Истории клиентов HR Capital: Жайна Оспанова – от семейного дела до масштабного бизнеса
Её можно назвать королевой кулинарных ингредиентов, вырастившей небольшое дело до уровня ведущего кондитерского поставщика Казахстана.
Жайна Оспанова — основатель двух крупных брендов, один из которых является успешной франшизой.
Компания Meridyan 25 лет является крупным оптовым поставщиком специй, ингредиентов, сырья для хлебозаводов, кондитерских, пекарен с более чем 80 позициями в ассортименте и более чем 50 поставщиками со всего мира.
Сеть магазинов «Супермаркет для кондитера Asdecor» 13 лет предоставляет качественное сырье, ингредиенты, инвентарь для кондитерских цехов, кулинаров, HoRеСa.
Становление
Жайна родилась в селе Егиндыбулак в ВКО, в школу пошла на станции Ушбиик Жарминского района, куда переехала ее семья. «За меня учителя «дрались», чтобы я участвовала на олимпиадах именно по их предмету», — вспоминает Жайна.
Окончив в 1993 году Нархоз, по специальности «материально-техническое снабжение», она прошла практику в алматинском «Торговом доме» и начала карьеру в финансовой сфере. Начав с позиции оператора в Видергебурт-Банке (банк работал в 1991–1995 годах — F), выросла до начальника отдела по работе с клиентами. Работала в Альфа-Банке, Индустриальном банке и в Государственном центре выплат пенсий, получив ценный опыт. «Банковская сфера научила системному подходу, управлению финансами и выстраиванию взаимоотношений с клиентами», — рассказывает она.
Старт бизнеса
Первые шаги в семейном бизнесе были связаны с поставками пряностей. В 1996 году один из клиентов банка занял у Жайны деньги и не мог вернуть долг четыре года. Он предложил привезти кондитерский мак из Турции, что было дешевле, чем из России, на этой сделке обещал закрыть долг. «Мой супруг тогда заканчивал магистратуру в Турции и помог найти поставщика», — вспоминает Жайна.
Первый опыт вышел «комом». Товар «встал» на границе, а позже выяснилось, что пик продаж приходится на пасхальные праздники. И Жайне пришлось самой начать реализацию.
«В то время был дикий рынок, базары. А мы напрямую вышли на производителей. С коммерческими предложениями, договорами, сертификацией. Более того, мы организовали доставку до производителя, купили грузовики», — говорит Жайна.
Компания Жайны и ее мужа Аскара сыграла роль в упорядочении рынка. Работа «вбелую» — со счет-фактурами, контрактами, прозрачные поставки. Исключив посредников, они снизили цену, обеспечили хорошее качество и стабильность поставок сырья. Был создан хаб с широким ассортиментом и плановым покрытием нужд потребителей. Название бренда Meridyan исходило от мечты поставлять товары со всех меридианов земного шара. И сегодня эта мечта исполнилась.
Их с мужем Аскаром Тәжикеном бизнес смело можно называть династийным: из четырёх детей двое сыновей уже подключились к делу.
«Наш бизнес строится на порядочности, честности и доброте. Люди думают, что надо быть «волком» в бизнесе, а надо уметь брать на себя ответственность, риски, не обвинять людей и обстоятельства. Именно это приводит бизнес к успеху. Этому мы учим своих четверых детей. И франшизу Asdecor в основном приобретают семейные пары, что подтверждает силу семейных ценностей в бизнесе».
«Аскар ездит на мировые выставки, выстраивает отношения с поставщиками, ведет техническую часть бизнеса. У меня задачи управленческие, стратегические, взаимоотношения с клиентами», — уточняет Жайна.
Через несколько лет супруги решили, что в Казахстане есть потребность в магазинах для кондитеров, и в 2013 году открыли Asdecor — розничный магазин для тех, кто занимается выпечкой. Проект объединил профессионалов и любителей в одном месте. «У меня было желание создать систему супермаркета для кондитера, с большим ассортиментом, где он мог бы потрогать товар руками, — говорит Жайна. Идея оказалась успешной: — Сегодня 39 магазинов успешно работают не только по всей стране, но и в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. А кулинарии со сладкими десертами из наших ингредиентов открываются уже в Америке и Дубае».
О сложностях
«В бизнесе не всегда все гладко. Нас «кидали» недобросовестные поставщики, приходилось судиться в странах, чьих законов не знаешь. Однажды в Индонезии цунами затопило завод поставщика, контракт с которым был уже оплачен.
Как-то мы привезли дорогую специю — шафран, и «пролетели». Нужно было заказывать сразу несколько тысяч банок. А это — огромные деньги. При этом он используется в граммах и рынок больше определенного объема не потребляет. Долго реализовывали, делали акции, даже в минус продавали», — делится Жайна.
У компании был и горький опыт экспорта товара местных производителей — поставка гречневой крупы в Европу. Пока груз доехал, цены рухнули, товар долго простоял и начал портиться. В результате — потери на десятки миллионов.
Влияние обучения HR Capital
Важным этапом для бизнеса стало обучение в HR Capital. «Мышление изменилось, особенно в вопросах управления персоналом и организации процессов. Я преодолела страх потери сотрудников. Теперь у нас есть четкая система найма, адаптации, мотивации и развития кадров, — делится Жайна. — Мы внедрили системные HR-процессы. Я думаю, что каждый руководитель должен быть немного HR, понимать его суть и функции. Правильно подобранная команда — ключ к росту».
Обучение дало Жайне и новые деловые связи: «Нетворкинг — одна из самых ценных составляющих HR Capital. Я познакомилась с сильными предпринимателями, с которыми теперь сотрудничаем и обмениваемся опытом»
Социальная деятельность
Портрет Жайны как лучшей ученицы висит в родной школе. Десять лет назад она запустила там мотивационную программу, поощряя лучших учеников, призеров олимпиад и научных проектов.
«Я вижу ежегодный рост участников, они покоряют конкурсы, олимпиады, по итогам года премируются до 40 учеников. Быть причиной успеха других — для меня ценно», — говорит Жайна.
С ее помощью в школе оборудовали кабинет робототехники и актовый зал. Также предпринимательница способствовала открытию историко-краеведческого музея в родном поселке. Была награждена медалью в честь 90-летия Жарминского района, имеет благодарности от Министерства образования.
Стратегические планы
Жайна и Аскар прошли путь от работы в частном доме до торговых сетей, складов класса А, современного офиса в 600 кв. м в престижном районе, поставщиков из более чем 50 стран. Они инвестируют в дистрибуцию, логистику и новые технологии. Внедрены СRМ, аналитика, складская логистика.
В 2024 году получили очередной эксклюзивный контракт на промышленный шоколад и начинки итальянской марки IRCA. Выпускают бренд кондитерских сливок Mila.
В планах — новые точки в Казахстане и за рубежом, увеличение ассортимента и расширение собственного производства. Еще в планах самой Жайны — делегировать операционное управление и сосредоточиться на стратегическом развитии и обучении предпринимателей: «Моя миссия — быть примером успеха для других людей. У меня хорошо получается доносить людям идею, менять их мышление в лучшую сторону. Я вижу, как сотрудники растут, добиваются успехов. А франчайзи строят крепкий семейный бизнес».