Как скажутся на казахстанских проектах санкции против «Татнефти»

Ряд российских нефтяных компаний включили в санкционный список Великобритании в декабре 2025 года

Логотип "Татнефти"
Фото: t.me/tatneft_telegram

18 декабря Великобритания включила в санкционный список ряд российских нефтяных компаний, включая «Татнефть», «Русснефть», «Руснефтегаз» и Независимую нефтегазовую компанию (ННК). Власти Великобритании пояснили, что компании попали под ограничения за ведение бизнеса в энергетическом секторе, который Лондон считает стратегически значимым для правительства России.

Согласно опубликованной лицензии, британские компании обязаны свернуть все операции с указанными структурами и их дочерними организациями до 31 января 2026 года, а активы этих компаний в Великобритании подлежат заморозке.

Оценки рисков для Казахстана

Telegram-канал «Нефть и газ Казахстана», автором которого является Олег Червинский, отмечает, что санкции могут косвенно затронуть Казахстан из-за плотного сотрудничества «Татнефти» с «КазМунайГазом». Хотя прямого запрета на деятельность «Татнефти» в Казахстане нет, и формально санкционный режим на казахстанские проекты не распространяется.

«Это решение аукнется Казахстану, ведь «Татнефть» является стратегическим партнером «КазМунайГаза», реализуя с ним разведочный проект «Каратон Подсолевой» в Атырауской области. Год назад на участке, расположенном вблизи Тенгиза и действующих месторождений «Эмбамунайгаза», началось бурение первой скважины глубиной 5,5 км. Буквально в июле 2025 года было принято окончательное инвестиционное решение о строительстве завода по производству бутадиена и его производных в Атырауской обл. Проект стоимостью более $1 млрд реализуется российской компанией совместно с госфондом «Самрук-Қазына» и получил статус одного из ключевых в стратегии индустриализации страны. Запуск завода был запланирован на 2027 год. Что будет теперь с ним?», — задается вопросом Червинский.

Эксперт, директор фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов считает, что негативный эффект возможен прежде всего для отдельных направлений. Он полагает, что уязвимыми остаются поставки сырья для НПЗ «Конденсат», а также геологоразведочный проект «Каратон Подсолевой». 

В то же время Жумагулов указывает, что проект по производству бутадиена с экономической точки зрения может даже выиграть от текущей конфигурации, поскольку он основан на льготных условиях поставки сырья и реализуется в формате, при котором основное управление сосредоточено у «Татнефти».

«Льготная цена на поставку 380 тыс. тонн тенгизского бутана ежегодно по формуле (одно из условий при одобрении проекта ПБР-ПУУД Тенгизского месторождения): Dated Brent × 4 — $90. При текущих ценах выходит $150 за тонну, когда экспортная цена превышает более $400. Получается, Тенгизшевройл ежегодно недополучит более $100 млн, а бюджет страны — более $40 млн в виде налогов», — подсчитал Жумагулов.

Кроме того, казахстанское ТОО «Allur Tyres» совместно с «Татнефтью» владеют предприятием по выпуску автомобильных шин «KamaTyresKZ» в Саране Карагандинской области. Нурлан Жумагулов пишет, что при запуске проекта, бутадиен пошел бы этот на шинный завод, для реализации которого из Нацфонда были выделены 98 млрд тенге.

«Про налоги в бюджет забудьте, ибо завод находится в СЭЗ. Еще добавьте сюда затраты на инфраструктуру, которую несет 100% казахстанская сторона: расширение газотурбинной электростанции на Карабатане для выработки электроэнергии; расширение завода по водоподготовке на Карабатане, бюджет которого был 88 млрд тенге, но после вхождение в проект Integra Construction хотели увеличить бюджет до 500 млрд тенге», — отметил эксперт и резюмировал, что в некоторых случаях Казахстану выгоднее экспортировать сырье, чем заниматься его переработкой.  

Олжас Байдильдинов считает, что введенные санкции против «Татнефти», как и против «Лукойла» и «Роснефти», могут существенно осложнить работу над будущими инвестпроектами в добыче и переработке нефти и газа.

«Когда против «Лукойла» были введены санкции, уже на следующий день банки отказались проводить его платежи. Возникают вопросы элементарного функционирования компании. Помимо этого, появляются ограничения на доступ к импорту оборудования и технологий, а также к финансированию. В результате проекты, которые реализуются в Казахстане, либо будут поставлены на паузу, либо временно свернуты. И разведочный проект, и проект по бутадиену находятся на начальной стадии. При этом ни у «КазМунайГаза», ни у Казахстана в целом нет достаточного объема средств и компетенций, чтобы развивать их самостоятельно. Санкции уже сейчас серьезно влияют на ситуацию и, очевидно, приведут к недополученным инвестициям, что будет тормозить развитие нефтепереработки и добычи», — поделился мнением Олжас Байдильдинов в комментарии для Forbes Kazakhstan. 

Байдильдинов также предполагает, что «Татнефть» может выйти и из действующего проекта, который реализуется совместно с группой Allur. Однако изначально его логика заключалась в том, что реализуемый проект по бутадиену должен был обеспечить завод сырьем и замкнуть производственную цепочку.

«Для Казахстана происходящее — однозначно негативный фактор. Все эти компании работают в Казахстане в стандартном правовом и налоговом режиме — это не соглашения о разделе продукции с американскими или европейскими компаниями. В ближайшее время найти компании, готовые продолжить эти проекты, будет крайне сложно. Американские и европейские компании в текущих условиях вряд ли будут готовы заходить с инвестициями. В результате остаются либо китайские компании, которые обладают необходимыми технологиями и капиталом, либо инвесторы из стран Ближнего Востока. В любом случае Казахстану придется искать новых инвесторов и замену по многим проектам», — полагает спикер. 

В каких казахстанских проектах участвует «Татнефть»

Напомним, в июне 2022 года «КазМунайГаз» и «Татнефть» подписали соглашение о намерениях по совместной реализации геологоразведочного проекта «Каратон-Саркамыс» в Атырауской области. 

В феврале 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе визита в Татарстан встретился с генеральным директором ПАО «Татнефть» Наилем Магановым. В рамках встречи были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере добычи твердых полезных ископаемых, строительстве завода по производству бутадиена и его производных, а также документы по проекту «Каратон Подсолевой». Тогда же было оформлено соглашение о продаже «Татнефти» 50% доли участия в Karaton Operating Ltd, ранее принадлежавшей «КазМунайГазу».

Согласно отчетности КМГ, сделка была закрыта в марте 2024 года, ее стоимость составила $18,2 млн. В результате «КазМунайГаз» утратил контроль над проектом, а решения по деятельности «Каратона» стали приниматься на паритетной основе. В ноябре 2024 года партнеры приступили к бурению первой поисковой скважины на участке Каратон Подсолевой глубиной 5,5 тыс. метров. 

Помимо этого, «Татнефть» участвует в шинном проекте в Карагандинской области: совместно с казахстанской Allur компания владеет заводом Tengri Tyres (ранее KamaTyresKZ) в городе Сарань. Производство шин было запущено в 2024 году.

В марте 2025-го «Татнефть» выразила заинтересованность в инвестировании в новые нефтехимические проекты, непосредственно связанные с производственной деятельностью ТОО «АНПЗ», в частности, в производство терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата. 

В июле 2025 года было принято финальное инвестиционное решение по строительству завода по производству бутадиена и его производных в Атырауской области. Проект стоимостью более $1 млрд реализуется через ТОО «Бутадиен», где 75% принадлежит «Татнефти», а 25% — Samruk-Kazyna Ondeu. Запуск предприятия запланирован на 2027 год.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте