Как молодой учёный из Алматы ищет решения экологических проблем городов

Динамичная урбанизация принесла жителям городов не только такие проблемы, как пробки на дорогах или сложности с поиском жилья, но и загрязнение воздуха, воды и почв

Фото: © Бауыржан Бисмильдин

В крупных городах сегодня живет более половины населения земного шара, и уже к 2050 году, согласно прогнозам ООН, в городах станет проживать две трети людей. Горожане в сравнении с жителями сел потребляют значительно больше продовольственных товаров и природных ресурсов. Крупные города вносят наибольший вклад в загрязнение окружающей среды, генерируя миллионы тонн отходов и загрязняя воздух. Более того, рост числа городских территорий сокращает площадь сельскохозяйственных угодий и убивает биоразнообразие. И все это не остановит людей от переездов в города.

30-летний ученый Дана Молжигит, которая вошла в рейтинг «30 до 30» в 2024 году, считает, что сегодня крупным городам стоит обратить внимание на биодизайн. По ее словам, биодизайн — это целая наука внутри классического определения слова «дизайн». «Здесь ключевое внимание уделяется защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла того или иного продукта», — объясняет она. Биодизайн может помочь смягчить экологические проблемы, с которыми сталкивается мир, за счет сокращения потребления и расточительства ресурсов, а также за счет восстановления и улучшения естественного баланса и разнообразия экосистем. К примеру, биодизайн может создавать биоразлагаемые и перерабатываемые материалы, которые могут заменить или дополнить синтетические. «Вариантов бесчисленное множество», — с энтузиазмом говорит она. Как Дана Молжигит нашла себя и стала совмещать в своей работе разные области исследований: биологию, архитектуру, дизайн и цифровые технологии?

Мечты обо всем

С самого детства энергичная и любознательная Дана размышляла о науке. Интерес этот потомственный: она родилась в Алматы в семье университетских преподавателей, мама — филолог, а отец — физик. Дома было много книг, а каждое лето девочку отправляли к бабушке в аул. «Бабушка валяла войлок, красила шерсть, мы с ней много рисовали», — вспоминает собеседница. Дана помнит, как после развала Советского Союза отечественная наука совсем пришла в упадок и родители стали торговать мороженым на рынке в нижней части Алматы. «Иногда я ходила помогать им. Было странно за этим наблюдать, ведь мама до этого занималась исследованиями, например, тема ее докторской работы звучала так: «Как тенгрианство и шаманизм повлияли на казахский и кыргызский языки». Меня это все привлекало. Я даже читать начала рано, в семь лет я прочитала «Илиаду» Гомера, а затем «Одиссею», — смеется она. Дана признается, что больше всего ее тянуло к истории и археологии. Ей нравилась история великого отечественного этнографа Шокана Уалиханова, который путешествовал по разным странам, писал заметки и делал зарисовки. «Я хотела так же!» — восклицает она.

В подростковом возрасте к историческим интересам добавились мысли о дизайне и архитектуре. К этому стало тянуть из-за бабушки, ведь та была текстильной художницей и создавала удивительные, как это модно сейчас говорить, кастомные корпе — казахские национальные коврики. Училась Дана сначала в средней школе, а после шестого класса перешла в лингвистическую гимназию. Учеба давалась легко, а вот дружба с одноклассниками — не очень. «Я была белой вороной. Мне все говорили, что я странная. Ведь, когда сверстники гуляли, общались, я любила закрыться в себе и рисовать. Тогда и поняла, что мне нужно уходить в творчество», — вспоминает она. В 2011 году Дана поступила в КазНАИ имени Жургенова, которую окончила в 2016-м по специальности «интерьер и дизайн», год проучившись по обмену в Рейнско-Вестфальском техническом университете Ахена (Германия). «У нас обучение проходит в духе советского академизма, и, вместо того чтобы сосредоточиться на архитектурных концептах и проектировании, мы, как дизайнеры, изучали анатомию человека. А когда я поехала в Германию и училась продакт-дизайну, то мы работали с материалом, создавали концепции, учились, как фотографировать и позиционировать свои работы», — с увечением рассказывает она.

Дана Молжигит
Фото: © Бауыржан Бисмильдин

Параллельно с учебой Дана пробовала себя в разных сферах: успела даже поработать арт-директором глянцевого журнала Cosmopolitan Kazakhstan. «Это тоже большая школа. Работать в журнале, отвечать за верстку, каждый день сидеть в InDesign (программа для создания макетов для печатных медиа. — Прим. авт.). Именно там я поняла, что нужно уходить больше в цифровой дизайн, поэтому начала изучать UI/UX и быстро в этом продвинулась», — говорит Дана. Она объясняет, что UI/UX-дизайн означает проектирование удобных, понятных и эстетичных пользовательских интерфейсов в приложениях. Этим до 24 лет она зарабатывала на жизнь, проработала в разных IT-компаниях, в том числе в известной казахстанской студии a.labs, которая разработала мобильное приложение eGov. Пять лет активной работы не дали окончательных ответов, кем действительно хочет быть Дана, поэтому она уехала пожить в Юго-Восточную Азию, там преподавала английский язык детям. Хотя карьера в IT складывалась успешно и Дана могла бы добиться большего, ее волновали другие вопросы. «Меня беспокоило, что происходит с экологией в Казахстане, почему люди мусорят, почему мы не делаем достаточно для борьбы с изменением климата», — рассказывает она.

Зеленый дизайн

Дана вернулась в Казахстан в 2019 году, несколько лет прожив в Индии, Малайзии, Индонезии и Таиланде. Вернувшись, она снова пошла в IT, что позволяло ей неплохо зарабатывать. Но, как и прежде, удовольствия это ей приносило немного. «Помню, как на юге Казахстана были паводки, последствия были катастрофические, и смотреть на это все было сложно. В тот момент мы сидели в офисе и обсуждали, какого цвета сделать кнопку в приложении — зеленой или светло-зеленой. Я тогда спросила себя: «Чем я вообще занимаюсь?» Я всегда ходила в горы, чтобы собирать мусор. Для меня экология никогда не была пустым звуком, поэтому я твердо решила поменять свою жизнь и изменить специализацию», — продолжает она. Во время локдауна в 2020 году Дана прочитала статью о дизайнере Нери Оксман, сделавшей коллекцию одежды из биопластика. Оксман является руководителем исследовательской группы по опосредованной материи в Массачусетском технологическом институте, и ее работы воплощают дизайн окружающей среды и цифровой морфогенез, формы и свойства которых определяются их контекстом. Именно ее деятельность подстегнула интерес Даны к биоматериалам и биодизайну в целом. Поняв, что нужно узнать о них побольше, она твердо решила продолжить учиться.

«Хотела поступить в зарубежный вуз, но, чтобы заинтересовать кого-то в европейских университетах, сильного дизайнерского портфолио у меня не было. Поэтому я поступила на шестимесячную исследовательскую программу в Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в Москве. Нас отправили на стажировку в Стамбул, а потом в Сербию и Армению. В течение шести месяцев Дана участвовала в исследовательской программе The Terraforming под руководством теоретика дизайна Бенджамина Браттона. Программа включала таких лекторов, как директор по ИИ в Google и ученые, изучающие изменения климата и вечную мерзлоту. После окончания программы Дана получила сертификат, что прибавило веса ее портфолио, а затем подала документы на магистерскую программу одной из ведущих архитектурных школ мира — лондонской Школы Бартлетт, по специальности «биоинтегрированный дизайн».

«Программа была создана архитектором профессором Маркусом Крусом и доктором по биохимии Брендой Паркер. Программа находится на стыке биохимии, дизайна и архитектуры, — объясняет Дана. –­ Кроме всего прочего, у студентов есть доступ к лабораториям, роботам и 3D-печати, они изучают компьютерный дизайн. Нам сразу сказали, что помогут нам стать инноваторами, превращая дизайнеров в ученых, а ученых — в дизайнеров. Этот процесс постоянного «скрещивания» различных дисциплин был невероятно интересным и одновременно сложным». Дана признается, что денег на учебу у нее и ее семьи не было, а жить и учиться в Великобритании недешево. «Поэтому я воспользовалась государственной стипендией «Болашак». Пришлось закладывать квартиру родителей, также я была готова к обязательной отработке в Казахстане после. Все, чтобы получить качественные и нужные мне знания», — улыбается она.

Дана Молжигит
Фото: © Бауыржан Бисмильдин

За время обучения в магистратуре Дана реализовала множество проектов. В основном, говорит она, изучала, как выращивать мицелии (вегетативное тело грибов, представляет собой тонкие разветвленные нити. — Прим. авт.), а также сами грибы. Дана объясняет, что животные, растения, бактерии, грибы и даже вирусы могут быть не только бенефициарами, но и истинными партнерами в дизайнерских проектах. Все организмы заслуживают внимания и могут быть вовлечены в качестве продуктивных элементов городской среды.

«Я ходила в лес, изучала с микологами грибы, привозила их в лабораторию и пыталась их выращивать. Плодом всех усилий стала магистерская работа, в рамках которой я создала специальные карманы в зданиях, которые помогают собирать дождевую воду. Эти карманы должны были стать частью экосистемы, формируя зеленые стены из керамических материалов. Важно было учитывать климатические условия: например, в Лондоне с его влажным климатом нужно было разработать рельеф из керамических панелей для фасадов зданий», — говорит специалист.

Грибы и пчелы

Однако самым популярным исследованием Даны стала работа, связанная с пчелами. Ближе к завершению магистерской работы она наткнулась на исследование американского миколога Пола Стемеца, в котором он писал о том, как вегетативное тело грибов, то есть мицелии, влияют на пчел. «Он делал это исследование, поскольку сегодня пчелы по всей планете находятся в процессе вымирания. Это глобальное явление. Если вымрут пчелы, то вскоре вымрет и все остальное. Они — важный элемент экосистемы. Он выяснил, что экстракт полипоровых грибов, которые растут в древесине, на 300 % улучшают иммунитет пчел. Я вдохновилась этим», — поясняет она. Дана пришла к мысли, что в архитектуре городов не хватает антибактериальных материалов, не только красивых и стильных, но и полезных для окружающей среды. В итоге Дане удалось создать панель, изготовленную из мицелий, которая улучшала здоровье пчел. Проект был настолько обсуждаемым в стенах университета и за его пределами, что казахстанка стала финалистом конкурса предпринимателей The Mayor’s Entrepreneur Competition, который проводит мэр Лондона. «Я встретилась с Садик Аман Ханом, и это было удивительно. Жить в Лондоне всего полтора года и встретиться с мэром! Он тут же нас связал с людьми, отвечающими за улучшение работы парков Лондона, и одну из наших панелей установили в парке в Восточном Лондоне», — рассказывает она. Кроме того, проект был отмечен и другими архитектурно-экологическими проектами, включая инициативу Green Living в Барселоне.

В 2022 году Дана снова вернулась в Казахстан, но долго на родине усидеть не смогла. Приехав, она сразу же подала заявку на участие в стипендиальной программе Нормана Фостера, известного британского архитектора и дизайнера. Дана заявилась с проектом, который также привезла из Великобритании. «Нам вместе с командой студентов удалось выяснить, как можно лечить почву в городской среде. Для этого мы ездили в Шотландию, изучали почву, где было много пестицидов. В итоге нам удалось выяснить, что мы можем расщепить пестициды, а потом восстановить почву с помощью биологии. То есть архитектура не только может разрушать, она еще может лечить», — объясняет она. В итоге у них получился специальный биоклей, который заливают в почву, а уже через семь дней почва возвращает свои способности выращивать растения. Заявка впечатлила комиссию фонда Нормана, и Дана выиграла, несмотря на высокую конкуренцию.

«Я поехала в Мадрид. Там провела пять дней и в итоге смогла встретиться и поговорить с самим Норманом Фостером и его супругой, а также с известным израильским архитектором Моше Сафди. Удивительно», — разводит руками она. После непродолжительной поездки и плодотворного обмена опытом Дана вернулась в Казахстан и стала работать в Университете Сулеймана Демиреля, где разрабатывает композиты на основе мицелия, призванные заменить вредные для окружающей среды пластик и пенопласт. Дана — куратор и исследователь фестиваля восстановительного дизайна и устойчивого развития Ancient Futures, организованного Urban Forum Kazakhstan, ArtBat Fest и другими.

Сейчас Дана работает вместе с большой командой над новым проектом. К слову, в команду вошли участник рейтинга «30 до 30» арт-консультант Владислав Слудский, соучредитель Urban Forum Kazakhstan Асель Есжанова, а также синтетический биолог из Назарбаев Университета Анель Умирбаева и куратор Юлия Сорокина. В 2025 году они планируют организовать ряд выставок, посвященных биоматериалам Казахстана. «У нас есть безум­ные возможности для создания материала, огромное количество биомассы, отходов. У нас невероятные ландшафты», — энергично описывает она. Дана убеждена, что сегодня все, что строится в Казахстане, ухудшает природу и экосистемы. «Будет еще более массовая урбанизация, Алматы будет самым большим городом Казахстана, и все это повлияет на выбросы углекислого газа, загрязнение воздуха… Мы стараемся с этим бороться. Мы хотим переосмыслить все с точки зрения искусства, дизайна и науки. Вы все увидите на выставке своими глазами. Сначала она пройдет в Алматы, затем мы повезем ее в Ташкент, а после — на London Design Week в Великобританию», — резюмирует Дана Молжигит.