NYT: Переговоры с Chevron по Тенгизу могут стать «потенциально сложными»
Астана, по данным The New York Times, усиливает давление на Chevron в переговорах по Тенгизу
Переговоры Chevron и Казахстана о продлении контракта на разработку Тенгиза после 2033 года стали «потенциально сложными». Сейчас стороны перешли к обсуждению «жестких условий». The New York Times пишет, что правительство Казахстана усиливает давление на Chevron тем, что хочет пересмотреть налоговый режим для недропользователей и увеличить требования по местному содержанию. А завершение мегапроекта расширения стоимостью $48 млрд Астана будет использовать как рычаг, утверждает NYT.
«[…] стоит непростая задача: удовлетворить запрос тех граждан, которые хотят более выгодных условий сделки, не нарушая при этом доходы, которые приносят проекты. Налоговый режим для недропользователей и требования по местному содержанию становятся главными точками давления в этих обсуждениях», — пишет издание.
Латиноамериканский фактор и риски КТК
Ситуация для Chevron осложняется событиями в Латинской Америке. После задержания президента Венесуэлы Николаса Мадуро, Дональд Трамп заявил о намерении восстановить американские нефтяные интересы в этой стране. Для Chevron это означает потенциальное смещение фокуса ресурсов, так как компания работает в Венесуэле с 1923 года и является там крупнейшим частным добытчиком.
Как уточняет The New York Times, давление на проект также оказывает война России и Украины. Из-за атак дронов на маршрут КТК в конце ноября добыча на Тенгизе временно падала на 30%. Кроме того, правительство и инвесторы сталкиваются с ограничениями ОПЕК+, которые требуют сдерживать объемы производства, несмотря на запуск новых мощностей.
Chevron официально завершил расширение месторождения Тенгиз еще летом 2025 года. Сообщалось, что добыча вырастет на 260 тыс. баррелей в сутки. Это позволит довести общую мощность месторождения до 1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (около 1% мировой добычи).
Президент Chevron International Exploration & Production Клэй Нефф отметил, что Тенгиз является ключевым источником прибыли для компании. Ожидается, что проект принесет $4 млрд свободного денежного потока (free cash flow) в 2025 году и $5 млрд в 2026-м (при цене нефти $60 за баррель). На Тенгиз приходится около 13% всей мировой добычи американской корпорации.
«На кону — производительность значимого сегмента казахстанской экономики», — отметил руководитель направления евразийской энергетики в S&P Global Commodity Insights Мэтью Сэйджерс.
По данным Chevron, Тенгиз обеспечивает около трети всей добычи нефти в Казахстане. Ежегодный вклад в ВВП страны составляет примерно 11%. Кроме того, ТШО возглавил топ-50 крупнейших налогоплательщиков страны (более 3 трлн тенге).
«Тенгизшевройл» владеет Chevron на 50%. Остальные доли распределены между Exxon Mobil (25%), «КазМунайГазом» (20%) и российским «Лукойлом» (5%). Срок действия договора с ТШО составляет 40 лет (до 2033 года).
Напомним, в сентябре 2025 года глава Chevron Майк Вирт подтвердил Bloomberg начало официальных переговоров с правительством о продлении контракта после 2033 года. Казахстанские эксперты, опрошенные Forbes, разошлись во мнениях. Одни считают участие американцев гарантией защиты от санкций и доступа к технологиям на сложном месторождении, другие называют условия 90-х годов несправедливыми. Основные споры ведутся вокруг завышенных расходов на проект расширения и требования Астаны увеличить долю государства в проекте, которая сейчас составляет 20%.