 году из 73 выпускников — 29 медалей, в 2023 году — 14, а в 2024 году из 55 выпускников 17 окончили школу с высшим знаком отличия.

«Работа с детьми, стремящимися к знаниям, позволяет полностью раскрывать их потенциал на основе их интересов. Благодаря усилиям школы-интерната и системной и постоянной поддержке Фонда имени Нурлана Каппарова мы продолжаем добиваться высоких результатов и готовить новое поколение успешных профессионалов», — добавляет Галия Байкеновна.

Своими воспоминаниями о школе поделились выпускники разных лет.

Айтолкын Балабекова (2020)

Айтолкын Балабекова родом из села Ошакты Келесского района Туркестанской области. В настоящее время обучается по программе бакалавра делового администрирования (BBA) в Международной бизнес-школе SolBridge, Южная Корея, на полной стипендии.

Айтолкын выросла в маленьком ауле, где возможности для развития были ограничены. Узнав о школе от брата, она решила туда поступить, вдохновленная рассказами о современной инфраструктуре и высоком уровне преподавания. «Я всегда верила, что образование — это ключ к достижению моих целей», — делится Айтолкын.

В школе она проявляла большой интерес к математике, языкам, физике и естественным наукам. Эти предметы не только развивали логику и аналитическое мышление, но и открывали новые горизонты знаний. «Каждый из этих предметов стал для меня окном в мир новых возможностей», — вспоминает Айтолкын.

Один из самых важных уроков, которые она извлекла из учебы в школе, — это понимание силы доверительных отношений. Учителя всегда поддерживали ее, особенно в период подготовки к поступлению в заграничный вуз. «Они дали мне доступ к необходимым ресурсам и время для подготовки, показав, что верят в меня. Это вдохновило меня еще больше», — говорит она. Сегодня Айтолкын продолжает свой путь, стремясь применить полученные знания на практике. Она уверена, что упорство, уважение и благодарность помогают открывать двери к новым возможностям.

Тастан Нурбек
Фото: Пресс-служба Nurlan Kapparov Foundation

Тастан Нурбек (2017)

Тастан Нурбек — уроженец села Енбек района Казыгурт. Имеет статус бакалавра наук Международного университета информационных технологий (IITU) в Алматы и степень магистра наук (MSc) по машинному обучению в Университете искусственного интеллекта имени Мохамеда бин Заида (MBZUAI) в Абу-Даби. MBZUAI — это первое в мире учебное заведение, полностью ориентированное на исследования в области искусственного интеллекта, оно заслуженно занимает высокие позиции в академической среде, входя в число 12 лучших университетов по направлению компьютерных наук по версии CS Rankings. В настоящее время Тастан Нурбек продолжает учебу в этом же университете на докторской программе (PhD) по машинному обучению, в рамках которой он имеет возможность заниматься передовыми исследованиями в одной из самых перспективных областей науки.

Будучи выпускником школы, Тастан прошел хороший академический путь, начав с участия в школьных олимпиадах и продолжая обучение в одном из ведущих университетов мира в области искусственного интеллекта.

«Мой путь начался с рекомендаций моего учителя математики принять участие в олимпиаде Жамбыла Каппарова. Я занял первое место и получил приглашение учиться в этой школе», — вспоминает Тастан.

В школе он активно участвовал в олимпиадах по различным предметам, включая математику, физику, химию, биологию и английский язык, завоевывая награды и медали. В старших классах занял первое место на региональном уровне и третье место на национальном уровне в престижной президентской олимпиаде. «Особенно я любил физику благодаря учительнице Галие Байкеновне, а также математику, где меня вдохновляла Акмарал Рахманбердиевна. Эти учителя заложили основы моей страсти к науке и аналитике», — делится он.

Сегодня Тастан посвящает себя исследованию машинного обучения, включая его математические основы, распределенную оптимизацию и надежность систем искусственного интеллекта. Его работа направлена на решение ключевых проблем в этой области.

«За время обучения я понял, что упорство, адаптивность и лидерство — это качества, которые помогают добиваться успеха. Каждый новый вызов учил меня сохранять спокойствие, мыслить стратегически и вдохновлять других своим примером», — говорит он. Эти уроки продолжают вдохновлять Тастана на его пути. Он уверен, что навыки, полученные в школе, помогли ему стать тем, кем он является сегодня: исследователем, представляющим Казахстан на мировой научной арене.

Марат Ауелбеков (2016)

Марат Ауелбеков родом из поселка Атакент Мактааральского района. По завершении выпускного класса поступил в Финансовую академию в Астане. Сегодня занимает должность директора учебного отдела в образовательном центре по подготовке школьников к поступлению в лучшие школы НИШ, РФМШ и БИЛ.

Его история началась с мечты: однажды он узнал о физматшколе в селе Атбулак и, несмотря на сопротивление родителей, год готовился к поступлению. «Я учился в своем поселке с отличными результатами, — вспоминает Марат. — Однажды, проезжая мимо Атбулака, я узнал о замечательной школе. Это стало для меня настоящей мотивацией».

В школе Марат особенно любил физику. «В седьмом классе у нас была потрясающая Гульжазира-апай, — рассказывает он. — Ее подход был уникальным. Она делала сложное простым, и благодаря этому я занял первое место на школьной олимпиаде по физике». С девятого класса физику преподавала Галия Орынбаева. «Она была не только учителем, но и наставником. Галия-апай учила нас думать о будущем, видеть в знаниях ключ к самосовершенствованию. Ее уроки вдохновляли нас на новые достижения». Марат до сих пор с теплотой вспоминает своих учителей: «Их влияние невозможно переоценить. Благодаря им я не только освоил науку, но и научился важным жизненным принципам».

«Моя школа научила меня честности, ответственности, уважению к старшим и защите слабых. Я понял, как важно вести здоровый образ жизни, избегая вредных привычек, и что честный труд — основа успеха», — делится Марат. Эти ценности стали неотъемлемой частью его жизни и работы. «Когда я принимаю сотрудников в команду, я всегда обращаю внимание на их принципы и подход к жизни», — отмечает он.

Сегодня специализированная физико-математическая школа-интернат № 5 Туркестанской области продолжает свой путь, воплощая идеи и ценности, заложенные ее основателем, и остается верной своему предназначению — предоставлять доступ к качественному образованию детям из сельских и малообеспеченных семей.

Благодаря постоянному развитию инфраструктуры, привлечению лучших педагогов и поддержке талантливых учеников учебное заведение не только формирует будущих профессионалов, но и воспитывает достойных граждан, готовых вносить вклад в процветание своей страны. Эти усилия и достижения школы в очередной раз служат напоминанием о том, что образование — это ключ к будущему, а каждый ученик, получивший шанс раскрыть свой потенциал, способен изменить мир к лучшему.