Иногда банан — это искусство
Как современное искусство стало классом активов, объяснил арт-консультант Владислав Слудский на Forbes Woman Brunch
На августовском Forbes Woman Brunch арт-консультант, участник рейтинга «30 до 30» Владислав Слудский рассказал о том, как коллекционирование искусства превратилось в инвестиционный инструмент. Его лекция «Краткая история коллекционирования: от обладания к соучастию» началась с провокации — Владислав показал фотографию работы итальянского художника Маурицио Каттелана «Comedian» («Комедиант» или «Комик»). Произведение было создано в 2019 году в трёх экземплярах и представляет собой свежий банан, приклеенный сантехнической клейкой лентой к стене. Два экземпляра были куплены за $120 тыс. прямо на выставке Art Basel. Третий экземпляр хотели купить многие, но в итоге его приобрёл музей Соломона Гугенхайма.
«Это событие вызвало шок. Но уже весной эту же работу продают за $6 млн», — напомнил Слудский.
«Продажа банана» стала символом того, как современное искусство формирует новые экономические и культурные правила игры. Но история начинается намного раньше…
От «Фонтана» до банана
По словам эксперта, фундамент концептуального искусства заложил Марсель Дюшан, который выставил в 1917 году в галерее обычный писсуар, назвав его «Фонтан». Искусство перестает быть предметом исключительно эстетического восхищения и становится пространством для провокаций, обсуждений и критического мышления. Современное искусство — это институт производства знаний. Оно не просто украшает пространство, а заставляет сомневаться, спорить, задавать вопросы о философии, экономике и обществе.
«Фундаментальная разница в том, что обычный банан никто никогда не купит за $6 млн. Но когда банан приклеен к стене, ты ставишь под сомнение — а искусство ли это вообще? Это такая точка входа во всякие споры и поиск смыслов, — объяснил Слудский. — Концептуальное искусство критично, оно приглашает к соучастию, к беседе».
Как коллекционеру ориентироваться на рынке
Слудский предложил инвесторам подходить к выбору произведений современного искусства так же тщательно, как к анализу финансовых активов.
1. Узнайте, где художник учился
Первым маркером, на который необходимо обратить внимание, это образование. Как правило, это 20 топовых университетов мира.
2. Проверяйте активность художника
Если персональная выставка художника не проводилась более 5–7 лет, это тревожный сигнал для инвестора. Активность на международных площадках (например, в Лондоне, Сеуле или Кейптауне) подтверждает устойчивый интерес к автору.
3. Оценивайте участие в коллекциях
Наличие работ художника в музейных и институциональных коллекциях повышает их ценность и формирует «сакрализацию» — признание искусства на историческом уровне.
4. Следите за рынком
Высокая цена не всегда гарантирует ценность, и наоборот. Умение увидеть потенциал там, где рынок ещё не сформировал цену, отличает профессионального коллекционера.
Искусство как актив: высокая доходность и риски
Главное, по словам Слудского, что необходимо помнить, — современный рынок искусства динамичен и высокорискован.
«80% произведений, которые сегодня выставляются на ярмарках и обсуждаются в прессе, через 100 лет исчезнут из культурного контекста. Но именно редкие исключения формируют историю и огромную капитализацию», — подмечает он.
Спрос на искусство как актив растёт, но эксперты всё более избирательны: они стремятся продавать произведения не случайным покупателям, а коллекционерам, которые обеспечат работу статусом и продвижением.
Инвестиции в смыслы, а не только в стоимость
Коллекционирование искусства — это не просто покупка материальных активов, а долгосрочная инвестиция в культуру.
Увеличивать ценность искусства в Казахстане и казахстанского искусства на мировой арене, по мнению Слудского, будут две институции, которые открываются в сентябре 2025 года в Алматы: «Целинный» и Almaty Museum of Arts. Он напомнил, что у «Целинного» нет собственной коллекции и они делают упор на образовательные программы. В Almaty Museum of Arts собрана коллекция мирового уровня. Спикер уверен, что эти две институции смогут работать в синергии.
«На их открытие приедет примерно половина мира», — уверен Владислав Слудский.