Как изменились правила обязательного автострахования в Казахстане
Для новичков и неаккуратных водителей стоимость полиса увеличится
С 7 апреля в Казахстане вступили в силу обновленные правила обязательного автострахования. Во Freedom Life разобрались, зачем потребовались изменения и как они отразятся на водителях.
Речь идёт о поправках в расчёт страховой премии по ОСГПО, утверждённых Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Что изменилось в 2025 году?
Расширена система «бонус-малус». Количество классов увеличено с 15 до 18. Введены новые понижающие и повышающие коэффициенты: для тех, кто часто попадает в аварии, стоимость полиса возрастёт максимум в 3,5 раза (стоимость полиса в 2025 году, по данным страховщиков, — от 20 000 до 112 000 тенге.). Для аккуратных водителей — наоборот, будет снижаться. У самого высокого класса коэффициент будет равен 0,5. Изменения затронут и новичков. Им по умолчанию присваивается класс A с коэффициентом 1,8.
Учитывается не только сам факт ДТП, но и его масштаб. Если ущерб небольшой (до 200 МРП — 786 400 тенге в 2025 году), то коэффициент будет ниже, чем при серьёзных повреждениях.
Влияют нарушения ПДД. Штрафы и нарушения, зафиксированные за последний год, теперь также будут учитывать при расчёте стоимости ОГПО.
Всё — онлайн. Теперь оформление полисов полностью переведено в электронный формат.
Как считают страховщики, новая система мотивирует аккуратную езду и награждает дисциплинированных водителей. Также новая градация премий позволяет страховым компаниям точнее оценивать риски и выплачивать более адекватные компенсации. Кроме того, в семьях с несколькими автомобилями «у каждого водителя будет индивидуальная история — не пострадает весь полис из-за одного члена семьи».
Зачем нужны изменения?
Как считают в страховой компании, изменения понадобились, во-первых, потому что на дорогах Казахстана ежегодно появляется всё больше новых машин, стоимость ремонта которых в случае аварии может превысить миллион тенге. Во-вторых, прежняя система бонусов, штрафов и расчёта премий почти не учитывала разницу между водителями, которые годами ездят без происшествий, и теми, кто регулярно становится виновником ДТП. В-третьих, цифровизация процесса может уменьшить количество случаев мошенничества.