Как казахстанцы готовятся совершить революцию в мировой VR-индустрии

Уже в первом квартале 2026 года их компания начнет поставлять чипы главным мировым VR-игрокам

Фото: © Андрей Лунин

Еще совсем недавно все говорили о цифровой природе реальности и симуляции, но сейчас на смену этому тренду пришел другой — люди по всей планете обсуждают искусственный интеллект и с интересом изучают новые продукты, которые дарит AI-сфера. Из-за этого может показаться, что технологии виртуальной реальности уже совсем не актуальны, да и кто их вспоминает вообще? На самом деле, конечно, технологии дополненной и виртуальной реальности не стоят на месте, напротив, новые изобретения, такие как ИИ, лишь ускоряют развитие технологий в целом. Еще в 2016 году международная аудит-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers признала AR, VR и AI самыми перспективными технологиями будущего.

Летом 2023 года компания Apple представила миру очки дополненной реальности Vision Pro. По данным Financial Times, сразу после выхода этого гаджета американские компании, которые занимаются подобными технологиями, привлекли $208 млн инвестиций. Согласно прогнозам Fortune Business, мировой рынок VR-технологий в 2024 году можно оценить в $17 млрд, однако к 2032 году аналитики прогнозируют, что рынок увеличится до $126 млрд. По словам экспертов, стремительный рост будет обусловлен тем, что в ближайшие годы все больше компаний будет предоставлять услуги виртуального обучения, инжиниринга и обслуживания, а также проектирования и организации виртуальных онлайн-мероприятий. Уже сейчас производители активно работают над созданием легких, компактных и эргономичных устройств, стремясь обеспечить улучшенный комфорт и реалистичное взаимодействие с виртуальным миром.

32-летний предприниматель и инженер Абылай Саргаскаев отмечает, что сегодня VR-технологии можно применять в любой сфере — от онлайн-развлечений до промышленного применения. Его компания VR Uniblock Inc., которую он основал в 2017 году в Кремниевой долине, последние годы готовится произвести революцию в мире VR-технологий: они разрабатывают инновационный чипсет, который сделает задержку в передаче данных в VR-устройствах ультранизкой и стабильной. И уже в первом квартале 2026 года его компания начнет поставлять чипы главным мировым VR-игрокам.

От идеи до возможности

Абылай родился в Алматы и окончил известную в республике РФМШ. В 10-м классе он продолжил обучение в Москве и поступил в лицей при МГТУ им. Баумана. Точные науки всегда давались ему легко, также юноша с большим интересом играл в шахматы, раз за разом добиваясь прогресса. Поэтому родители хотели, чтобы сын стал инженером. Отец Абылая — геолог, а мама — детский психолог. Высшее образование Абылай получил также в России: после лицея он поступил в ту же Бауманку на грант по специальности «радиоэлектроника и лазерная техника». Во время проекта по созданию беспроводного шлема для пилотов Абылай и его команда инженеров поняли, что существующие системы передачи данных — это тупиковое решение и нужно создавать с нуля новые протоколы для передачи большого количества данных с минимальной стабильной задержкой. «Что, если мне удастся построить такую компанию, которая решила бы проблему нестабильной и низкой скорости передачи данных между устройствами?» — подумал в 2016 году Абылай.

Такая мысль, объясняет Абылай, не появилась на пустом месте. Она возникла из осознания ключевой проблемы в высокотехнологичных отраслях: существующие беспровод­ные решения не могли обеспечить надежную передачу данных в реаль­ном времени без компромиссов по качеству или задержке. «Это особенно критично для таких сфер, как VR/AR, ИИ-приложений, дронов, мобильной связи, автономного вождения и военно-промышленного сектора. Например, при управлении беспилотниками или роботами даже минимальная задержка может стоить успеха миссии», — детализирует он.

Вскоре Абылай Саргаскаев познакомился с Аскаром Хамидовым, серийным предпринимателем, финансовым и операционным менеджером с опытом работы в финансовом секторе, а затем с Назимом Палташевым, предпринимателем и экспертом в области стратегии и коммерциализации технологий.

«Нашим мозгом и лидером был и остается Абылай. Но в целом мы все обладали техническим опытом и связями в полупроводниковой индустрии. Мой отец, Тимур Палташев, руководитель проектов в отделении Radeon Technologies Group корпорации Advanced Micro Devices (AMD), уже давно живет в США и имеет множество контактов в индустрии, а главное — репутацию. Поэтому мы сразу решили, что США — лучшее место для коммерциализации и масштабирования нашей технологии, которая сочетала бы высокую скорость, минимальную задержку и надежность в VR-устройствах. Мы видели растущий спрос на решения для таких компаний, как HTC, Sony, Meta, и понимали, что именно беспровод­ная связь станет базой для их будущих продуктов», — говорит Назим Палташев, кофаундер и коммерческий директор VR Uniblock.

Переезд в 2017 году в Калифорнию действительно помог команде. Абылай быстро погрузился в тонкости индустрии и занялся разработкой первых алгоритмов, а Назим и Аскар сконцентрировались на привлечении инвестиций и поиске первых партнеров. Абылай объясняет, что на старте команда сосредоточилась на разработке уникальных алгоритмов для минимизации задержки и увеличения скорости передачи данных. Эти алгоритмы стали основой для первых прототипов, которые тестировались на платформе HTC (HTC Corporation — тайваньский производитель смартфонов и планшетов. С 2016 года компания совместно с Valve занимается созданием VR-очков и шлемов. — Прим. авт.).

Основатель стартапа Абылай Саргаскаев
Фото: © Андрей Лунин

«Представители HTC прилетали к нам в США, мы неоднократно с ними встречались и быстро получили от них зеленый свет, ведь они нуждались в подобных технологиях. Одним из ключевых шагов стало проведение потоковой передачи 8K-видео с минимальными задержками, что доказало возможность применения нашей технологии в VR-устройствах. Если вы возьмете порядок значений, с которыми мы работаем — миллисекунды, микросекунды, сотни микросекунд — для стандартного обывателя это ничто. Если задержка составляет несколько сотен миллисекунд, вы этого не заметите, но для VR это критично. Когда вы двигаете головой и изображение не совпадает с движением головы, то вестибулярный аппарат сигнализирует, что что-то идет не так, и начинается тошнота. Одновременно с этим мы начали исследовать рынок и выяснили, что наша технология также может быть использована в таких областях, как управление роботами и системы автономного транспорта. Это позволило расширить нашу стратегию и привлечь первых клиентов», — делится Абылай.

На начальном этапе команда VR Uniblock Inc. состояла из инженеров с глубоким опытом работы в полупровод­никовой индустрии, беспроводной связи и программировании. «Среди важных участников команды были специалисты, ранее работавшие над игровыми устройствами для компаний вроде Sony и Nintendo, а также над системами для робототехники и военных приложений. Эта многопрофильная команда позволила нам быстро приступить к разработке продукта, объединив науку и практическое применение. Гибкость и скорость разработки стали возможны благодаря таланту и опыту нашей команды», — воодушевленно рассказывает Назим.

Создавая чип

Одна из главных сложностей, по словам Назима, заключалась в привлечении инвестиций, ведь деньги были необходимы для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, а также для закупки дорогостоящего оборудования в разработке полупровод­ников для беспроводных систем связи. «Мы должны были убедить инвесторов в том, что наша технология способна конкурировать на рынке с такими гигантами, как Qualcomm и Nvidia», — вспоминает он. В 2018 году, после успешного старта сотрудничества с HTC, VR Uniblock Inc. также продемонстрировала первый прототип своей технологии для компании AMD. Абылай подчеркивает, что интерес к их прототипам проявили сразу все ключевые игроки, в том числе и Sony, которая считается бесспорным лидером в игровой VR-индустрии.

«Конечно, Sony были заинтересованы, тем более что они мучились с проб­лемой — они до сих пор используют кабель USB type-c, присоединенный к VR-очкам. Они хотят его убрать, сделать устройство компактнее. Но, понимаете, такие компании, как Sony, не могут просто прийти к нам и дать деньги на разработку. Крупные компании так не делают — они либо покупают готовый продукт, либо приобретают компании, которые уже активно его производят. На тот момент мы только начинали наш путь», — улыбается Абылай.

Однако демонстрации крупным компаниям показали не только спрос и эффективность технологии, но и убедили инвесторов в перспективности проекта. «Мы привлекли первые инвестиции от бизнес-ангелов и фондов из Казахстана, США, Норвегии и Испании. Успешное взаимодействие с инженерами из крупных компаний, таких как Sony, также сыг­рало решающую роль в укреплении доверия к нашей технологии. Всего нам удалось привлечь порядка $3,5 млн. Это притом, что на тот момент продукт был еще сырой, но инвесторы понимали, что в ближайшие пять-семь лет мы сможем уменьшить размер чипа и сделать его более эффективным», — объясняет Назим. После этого VR Uniblock Inc. сразу же стала активно защищать свою интеллектуальную собственность, начав в 2018 году регистрацию патентов в Патентном бюро США.

С 2019 по 2024 год VR Uniblock Inc. занималась научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Технология эволюционировала и совершенствовалась, поскольку команда получала обратную связь от техногигантов и вносила необходимые корректировки. Например, команде удалось адаптировать систему для работы с различными частотными диапазонами (2–5 ГГц, 30 ГГц, 60 ГГц, 70 ГГц), что открыло новые возможности для автономных транспортных средств. Кроме того, диапазон действия чипа был увеличен с 40 м до 8 км, что сделало технологию привлекательной для промышленных дронов и робототехники. Также были оптимизированы энергозатраты, что оказалось важным для мобильных и автономных систем.

Назим подчеркивает, что за время своего существования VR Uniblock Inc. смогла эффективно использовать привлеченные $3,5 млн инвестиций, направив средства на ключевые приоритеты. «Мы сосредоточились на развитии технологии, что требует времени, специалистов и усилий, — отмечает он. — Крайний раунд инвестиций был закрыт при оценке компании в $25 млн, но с первыми крупными контрактами и следующим раундом финансирования капитализация вырастет в 5–6 раз. Мы уверены в потенциале нашего продукта, но впереди еще много работы, чтобы достичь этих целей», — амбициозен Назим.

Массовое применение

Сегодня флагманским продуктом компании является чипсет VERRA 2101, высокопроизводительный ASIC (Application-Specific Integrated Circuit), созданный для решения специализированных задач. Для тестирования и интеграции этого чипа VR Uniblock Inc. предоставляет оценочные комплекты на базе FPGA (Field-Programmable Gate Array), которые используются для настройки и проверки решений перед массовым производством.

Кроме того, компания предлагает кастомные FPGA-решения на базе чипов AMD/Xilinx, позволяя клиентам адаптировать технологии под уникальные задачи в таких сферах, как автономные автомобили, робототехника, игровые технологии и медицинские устройства. Это два отдельных направления: готовый ASIC VERRA 2101 и гибкие FPGA-решения для индивидуальных потребностей.

«В ближайшие годы мы намерены не только расширить возможности VERRA 2101, но и удвоить количество патентов, чтобы укрепить лидерство компании на мировых рынках. Это включает развитие технологий для новых частотных диапазонов и интеграцию с платформами следующего поколения», — говорит Назим.

Согласно данным Business Wire, компания VR Uniblock Inc. начнет поставку инновационных чипсетов уже в первом квартале 2026 года. В американских деловых изданиях пишут, что чипсет с беспрецедентной задержкой беспроводной передачи данных с показателем менее 0,3 мс и уникальной архитектурой готов произвести революцию в VR-индустрии. Сам же Абылай скромен, говоря, что эта среда конкурентная и сложная и наряду с их продуктом существуют и другие стартапы, которые также стремятся стать первыми революционерами.

«Важнейшими аспектами успеха в нашей отрасли являются клиенты, доступ к которым мы уже обеспечили, а также отношения с ведущими венчурными фондами и партнерские связи с крупными корпорациями, заинтересованными в интеграции наших технологий. Эти связи предоставляют нам стратегическое преимущество. Наша технология уникальна: мы потратили семь-восемь лет на разработки и научные исследования, чтобы создать решение, не имеющее аналогов на рынке. У конкурентов нет ни времени, ни возможности повторить этот путь, что делает VR Uniblock единственным выбором для клиентов, которым нужны передовые системы беспроводной связи, способные удовлетворить растущий спрос на высокую скорость и минимальную задержку передачи данных», — чуть менее скромен Назим.

Аскар Хамидов и Назим Палташев
Фото: © Андрей Лунин

При этом, по словам предпринимателей, компания еще не начала зарабатывать, но большую поддержку оказывают инвесторы, включая частных ангелов и институциональные фонды. Назим отмечает, что у компании есть четкий план и дорожная карта, все это, по его словам, поможет достичь операционной прибыльности и выхода на прибыль в течение следующих 24 месяцев. Наша система успешно прошла более восьми демонстрационных тестов с инженерами Sony. Тестирование проводилось на базе PlayStation, одной из самых популярных игровых платформ в мире. Эти испытания показали высокий потенциал технологии для интеграции в консольные устройства следующего поколения, укрепив интерес со стороны крупных игроков рынка. Игровая индустрия станет первой точкой входа, затем подключатся и остальные направления. У нас уже заключено более пяти меморандумов о сотрудничестве, и компании обязались, что, как только мы произведем первые партии чипсетов, они тут же их выкупят», — делится Аскар Хамидов, СОО VR Uniblock.

VR Uniblock уже сейчас имеет стратегическое партнерство с такими компаниями, как AMD и Intel. Эти партнерства позволяют им адаптировать технологии для широкого спектра приложений, таких как автономные системы, VR/AR и робототехника. «О нас знают все в индустрии, и мы в режиме реального времени получаем качественную обратную связь. Все это помогает сделать продукт лучше. Кроме того, мы строим тесные партнерские отношения с компаниями, занимающимися дизайном и производством чипов, такими как VeriSilicon, TSMC, Samsung и Global Foundries. Это сотрудничество обеспечивает надежность и масштабируемость нашей производственной цепочки, что крайне важно для глобального расширения», — добавляет Абылай. Расширение продуктовой линейки включает разработку новых версий чипсета VERRA 2101 и дальнейшую работу с оценочными комплектами на базе FPGA для различных отраслей. Сегодня в компании работает 25 человек.

«Как только начнется массовое производство наших чипсетов, уже через 36 месяцев мы имеем все возможности достичь оценки в $1 млрд. Но, повторюсь, мы не стремимся только к финансовым показателям, а в первую очередь хотим полностью изменить индустрию и избавить VR-технологии от задержек. Вывести виртуальную реальность на новый уровень — это реальная задача», — резюмирует Абылай.