Как Казахстану привлечь инвестиции для добычи критических минералов
Один из факторов — соблюдение стандартов прозрачности добывающей отрасли

Двадцать лет назад, в 2005 году, Казахстан присоединился к Инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), взяв на себя обязательства раскрывать доходы от добычи полезных ископаемых и распределении этих средств. Если говорить упрощенно, страна — участница ИПДО должна ежегодно публиковать отчет, где сверяются данные о платежах компаний-недропользователей и данные о доходах, получаемых правительством. Так граждане страны могут узнать, сколько получает бюджет от добычи и продажи природных ресурсов.
В Казахстане реализацией инициативы занимается так называемый Национальный совет заинтересованных сторон (НСЗС), куда входят представители отраслевых министерств, ассоциаций компаний, неправительственные организации и депутаты мажилиса. Координирует деятельность совета национальный секретариат (относится к департаменту недропользования Министерства промышленности и строительства).
Международная оценка действий правительства по соблюдению стандартов ИПДО называется валидацией. С 2009 года Казахстан прошел четыре валидации. По итогам последней, которую провели в 2020 году, правление ИПДО вынесло решение, что Казахстан достиг «значимого прогресса» во внедрении инициативы. «Значимый прогресс» — это третий статус из пяти возможных (от «отсутствия прогресса» до «выдающегося прогресса»), так что Казахстану есть куда стремиться. Тем более что очередная валидация, начатая в апреле 2024 года, подходит к финалу.
Что дает Казахстану участие в Инициативе прозрачности добывающих отраслей, какие преимущества и какие проблемы есть у страны и как ИПДО помогает привлекать инвестиции? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью Forbes Kazakhstan ответила председатель правления ИПДО Хелен Кларк Хелен Кларк Руководитель программы развития ООН Возраст: 62 года На четвертый год службы она продолжила свою работу в целях развития тысячелетия: грамотность, искоренение крайнего истощения и улучшение здоровья матерей к 2015 году. .
В начале разговора глава инициативы рассказала о своем визите в Казахстан. В декабре 2024 года она встречалась с представителями правительства, бизнеса и гражданского общества, а также с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.

Прежде всего Хелен Кларк отметила, что частая смена министров и глав подразделений привела к потере преемственности в реализации ИПДО. Тем не менее после встречи с министром промышленности и строительства Канатом Шарлапаевым у нее сложилось позитивное впечатление. По ее словам, министр выразил готовность к активному участию в инициативе, включая обеспечение работы Национального совета заинтересованных сторон.
Одним из главных вызовов остаётся недостаток финансирования, обратила внимание Хелен Кларк. В настоящее время национальный секретариат ИПДО состоит всего из одного сотрудника, работающего неполный день. «Этого явно недостаточно для полноценного процесса. Мы призвали правительство выделить больше ресурсов, чтобы обеспечить выполнение стандартов ИПДО», — заверила глава организации.
В ходе визита Хелен Кларк сделала вывод, что со стороны гражданского общества и бизнеса Казахстана есть «добрая воля» принимать участие в Национальном совете заинтересованных сторон. Но, подчеркнула, она, «правительство — это третья сторона, третья линия, соединяющая треугольник, которая должна активно вовлекаться и показывать результат».
«Казахстан долгое время был региональным лидером в реализации ИПДО, и сейчас важно возобновить диалог между всеми участниками процесса: гражданским обществом, компаниями и государственными органами», — подчеркнула Кларк.
Приверженность Казахстана принципам ИПДО подтвердил и президент Токаев. «Этот визит помог привлечь внимание к инициативе на самом высоком уровне, что создаёт хорошие перспективы для её дальнейшего развития в стране, — считает Хелен Кларк. — Мы знаем, что у президента амбициозные цели по развития добывающего сектора, особенно критических минералов (полезных ископаемых, необходимых для перехода к низкоуглеродной экономике — F). Энергетический переход — достаточно большая сфера для ИПДО, и я думаю, здесь тоже важна роль Национального совета заинтересованных сторон».

Собеседница также выделила ещё один аспект, который может помочь Казахстану стать лидером в ИПДО, — высокий уровень цифровизации. Как сказано на сайте ассоциации Kazenergy, «с 2014 года в Казахстане внедрено предоставление отчетности по ИПДО компаниями — недропользователями онлайн через портал ЕГСУ (Единая государственная система управления недропользованием РК)». Также система ЕГСУ предоставляет возможность автоматической сверки данных компаний с данными государственных органов. Там же можно найти данные по расходам компаний-недропользователей на социальное развитие регионов, а также данные по платежам государственных предприятий.
«Мы считаем, что цифровизация, которую поощряет правительство Казахстана, является очень положительным знаком для процесса отчётности в рамках ИПДО», — отметила собеседница.
Отвечая на вопрос, какие выгоды несет для Казахстана участие в инициативе, Хелен Кларк объяснила: «Прежде всего, если Казахстан будет поддерживать высокий уровень достижений, измеряемый стандартами ИПДО в рамках валидации, это положительно скажется на его международной репутации. Страна привлечёт больший интерес со стороны зарубежных инвесторов, а результаты оценки ИПДО будут рассматриваться как важный индикатор прозрачности».
Особенно это актуально в свете планов Казахстана по расширению добычи минералов, добавила Кларк. С учётом глобального тренда на энергетический переход, ожидается снижение спроса на ископаемое топливо и рост потребности в минералах. В этом контексте ИПДО становится ещё более важным инструментом, позволяющим обеспечить прозрачность новых добывающих проектов.
«Высокий рейтинг ИПДО по прозрачности, раскрытию информации и антикоррупционным мерам станет ключевым фактором для привлечения качественных инвестиций. Лучшие мировые компании стремятся работать в странах, где обеспечены понятные и некоррумпированные бизнес-процессы, — назвала вещи своими именами Кларк. — Кроме того, Международный валютный фонд признает важность ИПДО и рекомендует её как обязательный стандарт для стран с развитым добывающим сектором».
Как добавила глава ИПДО, важно понимать, что добывающая отрасль должна не только приносить доход государству, но и обеспечивать устойчивое развитие. Прозрачность в управлении ресурсами даёт гражданам понимание того, кому принадлежат компании, какие выплаты производятся, как формируется государственный бюджет за счёт доходов от добычи полезных ископаемых. Всё это напрямую влияет на экономическое развитие и восприятие Казахстана на международной арене.
В конце разговора Хелен Кларк порекомендовала в рамках работы НСЗС расширить диалог не только в Астане и Алматы, но и на региональном уровне, вовлекая местные органы власти, НПО и компании. «Люди в любой стране хотят знать, что инициатива будет означать для них лично, какие преимущества это даст, как это будет работать для них», — подвела она итог.