Как 13-летняя казахстанка снимается в сериалах Netflix и на голливудских студиях

Аяжан Далабаева уже успела поработать со студиями Warner Bros., Universal Pictures и Blumhouse

Фото: личный архив

13-летняя казахстанка Аяжан Далабаева — юная голливудская актриса, уже успевшая заявить о себе в зарубежной теле- и киноиндустрии. Она стала первой казашкой в проектах Netflix, а также приняла участие в создании проморолика юбилейного 75-го сезона NBA, где снималась вместе со звездами и легендами американского баскетбола. Кроме того, Аяжан уже имеет опыт работы со студиями Warner Bros., Universal Pictures и Blumhouse.

Ее дебют состоялся в девятилетнем возрасте — в мини-сериале The G Word with Adam Conover («Адам Коновер: Слово на букву «П»). Позже она появилась в четвертом сезоне сериала Miracle Workers («Чудотворцы»), где также снимались Дэниел Рэдклифф и Стив Бушеми.

Аяжан и Стив Бушеми
Фото: личный архив

Одним из наиболее заметных проектов в ее портфолио стала роль Нуки в сериале Sweet Tooth («Мальчик с оленьими рогами») от Warner Bros., также выходившем на Netflix. В 2024 году Аяжан сыграла в полнометражном фильме Night Swim («Проклятые воды») от студий Blumhouse и Universal Pictures. Эта работа стала ее четвертым крупным проектом.

Генетический код

Аяжан Далабаева родилась в Астане. Когда ей был год и восемь месяцев, ее семья переехала в США, сохранив гражданство Казахстана. По словам мамы — Айнур Аманчиевой — интерес к творчеству у Аяжан проявлялся с ранних лет. И неспроста — ведь и сама Айнур десять лет посвятила народным танцам, регулярно выступала на сцене и участвовала в концертах. Айнур и сама мечтала сниматься в кино, но ей не удалось реализовать эти планы. При этом мама юной актрисы подчеркивает, что путь Аяжан — «это исключительно выбор дочери, а не реализация собственных амбиций».

«Я не могу ей навязать любовь к пению или актерскому мастерству. Она все делает по собственному желанию: ежедневно поет, танцует перед зеркалом, снимает ролики и активно проявляет интерес к творчеству. Но прийти на кастинг, да — было моей инициативой. Я увидела в ней потенциал и предложила попробовать. Аяжан восприняла идею с радостью, интересом и, что меня удивило, на первых же кастингах она проявляла себя очень уверенно», — рассказывает Айнур.

На съемках сериала «Мальчик с оленьими рогами»
Фото: личный архив

Как отмечает Айнур, внешность дочери — ярко выраженная азиатская — нередко играла роль в отборе. В американской индустрии при объявлении кастингов обычно указывают не только возраст и типаж, но и желаемую внешность или этническую принадлежность героя.

«Например, для фильма «Проклятые воды» команда искала именно девочку азиатского происхождения. В проекте «Мальчик с оленьими рогами» требовался ребенок, внешность которого соответствует представителям определенного коренного народа. Однако это не означает, что актерские данные отходят на второй план. Конечно, тут важно не только соответствие типажу, но и умение работать в кадре. Аяжан идеально подошла под эти требования, так как «экзотичная» внешность — это не основное преимущество, а лишь дополнение ко всем остальным», — не без гордости отмечает Айнур.

Как пояснила Айнур, успешное прохождение кастингов не гарантирует, что теперь продюсеры и режиссеры будут сотрудничать с Аяжан на постоянной основе. Каждый проект обычно требует отдельного кастинга, и заранее заключить постоянный контракт с актером на все будущие проекты невозможно. Исключение составляют лишь сериалы с несколькими сезонами: если актер получает одну из главных ролей, контракт может предусматривать участие в будущих сезонах.

«Когда снимается первый сезон, студия не всегда знает о том, будет ли продолжение. Если проект получает признание зрителей, начинают планировать второй сезон. Но с главными героями уже обычно обговариваются условия участия в потенциальном продолжении еще на начальных этапах», — объясняет Айнур.

И в бассейне, и на Аляске

Первым серьезным проектом стал проморолик к 75-летию NBA, где Аяжан снималась вместе с легендами американского баскетбола. Затем было еще несколько рекламных роликов и, наконец, — фильмы и сериалы. При этом, как говорит Айнур, выделить один «любимый» проект сложно — каждый из них приносил разный опыт и по-своему запоминался.

На съемках промо-ролика для NBA
Фото: личный архив

«В фильме «Проклятые воды» сюжет разворачивается в бассейне, где происходят странные события, люди исчезают, и почти весь съемочный процесс был именно в воде. Почти половину съемочных дней Аяжан провела в воде — в одежде, в окружении съемочной команды и операторского оборудования. Поэтому весь процесс требовал и физической выносливости, и уверенного поведения под водой. Перед началом съемок мы встречались с водным инструктором, который ранее работал над проектом «Аватар» Джеймса Кэмерона. Он обучал детей технике безопасности и помогал отточить движения, необходимые для подводных сцен», — говорит Айнур.

На съемках фильма «Проклятые воды»
Фото: личный архив

К слову, фильм «Проклятые воды» вышел в мировой прокат почти повсюду, однако в Казахстане его не показывали, несмотря на участие в нем юной казахстанской актрисы. При этом следующий фильм студии Blumhouse, вышедший месяц спустя, уже демонстрировался в казахстанских кинотеатрах.

В сериале «Мальчик с оленьими рогами» Аяжан играла Нуку — девочку-гибрида, наполовину человека, наполовину арктическую лису. Сюжет сериала построен вокруг постапокалиптического мира, где начали рождаться дети-гибриды, которых люди воспринимают как угрозу и хотят уничтожить. По словам Айнур, для Аяжан было особенно интересно то, что на площадке работали и другие дети. Между дублями они общались, играли и проводили время вместе

По сюжету действия происходили на Аляске, однако сами съемки проходили в Новой Зеландии, в основном в закрытой студии с искусственным снегом, но вот сами костюмы были вполне себе реальными: зимний пуховик, теплые штаны и обувь. На голову Аяжан надевали специальный шлем с ушками, которые могли двигаться — часть образа ее персонажа.

Аяжан с мамой на съемках сериала «Мальчик с оленьими рогами»
Фото: личный архив

«В студии было душно, искусственный снег летел в лицо, в глаза, рот и нос, а сцены требовали спокойствия, будто бы они действительно происходят на холоде. Поэтому по площадке она ходила с маленьким переносным вентилятором, которым охлаждала лицо, пытаясь хоть немного компенсировать жару под «арктическим» костюмом. Но, когда мы увидели финальный результат на экране, сложно было поверить, что все это снято в помещении — настолько убедительно выглядела «аляскинская» зима», — вспоминает Айнур.

Камера, мотор, уроки

Но как удается совмещать съемки с учебой, учитывая, что Аяжан — школьница, а съемочные дни бывают весьма интенсивными и часто проходят в другом городе? Отвечая на этот вопрос Айнур пояснила, что учебный процесс продолжался и на площадке. Кроме того, здесь внимательно следят и за переработкой.

«На площадке постоянно присутствует учитель — у каждого ребенка свой. Это педагог, которого предоставляет продакшн, родители не могут приводить своих репетиторов. Учитель ведет программу того штата, откуда ребенок приехал. Мы, например, живем в Калифорнии, поэтому Аяжан занималась по калифорнийской программе. Если ребенок из Нью-Йорка — он проходит свою программу. Образовательный процесс обязательно продолжается, независимо от графика съемок», — объяснила собеседница.

Кроме учителя, на площадке находится социальный работник. Его задача — следить за безопасностью ребенка, за тем, чтобы никто не нарушал его права, не перегружал и не требовал больше, чем допускают правила.

«На самом деле здесь система устроена очень четко. Права ребенка в индустрии защищены строго: дети определенного возраста не могут работать дольше установленного количества часов. Когда мы участвовали в проекте, максимальная продолжительность рабочего дня для Аяжан составляла восемь часов — больше работать было нельзя», — поясняет Айнур.

С самого начала своей съемочной карьеры, Аяжан проходила актерские классы. Эти курсы семья оплачивала самостоятельно, однако с момента получения роли дополнительных расходов на обучение уже не требовалось: на съемочной площадке с детьми зачастую работают актерские коучи, которые в процессе объясняют тонкости игры.

Инвестиции в будущее

Работа на съемочной площадке всегда оплачивается, и размер гонорара зависит от контракта. По словам Айнур, это достаточно выгодное занятие, тем более, для ребенка. Чистый доход за один съемочный день обычно составляет от $700 до $1 000. За съемки в сериале заработок может достигать $5–10 тыс. за серию. Кроме того, ребенок получает процент от проката проекта. Это распространяется как на кинотеатры, так и на стриминговые платформы вроде Netflix.

Аяжан Далабаева на обложке сериала «Мальчик с оленьими рогами» в день премьеры на Netflix
Скриншот

«Также Аяжан состоит в профсоюзе актеров, что обеспечивает определенную минимальную ставку. На профсоюзных проектах актеру нельзя платить меньше установленного минимума, условно $1000 за съемочный день. На непрофсоюзных проектах гонорар может быть любым, начиная от $50 в день», — дополняет Айнур.

Для защиты заработанных средств в США действует система, по которой часть дохода ребенка автоматически направляется в специальный фонд. Эти деньги ребенок сможет снять только по достижении совершеннолетия. Остальная часть гонорара остается на руках у семьи.

На сегодняшний день Аяжан не задействована в конкретном проекте, однако активно проходит кастинги, посещает курсы актерского мастерства и готовится стать всемирно известной звездой, так как останавливаться на достигнутом юная актриса не собирается.

Айнур же работает над собственным проектом, который, по ее словам, должен стать практическим путеводителем для родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети попробовали себя в модельной индустрии или кино. «На протяжении нескольких лет я собирала информацию буквально по крупицам — от требований кастингов до особенностей американской индустрии. Сейчас я систематизирую этот опыт, чтобы помочь другим семьям избежать тех сложностей, с которыми столкнулась сама», — заключила собеседница.